Фестиваль «Музыки мира» в Петербурге, 13.08.2022

13 и 14 августа в славном городе Санкт-Петербурге прошёл фестиваль «Музыки Мира», посвящённый популяризации народной и «этнической» музыки в широком жанровом смысле. Фестиваль проходит уже не в первый раз, однако лично для меня, воспользовавшегося свободным окошком на субботний вечер и внезапным поводом приехать в Питер, мероприятие было внове.

На программу 14-го августа я, к сожалению, не остался, так что высказанные ниже впечатления касаются только первого дня феста.

Как и с фестивалем в Песоченке месячной давности, услышанное на «Музыках мира» можно поместить на жанровую полочку «этно-фьюжн». Добавлю, что в качестве терминов-заменителей вполне можно использовать и привычный world music. Хотя, строго говоря, лично у меня помянутый стилистический якорь всё же ассоциируется с доминированием аутентики и народных инструментов — а среди выступивших команд под это более подошло лишь закрывающее фестиваль выступление НАМГАР.

Также возьмём на себя смелость для пущей конкретики не обходить стороной и такой своеобразный термин, как worldbeat, — прибережём для тех случаев, когда в саунде группы обнаружится достаточно «поп»-элементов. 🙂

* * *

А явился я на набережную Фонтанки, как выяснилось, несколько заранее — музыканты пока что проходили саунд-чек. Доносившиеся со сцены бойкие и живые репризы предвосхищали зажигательный концерт.

Сцена расположилась рядом с Шереметевским дворцом — так что при желании можно было ещё и причаститься истории. Тем паче, здесь работал интригующий музей музыкальных инструментов — представится случай, надо всё же будет зайти поглядеть.

СТАРИЦА

После пространных вступительных слов конферансье жребий открывать собственно музыкальную часть фестиваля выпал коллективу «Старица» из Белгорода.

Появились ребята на сцене, разодетые по-готичному, в чёрном. Впрочем, если их музыка и отдавала меланхолией, то лишь немного и исключительно в приятном уху ключе. 🙂

Сами ребята аттестовывают себя как «электро-фолк проект из Черноземья». И действительно, в основе саунда — спокойная ритмичная электронная «подложка», в которую вплетаются, с одной стороны, сэмплы с народными инструментами, а с другой, живые гитарные риффы (достаточно мягкие и аккуратные).

Насколько я смог разобрать, в основе лирики — фольклорное пение, вплоть до вкрапления характерных глоссолалий типа «люли-люли». Гитарное соло — во многом задумчивого оттенка. Откровенно наперекор мягкости саунда и общей фольклорной линии не идёт; в какой-нибудь вульгарный фолк-рок, как можно было бы думать, завидев гитару, всё отнюдь не скатывается. 🙂

Лидирующий вокал — женский, достаточно мощный и профессиональный. Впрочем, мужская половина дуэта, более ответственная за инструментальную часть, вносит свой заметный вклад и в пение тоже.

Несмотря на размеренный темп, звучит всё, по-моему, достаточно живо и динамично; даже пробивается электронный танцевальный импульс.

В этом смысле (да и вообще) особенно понравилась одна внешне достаточно спокойная композиция в минорной тональности, спетая бойким равноправным дуэтом.

Звучит мажорная песня «про казака» — в том же спокойном ритме, без надрыва, хотя и представлялось, что коль уж про казака, добавится щепотка залихватской удали. 🙂

Короче говоря, лично мне выступление «Старицы» пришлось по вкусу; смотрелось и слушалось доносившееся до моей галёрки вполне себе свежо и интересно. Мягкий, не раздражающий электронный саунд с аккуратно вплетёнными гитарными риффами, хорошее профессиональное пение. Сочетание русского фольклора и электронных аранжировок получилось вполне гармоничным, не режущим слух и не срывающим шаблоны. 🙂 Подумалось, ребятам бы разнообразить палитру живыми рожками́-окаринами-балалайками — цены б не было.

НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР

Следом был объявлен балканский фолк в исполнении московской команды с архангелогородскими корнями и несколько претенциозно-ироничным названием «Неизвестный Композитор».

Сейчас, печатая эти строки, смутно припоминаю, что мог видеть этих ребят когда-то на «разогреве» московского концерта то ли Эмира Кустурицы и его No Smoking Orchestra, то ли Горана Бреговича. Возможно, не в таком составе, но тем не менее.

Предстали они на сцене в узнаваемом широком составе балканского оркестра (ну или клезмера), только с поддержкой баса (вместо классического контрабаса) и гитарных риффов. Кстати, аккордеон в руках девушки-вокалистки смотрелся довольно эффектно.

Ну, какие первые впечатления. Исполнение лихое и зажигательное, только вот песни я «где-то слышал». 🙂

Например, «Опа-цупа» (Opa cupa), которую предлагали подпевать зрителям из-за забавного запоминающегося рефрена — на самом деле, это песня сербско-цыганского певца Шабана Байрамовича, которая, между нами говоря, прекрасно раскрыта у Barcelona Gipsy Klezmer Orchestra. Сам где-то с год назад открыл этот чудесный коллектив для себя на youtube.

И вот честное слово, после них в «Опа-цупе» будто уже и нечего сказать; на этом фоне версия «Неизвестного Композитора» смотрелась тускловато. Притом что полностью заимствован оригинальный ход с миксом итальянской «Ay Carmela».

Однако, справедливости ради, уместны ли придирки: реакция публики была весьма тёплой и благожелательной, многие пустились в пляс возле сцены.

Также в прозвучавшем репертуаре узнал песню македонских цыган Caje Sukarije, которую можно услышать на концертах Бреговича.

В общем, творчество «Неизвестного Композитора» для искушённого ценителя (к коим я всё-таки себя не причисляю) музыкального фольклора балканских народностей, вероятно, покажется вторичным. С другой стороны, далеко ведь не каждый (особенно сейчас) имеет возможность ходить на концерты тех же Горана Бреговича, Эмира Кустурицы, помянутых Barcelona Gipsy Klezmer Orchestra и проч. Плюс, не поспоришь, публика прекрасно откликнулась на яркость, некоторую даже экстравагантность и танцевальный драйв, что дарит коллектив.

Акапелла группа PLUSFIVE

Петербуржцы Plusfive, по-моему, претендуют на скамейку самых оригинальных команд этого вечера. Заявившись на сцену, они сразу предупредили почтеннейшую публику, что будет немного непривычно, поскольку в репертуаре — одни композиции a cappella. Почему? а потому что нам так нравится. 🙂

И с пылу с жару выдали со сцены ритмичное хоровое пение, стойко напоминающее классическое грузинское многоголосие. Собственно, после исполнения объявили собравшимся, что пение было на грузинском.

Да, по факту это не совсем а капелла: атмосферный электронный фон (вместе, кстати, с видеорядом смотрелось довольно органично) и бит здесь таки присутствуют. Впрочем, бит ребята выдавали и чисто голосами — смотрелось забавно. Вкупе с манерой самопрезентации и внешним видом иногда создавалось впечатление этакого рэпчика в горах. 🙂

Один из участников периодически переключался на протяжную зурну (или флейту — с моей галёрки не особо разглядеть), что привносило определённых специй в саунд.

Пели Plusfive и на мотив армянского фольклора — эти аранжировки, впрочем, меня зацепили меньше «грузинских». Не были обойдены стороной и азербайджанские мотивы. Короче говоря, сложился полный паззл закавказского worldbeat.

Многих заставило улыбнуться и, наверное, даже растаять в ностальгии исполнение (в своём акапелла-стиле, разумеется) аквариумовской «Все говорят, что пить нельзя» — смотрелось уж точно не менее оригинально, чем каверы от наших «кельтских» исполнителей.

А закончили, в этом смысле вернувшись к началу, — ещё одной грузинской песней, довольно красивой и атмосферной.

В общем, резюме такое: довольно необычный фьюжн чисто концептуально (во всяком случае, сходу не припомню команду с таким балансом фолка, а-капеллы и «модного молодёжного»); с щепоткой доброй иронии и любовью к Закавказью. Правда, «немного не моё» по настроению; но как бы там ни было, впечатления оставили позитивные — реакция публики не давала соврать.

VETKA folk

Надо сказать, проект Vetka я уже наблюдал пару лет назад на одном московском фолк-мероприятии. Впечатления что тогда, что сейчас остались тёплые, однако нельзя не отметить, концептуально формат несколько поменялся. Точнее, «расширился и углубился», как сказал бы товарищ Горбачёв. 🙂

Открыли выступление атмосферной а-капеллой; позже присоединилась электроника. В этом смысле Vetka остаются верными выбранному формату: живое фольклорное пение под предзаписанную электронную дорожку; никаких иных музыкальных инструментов коллективом не используется.

С другой стороны, подобный музыкальный минимализм компенсируется не только певческим мастерством, но на сей раз и театральностью: артистический выход в белых платьях смотрелся довольно неожиданно. Да и в целом композиции сопровождались достаточно продуманной визуальной обстановкой.

Характер композиций — в основном атмосферный, плавный, журчащий, как и было сказано. Особенно радовали минорные аранжировки, иногда переходящие в некое драматическое напряжение.

Или даже пронзительные ламентации, как в случае с «Тучей» (если правильно запомнил название).

Иногда электроника не столь ровная и более «синкопированная» — но воздушностью, отчасти даже «этериальностью» сквозит и тут.

Местами можно было услышать и довольно ритмичные и танцевальные мелодии — когда, например, Vetka в известный момент остались на сцене в формате трио.

Северная колыбельная «Сугрёмушка» (скорее всего, неправильно записал 🙂 — в общем, речь про беспокойных младенцев, которых якобы именовали именно так).

Тематически колыбельными не ограничилась, разумеется: звучали композиции и про весну, и про любовь, и про щебетание канареек в саду. Ближе к концу исполнили традиционную русскую хороводную.

Короче говоря, получилось довольно мило и познавательно. Однако рискну предположить, для более вдумчивого погружения творчество Vetka более подходит для формата концертного зала, нежели оупенэйра.

Катя Ямщикова

Следом пришёл черёд выступать Кате Ямщиковой и её коллективу — родом они из Башкортостана, между прочим. Конферансье упомянул, что К.Ямщикова — участница проекта «Голос», а также многочисленных тематических джазовых фестивалей и мероприятий.

Действительно, едва ли услышанное можно аттестовать как чистый фолк — скорее, джазовые импровизации (с поддержкой гитарного саунда и живой ритм-секции) на фольклорные мотивы. Увы, лично я не могу похвастаться, что понимаю джаз и являюсь записным поклонником этого жанра, — а здесь он, его дух и стилистика, лежит прямо в основе композиций.

Хотя, разумеется, в услышанном обыгрываются сюжеты русского фольклора. Плюс, нельзя не отметить сильное меццо-сопрано Кати — всё-таки для джаза нужны лужёные голоса. 🙂

Иногда, как мне показалось, можно было услышать и достаточно динамичный фолк-рок (всё-таки в лайнапе коллектива присутствуют электрогитары) с задумчивыми минорными аранжировками; также саунд украшала звонкая флейта-курай с бархатными обертонами. Впрочем, бескомпромиссный джазовый рельеф нет-нет да и считывался.

Звучали узнаваемые традиционные русские композиции: «Ой на Ивана, да на Купала»; также радовали песни про хмель, свадебные песнопения.

Интересный «фьюжн» на примере композиции «Кукушечка»: духовный стих с жизнеутверждающей мажорной тональности, приправленный «босса-новой» и щепоткой хитрых импровизаций.

В известный момент коллектив К.Ямщиковой ненадолго переключился с тематики русских традиций: прозвучала атмосферная башкирская народная песня. Не припомню, чтобы ранее доводилось слышать башкирских песен в таком формате, но композиция пришлась по вкусу: протяжное соло флейты и спокойный напев пробуждали ассоциации, скорее, с занимающейся зарёй и вольным рассветным туманом.

И снова фольклор на русском: звучит какая-то протяжная медитативная композиция, украшенная горловым пением (не самой Кати, а одного из участников, разумеется 🙂).

Любопытно, что русская песня про рябинушку в исполнении Кати и её коллектива оказалась стилизована под зажигательные ирландские рилы; сходства добавляла манера игры флейты.

Было сыграно ещё несколько композиций, столь же мощных и драйвовых. Короче говоря, даром что я не поклонник джаза как такового, коллектив однозначно оставил яркие и живые впечатления.

NAMGAR

А вот выступление Namgar оказалось, пожалуй, самым запоминающимся и притягательным; недаром группа была заявлена субботним хедлайнером фестиваля.

К сожалению, ранее даже не подозревал о её существовании, несмотря на то что свою первую работу — Khusel — они записали аж в 1995 году и с тех пор завоевали поклонников как в России, так и за её пределами. То есть ребята успели стать world music ещё и в плане охвата аудитории — буквально «мировая музыка». 🙂

Корни Namgar — в городе Улан-Удэ. Группа, как можно догадаться, не только студийная (даром что из-под пера Nagmar успело выйти немало релизов, некоторые доступны для прослушивания на том же bandcamp), но и — к вящей радости зрителей и слушателей — частый гость тематических фестивалей, многие из которых проводятся в Сибири.

Несмотря на то что группа, как можно прочесть, в традициях этно-фьюжн использует для создания собственной музыкальной палитры элементы современного рока и джаза, выступление в этот вечер было сфокусировано, как мне показалось, именно на фолк-составляющей, окутанной в атмосферу сибирских просторов. Чему я и рад: ведь этно-фьюжна разного калибра можно было успеть наслушаться в исполнении предыдущих гостей сцены — а вот колоритный фолк/world-music с доселе невиданными народными инструментами зазвучал только под занавес.

Первое, на что волей-неволей обращаешь внимание издалека — это горизонтально расположившийся посреди сцены ятаг (он же ятга — традиционный монгольский щипковый инструмент), за которым в традиционном ярком костюме стоит основательница Намгар Лхасаранова (название коллективу дано по имени). В руках у ещё одного участника-основателя — мультиинструменталиста Евгения Золотарёва — можно было увидеть и скрипку, и бас-гитару, и традиционные монгольские и бурятские инструменты, из которых мне почему-то более всех запомнилась чанза («бурятское банджо») — звучание правда похоже на привычное ирландское. 🙂

Саунд — тягучий, полноводный, окутывающий тебя с ног до головы; иногда разворачивается медитативным эмбиентом. В то же время увлекательно-ритмичный, с отличной танцевальной динамикой. Нельзя не отметить, ярких красок добавляет запоминающийся женский вокал — чёткий, звонкий, немного «игривый», как бы вплетающийся в мелодические линии и заставляющий с интересом внимать, даром что по-бурятски не понимаешь от слова вообще. 🙂

Сумерки удачно оттенили игру иллюминации софитов, обеспечив более полное погружение в атмосферу.

Кстати, иногда появлялись аллюзии на северные традиции, усиливающиеся, когда Намгар на время отвлекалась от пения и подыгрывала на протяжном варгане. А местами даже угадывался этакий шаманистический уклон.

Песни, как и сказано выше, были большей частью на бурятском и обращены к фольклору разных бурятских языковых групп. Исходя из кратких пояснений музыкантов, которыми они предваряли композиции, многие сюжеты вполне себе узнаваемые, описывают традиционный степной (и не только) быт.

Ближе к концу исполнили хатарья (насколько запомнил, правильно хатарья̀) — бурятский танец-хоровод. Народ ничтоже сумняшеся поддался на призывы со сцены и принялся радостно водить хороводы. Мелодия достаточно зажигательная, в бойкой мажорной аранжировке — что ж, весьма уместно, учитывая настигшую город вечернюю прохладу.

В общем, лично мне, как и большинству собравшихся, концерт Namgar очень понравился — что называется, «срезонировало». 🙂 Остаётся только пожалеть, что выступление из-за тайминга оказалось не столь продолжительным.

Резюме

По-моему, отличное и познавательное получилось мероприятие. Каждая выступившая команда была по-своему интересна, даром что не всё из услышанного нашло в моей душе живой отклик, что называется (артисты не при чём, они как раз весьма профессиональны и старались донести до публики драйв и эмоции, — дело в моей персональной жанровой усвояемости 🙂).

Отдельной строкой: довольно необычный формат выбрали PLUSFIVE. Vetka теперь уже не просто журчащий русский фольклор с приятной электроникой, но расширились почти до театральных представлений. А Namgar, конечно, были просто вне конкуренции.

Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт, Культура с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

18 − 15 =