Фестиваль Synthetic Snow 2021 в Москве

В морозный субботний вечер 4-го декабря в Москве, несмотря на всю сложную «эпидемиологическую обстановку» (а власти, как мы понимаем, запросто могли выкинуть фортель с очередными ковидными ограничениями), состоялся-таки традиционный фестиваль электронной музыки XIX Moscow Synthetic Snow Festival.

Лайнап на сей раз в жанровом плане подобрался, конечно, не такой разнообразный и не международного формата, как в былые времена. Равно как и уютное «подмостовье» Крымского моста — клуб Blackout — всё-таки скромнее прошлогоднего пространства «Новая искренность» (кстати, его, приветливо распахнувшего тогда свои двери хозяевам сцены и всем участникам, стараниями наших дорогих властей больше не существует).

В отличие от прошлогоднего мероприятия, не было и каких-то громких и пёстрых имён типа того же «Альянса». Равно как и однозначных хедлайнеров выделить сложно: да, на эту роль просятся Технология, но постфактум можно не особо-то покривить душой, сказав, что все выступившие команды оказались более-менее одинаково востребованными и радушно принятыми.

Как бы там ни было, несмотря на все пертурбации, Synthetic Snow — фестиваль в определённом смысле веховый и по-прежнему остаётся одной из символических «точек сборки» для великовозрастных (и не только) отечественных любителей электронной музыки и элегантной «тёмной» романтики. 🙂

Necro Stellar

Я чуть припозднился, и к моменту моего появления в клубе Necro Stellar в составе трио уже вовсю заряжали публику колким заводным электро-индустриальным саундом.

Пару лет назад я застал (впервые) живое выступление команды. Надо сказать, Necro Stellar показались мне отнюдь не «разогревными», а достаточно серьёзными и самобытными артистами. И тогдашнее впечатление в этот субботний вечер лишь закрепилось.

На сей раз колдующий за пультом Юрий Звёздный во френче расцветки хаки издалека смотрелся отчасти «под Дугласа Пирса», отчасти создавал аллюзии на красноармейца. За основным микрофоном стояла Анастасия. За прозрачной заслонкой расположилась живая ритм-секция, на которую в полутьме не сразу натыкаешься глазом, но которая придавала звучанию дополнительную динамику и остроту пульса.

Несмотря на явную танцевальную направленность, саунд, тем не менее, показался достаточно многослойным и интересным. Выдавалась смесь «харшевого» электро-индастриала с индустриальными сэмлами и EBM‘а с ровными упругими битами. Живая перкуссия не только поддерживала ритмический рисунок, но и, как мне показалось, дополнительно утяжеляла, «драматизировала» саундспейп.

Юрий, насколько я мог заметить, время от времени орудовал барабанными палочками за считывающим перкуссию интерфейсом, что привносило специфических красок. В какие-то моменты ритм получался «ломаным», с резким переходом на быстрый темп — особенно эффектно подобное смотрелось вкупе со световым решением (иногда, впрочем, подслепляющим даже галёрку 🙂).

Вокальная партия Анастасии достаточно напористая, иногда прогонялась через дисторшн, что на фоне основной звуковой палитры смотрелось вполне уместно. Что касается бэк-вокала Юрия, насколько мне показалось, он микшировался через дисторшн целиком и полностью. Впрочем, позволю себе заметить, вокал всё же не производил впечатление сильной стороны Necro Stellar, слов я так и не смог толком разобрать. Возможно, ктстати, отчасти виновата звукорежиссура и/или акустика самого клуба.

Зато атмосфера и динамика передавались прекрасно, можно было даже не смотреть на дополняющий видеоряд, мелькавший на мониторах под потолком (кстати, интересный вариант расположения). Быть может, условному стороннему наблюдателю, не особо знакомому с индастриалом, сложно было бы чувствовать себя уютно под напором столь жёсткого (даже жестокого) вайба — однако тот вне всякого сомнения эстетически содержателен, в нём читалась, например, тревожная атмосфера «саспенда».

Короче говоря, выступление (точнее, кусок выступления, хотя бо́льшую часть я всё же застал) Necro Stellar мне пришлось однозначно по вкусу. Концерт прошёл, в целом, удачно (за исключением разве что тонкостей с вокалом), тем паче учитывая, что группу в очередной раз поставили де-факто на «разогрев» перед публикой, толком не успевшей ещё освоиться в новом помещении и прийти в себя с морозу.

Omnimar

Звучит протяжное тревожное интро, и на сцене появляются следующие участники феста — Omnimar.

Не помню, чтобы записывался в завзятые поклонники творчества данного коллектива, однако, надо признать, в готическом/шварце-сценовском сообществе Omnimar отнюдь не чужие. Дискография команды достаточно обширна, равно как и за плечами — многочисленные лайвы как на просторах России, так и на зарубежных фестивалях. Включая самые топовые типа того же лейпцигского Wave-Gotik-Treffen.

Как вещает «Википедия», в состав проекта входят Мария Мар и Алекс Виэрти. Меж тем, на сцене ребята появились в составе аж четырёх музыкантов. Что, конечно, в сравнении с форматом дуэта позволяло вживую разнообразить и микшировать стилистическую палитру — в диапазоне от мелодичного «даркпопа» до жестковатого электро-индастриала/EBM с армирующими гитарными риффами.

Поначалу можно было услышать довольно приятный и мелодичный, как мне показалось, futurepop с недурственно поставленным и чётким женским вокалом. Лирика композиций — на более-менее понятном английском; в целом, смотрелось/слушалось достаточно хорошо и органично.

Оговоримся, впрочем: однозначно аттестовать услышанное futurepop’ом или как-то ещё было бы слишком претенциозно, оставим это дело музыкальным журналистам и профессиональным обозревателям. 🙂

Местами, по-моему, выдавался ритмичный EBM, но достаточно мягкий, по эстетике и правда более тяготеющий к тому же «фьючеру». Местами — что-то с аллюзиями на электроклэш, синти с налётами меланхоличного ретро.

И вместе с тем, атмосфера композиций не сказать чтоб воздушная — саунд частенько армировалася гитарными риффами, вполне по-ро́ковому, особенно на фоне исступлённой ритм-секции. Так что расслаблять уши под романтический easy-listening можно было недолго. 🙂

Что касается лирики, в ходу у Omnimar не только «интернациональный» английский — со сцены можно было услышать композиции и на немецком. И, как минимум, одна точно была исполнена на русском.

Чувстововалось, ребята достаточно серьёзно подходят к творчеству и выступлениям. Охотно верится, что рефрен одной из композиций: music is my everything, — не просто удачно подвернувшаяся случайная рифма.

Что ж. Придя на концерт почему-то с ожиданием увидеть достаточно «проходную» команду с этаким «попсово-молодёжным» — хотя и готическим — уклоном, рад признать, что ошибся. Omnimar оказались достаточно приятны и цепляющи: как визуально, так и в плане саунда.

Brandy Kills

Пока в перерыве играли кельтские волынки (в записи, правда, но всё равно достаточно неожиданно 🙂), настраивался лицезреть следующих хозяев сцены. Для меня Brandy Kills были бы совсем вновинку, если бы не доводилось как-то пару раз застать московские лайвы проекта «Сруб», позиционирующего себя самобытным сибирским дарк-фолком, дарквейвом и панком одновременно и основателем/фронтменом которого также является музыкант И. Шапранский.

Не могу, впрочем, сказать, что проникся тогда творчеством проекта; однако в данном случае фронтмен выступает с совершенно другим стилистическим месседжем: если в Срубе упор делается на местячковую самостийность и некоторую даже «диковатость», отвязанность, то в Brandy Kills всё на удивление гармонично, аккуратно и элегантно.

Безусловно, Bandy Kills отличается и жанрово: упор здесь делается целиком на танцевальный электронный саунд. Многие, смотрю, пишут что группа двигается в фарватере Depeche Mode — возможно, но лично я, к своей радости, на этом концерте нашёл и другие «оттенки серого». 🙂

Cо сцены публику обволакивает мягкий среднетемповый синти-саунд, находящийся в ве́дении женской половина дуэта. Любопытная визуальная подача: клавишница облачилась в костюм официантки Банни знаменитого плейбой-клуба. 🙂

Что касается мужской половины, Игорю отведена роль перемещающегося по сцене и зажигающего публику своей харизмой лид-вокалиста. Кстати, благодаря манере и стилистике пения, возникают аллюзии на Diary of Dreams — этакий несколько «уплощённый» и «осинтипопленный» DoD.

В самом деле, нельзя не отметить приличные вокальные данные фронтмена: вокал, ко всему прочему достаточно проникновенный (а также помогающий ему женский «бэк»), довольно хорошо гармонирует с мелодикой и в целом весьма удачно раскрывается, по-моему, в этом проекте. Лирика композиций, в основном, на английском.

Саунд простым или нецепляющим я бы определённо не назвал. Можно было услышать, например, и мягкий EBM с упругими пульсирующими паттернами. В общем, смотрится всё достаточно профессионально, по тональности приятно и меланхолично. Более того, поклонников и всех присутствуюших ребята порадовали новыми песнями, ещё не вошедшими в релиз.

Короче говоря, впечатление (в моём случае, первое) Brandy Kills оставили очень хорошее. Определённо есть плюс в том, когда творчество преподносится без лишней «зауми», что можно было наблюдать когда-то в «Срубе». Не сомневаюсь, большинство рядом стоящих мою тёплую реакцию вполне разделили, судя по искренним аплодисментам и вообще по заметно прибавившемуся народу в зале.

Alexandrie

Организаторами, паче чаяния, была припасена «пасхалка»: изначально не афишированная очаровательная исполнительница из славного города Ярославля, презентующая на фестивале свой проект Alexandrie. Никогда ранее не доводилось ничего о нём слышать, даже краем уха — впрочем, проект, как пишут, сравнительно молодой.

Что ж, визуально преподнесено достаточно минималистично: сиротливо стоящая на сцене и рисующая жестами фигуры исполнительница чем-то напоминала «гостью из будущего». Или, казалось, создавала вольные или невольные реминисценции на романтический образ советского пионера — в общем, референции куда-то в прекрасное далёко, машушее нам светлой ностальгической грустью.

Воздушно-мечтательные саунскейпы в ровном и умиротворяющем темпе рисуют образ, вполне комплементарный визуальному впечатлению. На фоне среднетемпового синти-попа/электроклэша реверберирует женский вокал, доносящий до слушателя эмоциональную англоязычную лирику. Иногда ловишь себя на ощущении лёгкого гипноза, которому хочется предаваться.

С другой стороны, несмотря на всю симпатию и местами просачивающаяся в саундсфере месмерические интонации, увиденное и услышанное мне показалось, откровенно говоря, не так чтобы особо выдающимся. Хотя сам по себе факт, что подобный жанр вообще прельщает молодых исполнителей, тем более из российской глубинки, не уходящих куда-то на стезю хип-хопа по заветам моргенштернов и оксимиронов, вне всякого сомнения, греет душу. 🙂

Технология

Эта команда, пожалуй, менее всех из числа выступивших в этот вечер нуждается в представлении. Хотя, конечно, в наши чудные времена кто-то нет-нет да и скорчит гримасу искреннего недоумения: начало-середина 90-х, на которое пришёлся зенит славы «Технологии» и вообще всей этой народившейся плеяды музыкантов (включая «Альянс», позже отпочковавшихся от Технологии «Биоконструктор» и мн.др., сейчас полузабытые) и которые тогда были словно глоток свежего воздуха, — это, простите, уже прошлое тысячелетие. Притом не только буквально-хронологически, но и жанрово-стилистически и даже поколенчески: молодёжь сейчас слушает совсем другую музыку, и группы типа «Технологии», «Биоконструктора» в этой оптике предстают чем-то вроде шевелящихся экспонатов палеонтологической летописи. 🙂

Вяло парируем: но ведь музыка вне хронологии. Хотя бы потому, что, помимо постоянно ротирующихся смыслов и идей (которые, кстати, тоже вполне могут быть из разряда «вечных ценностей»), здесь прямым образом задействуются универсальные каналы эстетического восприятия. Нажми на кнопку — получишь результат. В данном случае, «кнопку» звукового анализатора — если он, конечно, не полностью захламлён. 🙂

Так вот. Представ в составе дружного и стильного квартета, ребята на протяжении всего выступления смотрелись весьма бодро и зажигательно, были готовы с первых аккордов прямо-таки рваться в бой.

Начали с подвижной ритмичной «Всё, что ты хочешь«, сходу настроив публику на нужные вибрации. И публика отвечала взаимностью: зал сразу поймал волну и рьяно отплясывал на танцполе. Кстати, это как раз хит с первой одноимённой пластинки (1991).

Некоторым степенным контрастом прозвучала композиция «Камни» с последнего альбома возрождённой «Технологии» «Носитель идей» (2009) — куда более жёсткая и сложная, с индустриальными эффектами. Впрочем, не растрачивая танцевального драйва.

«Имитатор» звучит уже чуть полегче — сочетание динамики, напористости и этакого робкого романтизма.

Разумеется, не обошлось без бессмертного хита «Нажми на кнопку» — встречено было с особенным воодушевлением.

Радовали также «Холодный След«; тот же «Шутник» из дебютного полноформатника.

Кстати, если задрать голову кверху, на подвешанных к потолку мониторах можно было наблюдать транслируемый видеоряд с аллюзиями, видимо, на мониторы старых советских компьютеров.

Конечно, вряд ли стоит ожидать сейчас от музыкантов исполнения старых песен набело, с теми же эмоциями, каковые бурлили в момент записи. Но кое-что ведь всё равно просачивается, вся эта по-хорошему наивная романтика и фрустрация. И с другой стороны, видно, что современное звучание модернизировано, усилено тем же гитарным саундом — так что словить ностальгические нотки и при этом подвигадиться удалось на славу.

Короче говоря, выступление «Технологии» прошло празднично и зажигательно. Да, некоторые композиции смотрелись менее эмоционально, некоторые — с бо́льшим драйвом и отдачей. Но общее впечатление какого-то если не урагана, то свежей волны всё-таки не отпускало на протяжении всего концерта. И это здо́рово.

Strong ProductКрепкий Продукт«)

Задорный дуэт олдскульщиков Крепкий Продукт — достаточно частый гость и хедлайнер тематических фестивалей (сейчас по известным причинам только отечественных, а так «и вообще»). И по традиции выход команды происходит под занавес, специально для самых стойких. 🙂

Жанр old-school/anhalt EBM сам по себе достаточно специфичен и вряд ли может похвастаться большим количеством ценителей даже в масштабах Европы — тем более приятно каждый раз на подобных площадках осознавать, что в той же Москве поклонников не так уж и мало. И заслуга здесь во многом, думаю, как раз творчества «Крепкого Продукта», радующего раз от разу своими лайвами с неиссякаемой энергетикой.

Несмотря на присущую стилистическим канонам брутальность, к «олдскулу» не стоит относиться слишком серьёзно: в напоре электронных битов преломляются быт, романтические истории, какие-то ироничные зарисовки с отдыха и тяжёлых трудовых будней. 🙂

Поскольку тайминг поджимал, ребята не мудрствуя лукаво и безо всяких «раскачек» начали с проверенных танцпольных хитов. Под одобрительные возгласы собравшихся прозвучал традиционный кавер на композицию Crematory «Ist es Wahr«.

Поочерёдно радовали залихватский «Мой случай«, монументальный и суровый «Северный Ветер«, тревожные «72 Ниже Нуля«. Разумеется, стоять на месте и не пуститься в пляс было непростительно. 🙂

Ну и по традиции не обошлось без толики элегико-философского настроя песни «Я» («Лишь бы кто-то был со мной рядом»).

Вот не помню, кстати, была ли «Шахта» — но отжиманий точно не было. 🙂 Зато были не ездящий в Сочи «Тоннельный рабочий», «Зачем ты сделал это, Павел» и, конечно же, брутально-назидательная «От Станка«, которую вполне можно аттестовать визитной карточкой «Крепкого Продукта».

В руках у стоящего за пультом Флейма время от времени оказывались барабанные палочки, цепь и прочая эффектная атрибутика.

Закончили разудалой песней «Russian EBM«, под которую большая часть собравшихся, раздухарившись, и пустилась в пляс, повинуясь перформативу текста. 🙂 Интересно, что кавер на «Солнышко» (оно же «Sonne in der Hand«) сыгран так не был ввиду цейнтнота, хотя народ вроде требовал.

С одной стороны, при желании можно было бы посетовать: каждый год, дескать, одно и то же. Но ведь по-прежнему силами Strong Product поставляется изрядная порция задора и разудалой беззаботности, всем нам подчас необходимая. Не говоря уж о целительных тумаках в слэме (впрочем, тут уж кому как повезёт). 😺

А дальше было приглашение на афтепати, но я предпочёл провести остаток вечера за небольшим променадом по красивой зимней Москве; благо, район Крымского моста — одно из прекраснейших мест столицы.

Резюме

В целом, мероприятие прошло очень тепло и душевно, хотя и в непривычной (во всяком случае, для меня) локации. Выступили абсолютно все команды, по-моему, на высоте: и «старички», и «новички», — не оставив публику равнодушной.

Публики же, на мой беглый взгляд, было под сотню человек, вряд ли сильно больше. Жаль, конечно, что формат фестиваля ввиду известных причин несколько поужался, но с другой стороны, были представлены и совсем новые имена типа Alexandrie, которым, хотелось бы надеяться, возможность выступить ещё не раз представится. Из новеньких также отдельно отмечу для себя понравившихся Brandy Kills, даром что они на сцене уж 8 лет как.

Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

2 + 2 =