Фольклорно-исторический фестиваль «Гуляй-Город», 30.07.2022

В позапрошлую субботу, 30 июля, съездил я на фестиваль «Гуляй-Город» в с. Песоченка, что под Чеховым. Мероприятие было посвящено любопытному событию в российской истории, о котором — готов биться об заклад — помнит не так уж и много наших сограждан. Если, конечно, специально не поинтересуется. А именно, речь о битве при Молодях. В рекламном проспекте мероприятия сетовалось, что битва эта незаслуженно проходится отечественной историографией по касательной, в то время как по значимости для судеб нашего многострадального отечества она равновелика чуть ли не Куликовской.

Несмотря на то что фестиваль посвящён, как можно догадаться, истории и исторической реконструкции, лично меня он заинтересовал анонсированной музыкальной частью. Помимо прочего, были обещаны достаточно разноформатные отечественные группы, так или иначе эксплуатирующие русскую фолк-стилистику. Если некоторые из них мне уже попадались, то многих тогдашних гостей сцены предстояло увидеть впервые, что само по себе было небезынтересно. Да и в целом как-то соскучился я по летним оупенэйрам — а тут организаторы внезапно предоставили прекрасный повод насладиться форматом.

Кстати, сами Молоди расположены чуть дальше места проведения феста — однако выбранная локация достаточно просторна, здесь без труда разместилась вся инфраструктура. Более того, казалось, было даже слишком просторно (до того момента как народ не начал, ближе к вечеру, активно набиваться у сцены на музыкальную программу).

Примечательно, что посещение фестиваля для посетителей было абсолютно бесплатное. Более того, от ж/д-санций Чехов и Столбовая ходили бесплатные автобусы, они же развозили потом обратно.

* * *

Добрался я до Столбовой ближе к полудню. Ужаснувшись какому-то дикому количеству народа на остановке у станции, штурмовать бесплатный шаттл не стал, вместо чего решил прогуляться, по пути к фестивалю надеясь подцепить где-нибудь на остановке рейсовый автобус или маршрутку.

Однако на деле ситуация оказалась близка к транспортному коллапсу: дорога — единственная и достаточно узкая — в сторону места проведения мероприятия вся сплошняком «красная»: скорость движения на протяжении всего маршрута была примерно никакая. Что и говорить, фактически дорога оказалась парализована, и виноваты в этом воленс-ноленс участники фестиваля, добирающиеся кто на личных авто, кто на автобусах. К подобному оказались положительно не готовы и местные жители, с круглыми глазами вопрошавшие меня, куда это все ломятся в субботу с утра. 🙂 В итоге я часа полтора шёл пешком прямо до места проведения фестиваля — и это оказалось намного быстрей, нежели как бы то ни было ещё.

Меж тем, народу на месте оказалось не такое уж и чудовищное количество, как рассчитываешь, насмотревшись на внезапный транспортный коллапс. Можно было спокойно перемещаться между объектами: это сцена, «арт-объект» в стиле «а-ля рюсс», небольшая ярмарка, нечто вроде фуд-кортов под открытым небом, пространство для реконструкции собственно Молодинского сражения, а также поле для кулачного боя.

Народ в основном был одет вполне себе буднично и затрапезно (как я, например 🙂) — но на некоторых посетителях можно было разглядеть какое-то подобие дресс-кода в русской стилистике. Ну и готовившиеся к выступлению реконструкторы были, само собой, «при параде».

Открылся фестиваль вступительным словом попечителя и одного из организаторов, небезызвестного Константина Малофеева.

После чего взорам публики была представлена торжественная музыкально-театральная постановка, сюжет (точнее, пафос) которой крутился вокруг Молодинского сражения.

По окончании всех пригласили наблюдать в режиме живого времени за реконструкцией сражения.

Что ж, реконструкция прошла довольно красочно, хоть во многом и в этаком щадяще-демонстрационном режиме, с подробным закадровым комментированием исторического консультанта.

Полки М. Воротынского и Дм. Хворостинина готовятся к обороне молодинского гуляй-города:

Пиротехнику задействовали вполне эффектно.

Всадники Довлета I Гирея:

После реконструкции посетители были приглашены (правда, только в качестве наблюдателей 🙂) на развернувшийся на соседнем поле спортивный кулачный бой команды жёлтых против команды чёрных (в формате «500 на 500»), сражавшихся под крики «русские, вперёд!».

Действительно была такая забава на Руси, и организаторы решили взять её за основу своего зрелища. Не могу, впрочем, сказать, что действо сильно впечатлило, но местами наблюдать было любопытно.

Наконец на сцене был дан старт музыкальной программе, коию в блиц-формате и постараемся описать ниже.

Груня

Концерт открылся выступлением группы «Груня», ранее мне не знакомой. Костяк коллектива, если я правильно понял, оставляет семейный творческий проект. На своей страничке во ВК они самоаттестовываются как «этно-фьюжн» — на мой взгляд, достаточно точно. Если не строго жанрово, то в качестве некого «общеописательного» якоря. Кстати, по мне, так многое из услышанного в этот вечер можно охарактеризовать в т.ч. и таким образом.

Композиции в основе своей, насколько понял, не народные, а стилизованные под аутентику. Хотя и интерпретации народных песен вроде бы тоже были.

Народных инструментов я не заметил, зато бросалось в глаза и уши колоритное соло сопрано-саксофона. Саунд, в целом, достаточно динамичный и сочный. На протяжении всего выступления можно было внимать довольно бойкому женскому вокалу на фоне ритмичной этно-электроники в джазовых тонах. Артисты оказались не чужды эспериментаторству: в ход активно шли джазовые импровизации и даже босса-нова; ощущения «перегруза», впрочем, не было ни на йоту — напротив, всё достаточно удобовоспринимаемо, а где-то даже и удивительно воздушно.

Короче говоря, «Груня» — ребята достаточно позитивные и озорные; музыка под стать южно-русскому колориту, коему они старались следовать (если я правильно понял). Получилось вполне живенько и танцевально, даром что будто бы нарочито неглубоко.

Ярилов зной

Следом взору публики предстали Ярилов зной. Коллектив с воронежскими корнями, достаточно молодой (если верить Вики, на сцене с 2012-го года).

Как-то сразу бросается в глаза, что группа выступает в максимально патриотическом амплуа, притом спрессованном до кажущейся странноватой идейно-стилистической эклектики. Тут тебе и языческие нарративы (да хотя бы название), и православие, и вольные казачьи баллады, и служба отечеству.

Это с одной стороны. А с т.зр. саунда это, по-моему, небезынтересный лирический фолк-рок с красочным и харизматичным мужским вокалом. Тональность композиций — по преимуществу мажор, притом довольно воодушевляющий, надо сказать. Фронтмен, помимо пения, периодически подыгрывал на каких-то деревянных свистульках и окаринах. В известный момент попросил публику начать водить хоровод, что встретилось поперву с некоторым недоумением, но далее народ вроде не без удовольствия втянулся.

Прозвучала композиция «Любо мне» на манер песни донских казаков — довольно впечатляюще и драйвово, кстати, вышло, даром что местами сыпанули патриотизму, как выражается молодёжь, до кринжа. 🙂

Что ж, достаточно неплохой коллектив, со своим почерком и харизмой. Однако, надо признать, больше просится для телеэстрады, да и в целом немного не моё.

Русский акцент

Следом подошла очередь выступать группе с несколько странным (для выступающего в России русского коллектива, в смысле) названием Русский Акцент. Если верить «Гуглу», групп с таким названием существует, как минимум, две — в данном же случае речь пойдёт о проекте Валентины Смирновой, образовавшемся в 2013-м году.

Чем-то похоже, как мне показалось, на выше упоминавшуюся «Груню». Здесь мы тоже слышим «этно-фьюжн» с этно-электронной подложкой, разве что местами саунд (на это же впечатление играет, как мне показалось, и манера пения вокалистки, даром что вокал достаточно чёткий и поставленный) несколько тяготеет к «попсе». Впрочем, позже появлялись и небезынтересные гитарные соло; и опора здесь не на брутальные риффы, а скорее на атмосферу как таковую. Эти впечатления усиливались клавишными.

Также отметим протяжное звучание окарины, флейту с мягкими бархатными обертонами, придававшие композициям атмосферный медитативный колорит. Кстати, соло на флейте достаточно интересное, особенно когда контрапунктом звучало несколько тонов, перемежающихся вокализами. Плюс, музыкант-мультиинструменталист иногда переключался на певучий кларнет.

Короче говоря, «этно-фьюжн» как он есть. Интересно, ярко и по-своему гармонично, ощущения неуклюжей стилистической мешанины не возникало.

Полюшка

Далее на сцене появился ещё один занятный этно-фьюжн-проект. В инструментарии «Полюшки» — различные рожки́, электрогитара и даже вилончель. 🙂 Сама вокалистка-фронтвумен появилась на сцене сперва в готичном чёрном, а затем в блестящем костюме с ниспадающими стразами и серебряном головном уборе, издали напоминающем какую-то лучистую корону.

Некоторые композиции — с достаточно приятным меланхоличным атмосферным саундом, отчасти даже этериальным. Виолончель привносила некого обречённого драматизма в саундсферу. С другой стороны, звучали композиции и пожёстче, на колковатый частушечнообразный манер. Местами получалось с заметным уклоном в «поп».

Если честно, где-то на этой ноте внимание немного расфокусировалось; решил немного побродить по территории фестиваля.

В целом, показалось, проект небезынтересный; при желании подвигаться в такт вполне можно.

Сергей Старостин и проект «Этносфера»

Ко времени моего возвращения на сцене вовсю уже выступал небезызвестный фольклорист Сергей Старостин. Он даёт концерты как в соло-формате, так и в составе совместных проектов с различными музыкантами и театралами. Мне доводилось несколько раз бывать на концертах Старостина, и, признаюсь, во многом от отсутствия «эффекта новизны» впечатления на сей раз остались ровные. Хотя выступил он на «Гуляй-Городе» не один, а с проектом «Этносфера».

Звучит «Заливочка» — в основе своей светлая, спокойная, чуть грустноватая композиция, исполняющаяся под ручейком льющуюся мелодию гуслей. Здесь же она заметно усилена расширенным инструментарием клавишных, деревянных духовых и гитары. Более того, саунд дополнительно армировала чёткая ритм-секция. В общем, получился, как это ни банально, «этно-фьюжн». 🙂 Помню, кстати, Старостин на одном концерте играл эту песню под аккомпанемент этно-перкуссии молдавского музыканта М. Калдарару — так вот, это разные интерпретации, каждая по-своему интересная (даром что, признаться, к навороченному «этно-фьюжну» тут надо привыкать).

На «Порушке-Паране» (если не ошибаюсь) присоединяется женский вокал — тоже спокойная светлая композиция, но в этой интерпретации, кажется, не особо зацепило.

К коллективу присоединяется вторая вокалистка — звучит русская свадебная («Ой, девка ты, девка красная»(?)). Довольной бойкая композиция с сильной импровизационной партитурой клавишных и деревянных духовых; в определённый момент девушки выдвигаются вперёд и внезапно исполняют чечётку на ирландский манер. 🙂

Композиция «Страдания», якобы записанную С. Старостиным со слов своего деда, мне давно приглянулась — и на сей раз этот замечательный частушечный вокализ (только голос, никакого стороннего аккомпанемента!) вызвал искреннюю улыбку комическим сюжетом и восхищение мастерством исполнения.

Завершил своё выступление коллектив Старостина какой-то динамичной и достаточно сложной импровизацией с участием женского вокального дуэта.

В общем, талантливый фольклорный исполнитель в очередной раз порадовал своим мастерством; несмотря на то что многое из репертуара я уже слышу не в первый раз, интерпретации песен достаточно свежие и требующие вдумчивого погружения.

Zventa Sventana

Название этого коллектива, в общем, на слуху — они уже вроде как аж с 2005 г., если Вики не врёт, исполняют русскую музыку. Вместе с тем, не могу сказать, что вектор их творчества мне как-то особенно симпатичен.

И с первых же доносившихся со сцены электронных сэмплов окунаться туда хотелось всё меньше. Да, оно по-своему качественно и, быть может, даже с огоньком — однако по мне, так получилась какая-то грубая эклектика уровня сочетания несочетаемого. С одной стороны, девушки поют-то (притом хорошо поют) аутентичный фольклор, притом тут он даже не в виде каких-то отдельных элементов или стилистического каприза. Но с другой, под аутентичную ткань «как есть» подвёрстываются танцевальные биты и модные сэмплы, будто оно так и должно звучать. Нет, не должно — на выходе получается вовсе не «модно, молодёжно», а жуткий Франкенштейн.

В этом смысле характерна, скажем, та же колыбельная, зачем-то сведённая в драм-н-бейс-обёртке. Получился то ли «Нейромонах Феофан» (с моей т.зр., сам по себе неудачный), то ли откровенно вульгарная «Манижа».

Хотя надо отметить, артистизму и умению работать с публикой Zveta Sventana не занимать.

Короче говоря, пусть и прохладное, это исключительно моё мнение (к тому же, восторженных трепетаний драм-н-бейс как таковой откровенно не вызывает), составленное из выступления, данного мне в ощущениях. 🙂 Да, при всей харизме, при всём умении и желании работать с публикой — такое впечатление, фольклор всё же требует более деликатного обращения. Пожалуй, подобное неплохо смотрелось бы в качестве своеобразного культурного тарана — для формата «Евровидения» и прочих подобных конкурсов.

Shaman

Артист Shaman (он же Ярослав Дронов) был представлен конферансье чуть ли не в качестве хедлайнера фестиваля. А известен данный молодой исполнитель широкой публике стал благодаря несольким разошедшимся клипам на youtube. Лично я, впрочем, ничего ранее у него не слышал (и специально не собирался), так что выступление было для меня внове. Да и ровным счётом ничего не ждал. 🙂

Что ж, первое впечатление — ещё один исполнитель, зачем-то использующий «хор невольниц» aka «Улетай на крыльях ветра» из известной оперы Бородина. Впрочем, справедливости ради, определёнными вокальными талантами «Шаман» не обделён.

Насколько я понял, дальше он исполнил два своих, с позволения сказать, хита: «Встанем» и «Я русский«. Если отодвинуть в сторону патриотический нарратив (с пафосом тут явно переборщили), перед нами, на самом деле, эстрадный певец с неплохим вокалом. Хоть сейчас заменяй Газманова, Льва Лещенко и кто там ещё нонче слывёт песенно-патриотическим глашатаем. Однако сдаётся мне, как ни надувай, это всё не музыка молодёжи.

К тому же, немало подивился одному пикантному обстоятельству: не секрет, что само слово «русский» в РФ в пропагандистском дискурсе не привечается — как вдруг нате! Прямо со сцены на голубом глазу декларируется, что русским, оказывается, быть не только дозволительно, но и вроде как «прикольно». С чего бы такой скачок с места в карьер. Впрочем, для песенного творчества здесь ничего из ряда вон — так и напрашивается та же L’Italiano, где нарратор, как мы помним, гордится тем, что настоящий итальянец. Ну вот и русским разрешили. 🙂

В общем, увы, творчество «Шамана» лично меня не зацепило. Притом что талант у парня явно присутствует, и пустышкой я б его не назвал. Сумеет удержаться на отечественной эстраде — дай-то Бог, почему нет.

Калинов мост

Решил немного задержаться в ожидании ещё одного заявленного хедлайнера — группы Oligarkh, — но её переместили аккурат под самый занавес. А пока сцену уступили старейшему рок-коллективу «Калинов Мост».

Я не фанат русского рока, но ребята играли, по-моему, довольно приятные и даже местами медитативные вещи (типа «Сберегла«). К тому же, стиль вроде худо-бедно апеллирует к элементам фольклора, каких-то религиозных интуиций. Сам фронтмен пел довольно чисто, с подкупающими эмоциями.

Не моё, но послушать вполне можно.

Oligarkh

Увы, застал лишь самое начало выступления — хотя громкий ярлычок «мрачная православная электроника», присвоенный этой питерскому проекту с лёгкой руки какого-то журналиста, любопытство несколько подогревал.

Но что̀ успел услышать, скорее, понравилось. Как мне показалось, там не было откровенной и грубой мешанины фольклора и электроники — всё как-то более-менее изящно вплеталось. К тому же, понравился сам саунд — он действительно довольно глубокий и мрачный.

Но окончательный вывод делать не готов — может, представится ещё случай спокойно отсмотреть выступление, когда не надо будет галопом по темноте бежать до автобуса. 🙂

Вместо резюме

Получилось, по-моему, небезынтересное и насыщенное культурное мероприятие. Фестивали наподобие «Гуляй-Города» действительно нужны: всё-таки дают русским людям представление о культурном коде; и кроме того, толика пиара в хорошем смысле слова исполнителям русской музыки нелишня. Реконструкция Молодинского сражения достаточно познавательна, музыкальная программа тоже получилась разнообразна и неглупа (за редким исключением — впрочем, тут кому что ближе 🙂). Дополнительному позитиву способствовала, кстати, прекрасная солнечная погода.

Отдельная благодарность организаторам фестиваля, которые мало того что предоставили всем желающим возможность посетить его совершенно бесплатно, так ещё и предоставили автобусы до станции. Более того, позже узнал, что ещё и воду можно было пить совершенно бесплатно.

Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт, Культура с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

55 − = 50