В прошлое воскресенье, 22 ноября, мне довелось посетить фолк-фестиваль «Полынь». Судя по цифре в названии («Vol.12»), проходит он уже в 12-й раз.
Как это обычно и случается, о мероприятии я узнал в этот же день, пролистывая концертную афишу. 🙂 А бегло ознакомившись, особо долго не раздумывал. С одной стороны, названия групп вижу впервые — стало быть, предстоит что-то новенькое. Второй момент: сам формат фестиваля, в рамках которого можно ознакомиться с творчеством сразу нескольких команд. И при этом вполне можно надеяться, что в своей программе они представят (во всяком случае, постараются) компендиум из лучших своих композиций.
И наконец — как говорят англичане, last but not least — заявленная тематика русского фольклора. Не сказать, чтобы русская культура и русский фолклор были в нашем царстве-государстве как-то особо привечаемы. А потому коллективы, так или иначе занимающиеся, паче чаяния, русской традицией, заслуживают особый почёт. 🙂 Да и мне в последнее время не так часто доводится быть на таких мероприятиях.
Забегая вперёд, все положительные ожидания от фестиваля полностью оправдались!
* * *
Из-за коронавирусных ограничений, свалившихся под Новый год на нашу голову, начало было назначено на 6 вечера — на знаю, как музыканты, но с т.зр. слушателя соблюсти в ленный и холодный вечер воскресенья такую пунктуальность (которая, как известно, вежливость королей) было практически нереально. 🙂
Дара Яра
Когда я подошёл, на часах было уже начало 8-го. Ещё из фойе я понял, что музыка придётся по душе: со стороны сцены доносились красивые медитативные напевы. В эти минуты выступала команда Дара Яра project (варианты написания: Дара Я-Ra, Dara Yara). Публики в зале было совсем немного, так что можно было свободно расположиться.
За более чем полтора года своего существования Дара Яра развился из соло-проекта фольклориста Дарьи Рыбаковой до масштабов целого коллектива. Впрочем, насколько я понимаю, лайнап группы не постоянный, и для живых выступлений команда собирается в разных составах.
Что касается инструментальной части, был представлен целый арсенал необычных инструментов. Сразу бросается в глаза колоритный диджериду (похожий на тибетский горн дунчен) — правда, звучал он не столь выразительно, сколь выглядел. Радовала и всевозможная экзотическая перкуссия: у девушки по правую сторону сцены в руках оказывался то барабан джембе, то параллелепипедообразный (простите за обилие букв) кахон, то какие-то экзотические погремушки.
Деревянные духовые тоже не отставали: у флейтистки (периодически переключавшейся на что-то типа турецкого саза) была индийская флейта бансури, у музыканта по левую сторону сцены — различные флейты и рожки́. Ритм помогала держать акустическая гитара. Для полного счастья недоставало, пожалуй, болгарской волынки — гайды. 🙂
Надо всем этим экзотическим аккомпанементом разливался звонкий и, как мне показалось, профессиональный вокал в исполнении солистки Дарьи. Как раз когда я подошёл, исполнялась композиция на одном из балканских языков.
Первые ассоциации от музыки (даже оставляя за скобками пение) — именно в сторону фольклора балканских славян. Реминисценции довольно узнаваемые: в первую очередь, благодаря гипнотизму и явственному ориенталистическому окрасу гармоний. Я даже подумал, концертная программа Дара Яра будет состоять целиком из балканского фолка — однако фестиваль посвящён русскому фольклору, и уже на следующей композиции последовала смена тематики. Меж тем, русские фольклорные песни в исполнении коллектива оказались обёрнуты во всё тот же вязкий балканский орнамент.
Аранжировки действительно интересные, и сам по себе ориентализм довольно притягателен — вместе с тем, сложно представить, что в русских деревнях исполняли фольклор на подобный манер. Да и большинства таких инструментов у наших предков не было. 🙂 Корни такой музыки растут всё же из Турции, которая оказала огромное влияние на культурную вселенную Балкан.
Кстати, в какой-то момент вышедшая перед сценой танцовщица здорово помогала создавать нужный образ — и образ как раз восточный. 🙂
Честно говоря, не ожидал увидеть на фестивале подобного рода эстетику, так что был приятно удивлён. Жаль только, что в расписании фестиваля группа была поставлена в начало, и я застал лишь небольшую часть выступления.
Vetka
Следом выступил ещё один молодой, образовавшийся в апреле прошлого года, коллектив — московская группа Vetka. Как гласит информация на их страничке, коллектив переосмысливает русский фольклор и исполняет композиции в стиле этно-электроники.
На сцену, выстроившись аккуратной линией, вышли три девушки-вокалистки в ярких сарафанах оригинальной выкройки. В заднем ряду, возле экрана, пристроился барабанщик (который, кстати, орудовал не только за установкой, но и периодически использовал традиционные погремушки).
Внимание слушателя было сконцентрировано на вокальных аранжировках этого женского трио: они при всей своей воздушности (отчасти даже «эфирности», свойственной жанру ethereal) достаточно глубокие и цепляющие.
И в целом, как мне показалось, выстроен целостный стилистический образ, на который «работали» и костюмы, и видеоряд, и спокойные электронные аранжировки, и аккуратное чистое пение. Даже в лишних движениях девушки были ограничены — казалось, слушатель должен раствориться в саундсфере, сконцентрироваться на созданных музыкой и пением «Ветки» мыслеобразах.
Атмосфера большинства исполненных композиций — светлая, журчащая, спокойная. Однако была сыграна совершенно прекрасная композиция родом из, кажется, Брянской области — довольно плотная, с яркими драматичными нотками. Словно после ясного безоблачного неба вдруг дышишь грозовым живительным ветром. Насколько я понял, сами артистки переживали, что песня покажется слишком депрессивной (отнюдь!), и уже на следующей вернулись к более «лайтовому» репертуару. 🙂
Были представлены традиционные песни, исполнявшиеся под приятный фоновый визуальный ряд. Запомнилось название одной: Кукушечка. Также не был обделён вниманием «Ваня», даром что таких песен в русском фольклоре существует не одна. Вообще, несмотря на то что репертуар состоял из «женских» песен с соответствующим комплексом переживаний (поющихся от лица нарратора — девушки: типа «не спала не дремала» и т.п.), мужскому взгляду всё это смотрелось довольно мило и комплиментарно.
И конечно, положительные впечатления от коллектива оставляют не только образ и окрас композиций, но и профессионализм вокалисток и всех участников коллектива.
В общем, если хочется чего-то такого лайтового, атмосферного, симпатичного и чтобы по-русски — это к группе Vetka.
Анастасия Шугалей
Следом на сцену скромно заступила девушка с гуслями изумрудного цвета и представила свой проект, который называется Свет-Настасья.
Кстати, сразу или чуть позже Анастасия обмолвилась, что является участницей шоу «Голос» на Первом канале. Подобные передачи, как и телевизор, лично я с добрый десяток лет, как минимум, не смотрю, так что было тем более любопытно. Ну, какие ассоциации у любого нормального человека всплывают в связи с современным российским телевидением: пропаганда, коррупция, кумовство да бесталанность (безблагодатность, как сказал бы К. Крылов). 😺
С этим набором клише Анастасия, всё своё выступление державшаяся скромно и с полным вниманием к немногочисленной аудитории, ассоциировалась менее всего. Игра и пение были, без преувеличения, превосходны. Здесь, как мне показалось, важно не столько даже вложить какое-то количество времени и таланта, чтобы безупречно управляться с таким инструментом (да и вряд ли оно сильно легче, нежели кельтская арфа или какая-нибудь виола да гамба), сколько суметь задать нужный настрой аудитории — люди ведь en masse совершенно отвыкли от традиционной русской музыки.
Сама Анастасия охарактеризовала звучание своих гуслей как «прозрачное» — мне кажется, ассоциации с водной стихией в самую точку. Несмотря на такой «минимализм» (а выступала она без дополнительного аккомпанемента), композиции у неё получались полнокровные, атмосферные, словно сюжеты, написанные на полотне. Например, мне невольно представлялись морские пейзажи, что-то типа сумерек над поросшим соснами скалистым берегом, омываемым журчащими волнами.
Исполняла Анастасия песни как собственного авторства, так и народные. Иногда и песни других исполнителей — впрочем, в авторских аранжировках, и в общую канву выступления они прекрасно ложились. Из «каверов» очень понравилась песня, посвящённая дочери артистки. Несмотря на достаточно простую лирику, это реально трогательная, очень лирическая вещь. В репертуаре также были песни из русской глубинки: например, запомнилась Тульская область.
Впрочем, не столь даже важно, что̀ она играла и пела, в каком ладу, своего ли авторства песни или народные — всё выглядело предельно симпатично и завораживающее.
Кстати, сет-лист, как выразилась сама гуслистка, специально для этого концерта был подобран преимущественно «девчачий» — мужскую половину аудитории, насколько я могу судить, это не смутило. 🙂
Короче говоря, лично я был под впечатлением. Будто заглянул в какую параллельную вселенную — вне фестиваля вряд ли вообще бы наткнулся на эту замечательную исполнительницу. У Анастасии, кстати, есть и другие проекты, где она поёт под гитару русские романсы.
Единственное, всё-таки удивило, что собралось народу довольно-таки скромно. С другой стороны, Анастасия ведёт стримы, и, видимо, её постоянная интернет- и ТВ-аудитория не дозрела до того момента, чтобы ходить куда-то ногами. 🙂
Знак Ветра
Про эту московскую команду (равно как и про всех остальных гостей сцены) ранее я ничего не слышал. А меж тем, группа выступает и записывается уже достаточно давно, и в этом году должна праздновать 10-летний юбилей.
Появившись на сцене в составе квартета, ребята под аплодисменты сопроводили начало своего выступления оптимистичным «ну что, пошаманим?» 🙂
Музыкальную палитру составляли флейта, скрипка, африканский барабан джембе и акустическая гитара.
Звучащее со сцены мне показалось забавной смесью бардовской песни (особенно тематикой костров), сибирского панка (возможно, дело в интонациях вокалиста) и, как ни странно, неофолка. Саунд у Знака Ветра получился местами грубоватой такой фактуры и в минималистической стилистике, для неофолка вполне типичной. Одна из проскользнувших ассоциаций — немецкие команды à la условные Waldteufel или Sturmpercht. Интересно, что сами музыканты называют свой стиль «шаманским роком».
В определённый момент перед сценой появилась танцовщица, двигавшаяся в такт мелодии, — смотрелось весьма эффектно. Хотя если танец должен символизировать появление нимф лесов или гор, девушек просится несколько. 🙂
Фронтмен, помимо владения гитарой, порадовал приличными вокальными данными: у него оказался глубокий баритон. И более того, периодически он даже выдавал аутентичное горловое пение, что удачно подчёркивало «шаманистскую» концепцию творчества группы. Не хватало разве что варгана. 🙂
Вообще, звучали как относительно спокойные композиции, так и динамичные, захватывающие своей энергетикой.
Что ж, несмотря на некоторую сыроватость, весьма достойный коллектив со своей твёрдой концепцией и определённой сценической харизмой. Даром что «шаманизм», с моей скромной т.зр., подчас кажется заезженной пластинкой.
Ра-Дар
Эта команда родом из Рубцовска, что на Алтае. Существуют Ра-Дар уже относительно немало — с 2011 года; ныне ребята базируются в Москве. А буквально на днях, привлекая краудфандинг, из-под пера Ра-Дара вышел новый (дебютный?) альбом с лучистым и жизнеутверждающим названием «Солнце» — собственно, такими они и выглядели в этот вечер.
На фоне остальных участников фестиваля эта группа смотрелась особенно озорно и хулиганисто — в хорошем смысле. И более того, рокерами в строгом смысле слова в этот вечер были, пожалуй, лишь они. Впрочем, фолк-рок в их исполнении получился, несмотря на достаточно динамичные ритмы и «шумность», достаточно мягкий, мелодичный, с бардовским оттенком.
У Ра-Дара оказалось аж два лид-вокалиста, передающие инициативу попеременно от композиции к композиции. Как мне показалось, фронтмен-гитарист и домрист Владимир Нестеренко здесь уверенно держит пальму первенства — во всяком случае, лично мне его вокал понравился больше. Хотя фронтмен-клавишник тоже по-своему харизматичен.
Насколько я смог сосчитать, выступила команда в составе аж 8-ми человек. Впрочем, на сцене артисты появлялись не все одновременно, а как того требовала композиторская логика. Музыкальная палитра весьма разнообразна, если не сказать эклектична: это и придающие академический налёт скрипка и клавишные, и гобой, и русская домра… И, разумеется, sine qua non для рока — гитары и ударная установка.
Кстати, музыкант с гобоем периодически откладывал его в сторону и переключался на народную свистульку — окарину, добавляя звучанию аутентики. А в какой-то момент на сцене очутилась девушка с гуслями, звучащими контрапунктом домре фронтмена. По форме эти гусли отличались от тех, на которых играла Свет-Настасья.
Несмотря на такой инструментальный разнобой, саунд всё же складывался в более-мене стройную и заводную концепцию, пускай и смотрелось довольно «модернистично». Думаю, тому немало способствовали качёвая динамика композиций и светящаяся харизма фронтменов.
Более того, музыканты подали своё выступление отчасти как театральное представление. Жаль только, что не все костюмы доехали (как посетовали со сцены) — лишь скрипачка была в длинном красном платье, создающем реминисценции на эпоху Ренессанса.
Очень цепляюще, в залихватской народной стилистике прозвучала песня, отсылающая к гражданской войне (называется Ехал, Ехал). Фронтмен здесь ещё и здорово аккомпанировал на домре.
Короче говоря, отличный самобытный, весьма профессиональный коллектив с бойким и интересным репертуаром и элементами театрального шоу. Определённо есть на что посмотреть и послушать!
Эпилог
На мой взгляд, в высшей степени достойное получилось мероприятие! Очень рад, что выбрался, пускай и чуть ли не в последний момент. 🙂 Узнал о существовании ряда замечательных коллективов и проектов, так или иначе переосмысляющих русскую фольклорную традицию (притом каждый — по-своему, подсвечивая какие-то близкие для себя нюансы и интуиции), на которые, возможно, в иных обстоятельствах просто бы не обратил внимания.
То, что народу в зале было откровенно немного, с моей стороны как зрителя было просто подарком. Хотя понятно, что для музыкантов и организаторов оно выглядит в противоположном свете. Тем более, все выступившие команды, безусловно, показали высокую планку, и каждая — со своей неповторимой изюминкой.
Лично я получил огромное эстетическое удовольствие от фестиваля, за что сердечно благодарю всех причастных. 🙂
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.