Московский фестиваль Synthetic Snow 05/12/2020

Вчера, 5-го декабря, состоялся традиционный московский фестиваль электронной музыки Moscow Synthetic Snow XVIII. Как видно из названия, в этом году мероприятие отметило своё «совершеннолетие».

Из-за известных антиковидных ограничений в этот раз организаторам Russian Synth Community пришлось ограничиться лайнапом, состоящим лишь из отечественных команд, и даже менять клуб чуть ли не в последний момент. Новым местом проведения стал открывшийся недавно (кстати, под эгидой либертарианского движения) клуб «Новая искренность», что на ул. Мясницкой.

Забегая вперёд, все эти сложности не сделали фестиваль менее ярким и интересным. Всё-таки не так уж и часто у нас проходят мероприятия со своей сложившейся историей и традицией, где на одной сцене собирается множество состоявшихся коллективов, объединённых «тёмной» тематикой. Достаточно вспомнить, что одно из них — «готический Хэллоуин» от Готик.Ру, — что должно было пройти с месяц назад, было отменено. Russian Synth Community, в вящей радости всех неравнодушных, оказались более стойкими.

В общем, несмотря ни на что, праздник состоялся! 🙂

Mental Discipline

Подошёл я где-то в без четверти 6. На сцене уже активно заводил публику коллектив из Перми Mental Discipline, которому довелось выступать первыми.

Что удивительно, несмотря на столь относительно ранний (для вечера субботы 🙂) час, народу в зале набралось прилично. Хотя как удивительно. По мне, так ребята выдавали высококлассный, эталонный futurepop в режиме реального времени, прям по всем канонам — так что внимание аудитории вполне заслуженно!

Проект Mental Discipline образовался в 2008 году силами единственного постоянного участника по имени Александр. Название вроде то тут то там мелькало, однако внимания я как-то специально не заострял. А меж тем, за 12 лет своего существования Mental Discipline успели отыграть множество концертов — как в России, так и в Европе, — посотрудничать с мэтрами жанра и записать два собственных полноформатных альбома.

Так вот. Для этого выступления проект предстал в формате дуэта. К вящей радости, как мне показалось, услышанное со сцены вполне сравнимо с лайвами тех же Diorama, Solar Fake, Neuroticfish и т.д. Мелодии с приятными минорными аранжировками, достаточно неглупыми. Электронный саунд — ритмичный, в меру напористый и с хорошим танцевальным импульсом. Мелодичный мужской вокал, драйв. При таких ингредиентах совершенно не нужен никакой «разогрев» — можно сходу погружаться и ловить те самые «хорошие вибрации».

Более того, фронтмен вёл себя на сцене уверенно и приободрял собравшихся. Был налажен двусторонний контакт с аудиторией, что всячески способствовало поддержанию должной атмосферы.

В какой-то момент совершенно неожиданно ребята включили приветственное обращение к фестивалю от группы Diorama, посылающих всем собравшимся искренние лучи поддержки и надеющимся, если я правильно расслышал, порадовать москвичей концертной программой в будущем году (если, конечно, ситуация с коронавирусом улучшится). Реакция зала была ожидаемо тёплой; был полный эффект присутствия, будто вживую пообщались с Диорамой.

В общем, остаётся только пожалеть, что удалось застать лишь часть выступления Mental Discipline. И изумиться, почему выступление этой замечательной команды организаторы фестиваля решили поставить первым по списку.

Нежилец

Проект с весьма оптимистическим названием «Нежилец» вышел на сцену в составе трио.

Образовался он вроде совсем недавно; фронтмен ранее был участником проекта, игравшего в другом стиле.

Признаюсь, потыкавши буквально в пару-тройку треков перед фестивалем, я поначалу опасался, что будет неинтересно. Творчество проекта стилистически достаточно тесно связано с рэпом, что мне неблизко. Однако на деле всё оказалось не столь просто.

Выдаваемый со сцены саунд варьировался в каких-то пределах, но совершенно точно не выглядел отталкивающим. Жанр всё-таки было сложно, как мне показалось, уложить в какие-то конкретные рамки. Ребята создавали вязкую, тёмную атмосферу, в большей степени напоминающую, наверное, трип-хоп. Но тут и тёмное ритмичное downtempo, и рэп (учитывая манеру начитывания текстов фронтменом)…

Парадокс, однако несмотря на то что основные сюжеты композиций — это (насколько я смог расслышать) холодные кладбища и вообще всё тем или иным образом связанное со смертью («старушка с погремушкой»), музыка Нежильца воспринималось, в общем, бархатной и дружелюбной. Притом что тёмная, мрачная атмосфера в ней, безусловно, доминировала.

В смысловом же плане я какое-то время не мог понять, ка̀к уложить это творчество у себя в голове. Покуда прям в зале мне не пришёл неожиданный инсайт: это ж метафора общения российской власти с народом! Месседж примерно такой: лучше бы, мол, от вас остался чистый лист бумаги, хлоп! тихо заколачивайте гвозди в гроб (не ручаюсь за точность цитаты). 🙂

Ей-же-ей, иногда кажется, монологи российских чиновников можно к этому самому и свести, особенно касательно пенсий для старшего поколения. В этой оптике выступление «Нежильца» пошло́ куда веселей, хотя бьюсь об заклад, вряд ли музыканты имели в виду нечто подобное. 🙂

Короче говоря, послушал выступление с удовольствием, хотя и не совсем моё, что называется.

Штадт

Какое-то время проведя в фойе, я успел вернуться к началу выступления следующей команды. Участники молодого московского проекта Штадт («город» с немецкого, как несложно догадаться) не просто появились, а как-то даже вбежали на сцену. 🙂

Что запомнилось в положительном ключе — это продемонстрированная сценическая экспрессия. Фронтмен на протяжении всего выступления, что называется, показывал темперамент, заряжая публику и переключая свою энергетику от пульта и микрофона — к барабану. Второй участник, несмотря на свою статичную роль, тоже отнюдь не выглядел истуканом.

Творчество команды аттестовывается как EBM — услышанное же со сцены мне показалось, скорее, смесью EBM, электро-индастриала и экспериментальной электроники. Рваные нерегулярные ритмы, вокальные декламации (впрочем, тембр вокалиста довольно мягкий, как по мне), боевые, тотально мрачные электронные сэмплы, живая перкуссия — вроде замах на довольно сложный и интересный саунд, однако внятной гармонии из всего этого как-то не выстраивалась. Чувствовались всё-таки некая неслаженность и сыроватость.

Лично я, как ни старался, довольно быстро утратил интерес. Хотя публика даже скандировала «Штадт! Штадт!», некоторые довольно активно двигались. На вкус и цвет, как говорится. 🙂

Elektromonteur

Хотя ранее про группу Elektromonteur я также ничего не слышал и, соответственно, ничего особого от выступления не ожидал, этот московский дуэт сразу, прямо с момента выхода на сцену (и даже до того: она сцене стояли бокалы и открытая бутылка вина! 😺) возбудил к себе любопытство.

Ребята появились на сцене в составе дуэта. Роли оказались как бы разделены: стоящий за пультом музыкант в стильных очках всецело отвечал за саунд, тогда как фронтмен — за вокал и театральную подачу. Кстати, у него оказался отличный баритон, которым он весьма удачно пользовался, неспешно растягивая вокальную партию в ритм со своим элегантным театральным перформансом. Впрочем, иногда просилось чуть погромче — с моей галёрки не всегда всё можно было расслышать. 🙂

Не уставая манерно чокаться с публикой бокалом вина, фронтмен выглядел прямо-таки салонным денди! Это было настолько пафосно и бескомпромиссно, что смотрелось где-то даже дерзким. 🙂

Но дело отнюдь не только в элегантной манере подачи: ребята выдавали весьма качественный, скрупулёзно продуманный синтипопвый саунд. Под размеренные электронные паттерны, сравнительно сложные и отчасти гипнотичные, можно было с удовольствием как внимать за происходящим на сцене, погружаясь в музыку, так и двигаться. Мне кажется, публика такой заход вполне оценила.

Всё это вместе, вкупе со с трудом вяжущимся с подчёркнуто «пролетарским» названием команды сценическим образом, оставило глубокое эстетическое впечатление.

Короче говоря, отличное получилось выступление!

Альянс

Невероятно, но на фестивале выступили легендарные «Альянс»! Так что нелишним было бы дать краткую историческую справку.

Образовались «Альянс» в далёком 1981 году. История этого московского коллектива — отнюдь не ровная гладкая линия, а сплошные зигзаги, ухабы и лоскуты. Периоды творческой активности и бешеной популярности сменялись годами глухого молчания. Приходили и уходили участники, привнося в музыку «Альянса» идущий от них творческий ветер.

На этом непростом пути яркой звездой вспыхнула в 1987 году композиция «На заре» — да так и канула в лету, казалось, всеми забытая. Пока про песню не вспомнил актёр и драматург Евгений Гришковец, в 2008 году сделав свою кавер-версию и всколыхнув интерес к группе.

В 2019 году — ещё при участии одного из основателей «Альянса», автора текстов и клавишника О.Парастаева — был записан альбом «Хочу летать!«, с которым многие связывали надежды на чуть ли не самый перспективный ривайвл в истории отечественной сцены. Но увы, не срослось. К сожалению, Парастаев скончался летом этого года.

В феврале вышел новый альбом «Космические сны» (2020), композиции из которого в т.ч. были представлены в этот вечер. Работа является, безусловно, вехой в творчестве коллектива, демонстрирующего мощный потенциал и готового покорять новые вершины. С другой стороны, на мой скромный взгляд, вряд ли в наше время можно ожидать какого-то грандиозного успеха у массовой аудитории: несмотря на всплеск интереса, что en masse слушатель у нас, в общем, не слишком ценит сложные музыкальные формы. 🙂

На сцену группа вышла в составе квартета. Помимо двух стоящих у истоков «ветеранов» — фронтмена Игоря Журавлёва и бас-гитариста Андрея Туманова — рядом были клавишник и бэк-вокалист Герман Штром, а также ударник Дмитрий.

Выглядели ребята довольно стильно, хотя и держались скромно. Фронтмен перед началом выступления раздавал воздушные поцелуи — публика реагировала тёплыми аплодисментами. Вообще, чувствовалось, аудитория для группы всё же не вполне обычная.

Начали выступление с минорной, эскапической по духу композиции «Навстречу холодному свету«. Она вошла в упомянутый новый альбом Космические сны. С моей галёрки показалось, фронтмен вначале ещё не вполне распелся, ему помогал бэк-вокал Германа. Но довольно быстро музыканты вошли в нужную струю.

Здесь сразу прочертился вектор: романтического окраса, но ритмичный new-wave. Фронтмен старался уделять вокалу важную роль. Саунд большей частью получился, конечно, гитарный, но не сказать, чтобы задумчивая партия клавишных сильно отставала по выразительности.

Следом пошла в более жёстком, отрывистом ключе Фальстарт. Подумалось, здесь уже больше похоже на стилистику post-punk revival — в смысле, если смотреть из нашего времени: ведь во времена написания песни жанра ещё не существовало. 🙂

Спокойная мечтательная композиция «Космические сны» — стилистически ближе к синтипопу. В плане описываемых сюжетов лично у меня здесь возникли параллели с техноромантической концепцией другой легендарной (и продолжающей активно давать концерты) советской команды: Биоконструктор Александра Яковлева.

Эй, мен, супермен! — замечательная светлая по окрасу композиция с ироничным текстом; здесь мне даже привиделись какие-то пунктирные аллюзии на Дэвида Боуи. Только бы вокала поярче.

Далее публике представили старую композицию родом из 1983 года (не запомнил названия) — как и всё остальное, звучало оригинально и свежо.

После чего была сыграна, насколько я понял, совсем новая шутливая композиция, светлого окраса: про плоских, кольчатых и прочих червей и моллюсков. 🙂 Озорная и очень танцевальная. Показалось, даже близко к частушечному жанру. Как минимум, фольклорные реминисценции оттуда совершенно точно сквозили.

Также сыграли старую композицию с оптимистическим настроем: День Освобождения, который, хочется верить, непременно настанет.

Завершили своё выступление «Альянс», конечно, легендарным хитом На Заре — иное было бы и невозможно представить. Чуть только музыканты начали наигрывать первые аккорды — зал моментально засветился десятками мобильников, раскачивающихся в такт. И куплет, и припев собравшиеся честно подпевали, как могли. 🙂 Конечно, баритон фронтмена по прошествии десятилетий сакраментальный припев в той самой тональности уже не вытягивает, но в адаптированной аранжировке всё прозвучало довольно мило и искренне.

Лично я на протяжении всего выступления команды не только слушал и наблюдал за выступлением артистов, но и двигался на месте, как умел. Просто стоять не получалось при всём желании — совершенно не понятно, как можно было хоть как-то не откликаться телом на заводной и позитивный импульс, идущий со сцены. Меньше всего «Альянс» были похожи на забронзовевших истуканов — музыка удивительно резонировала и выбивала остатки зимнего сумрачного настроения.

Наверное, многие думают (особенно вспоминая прошлогоднюю «хайповую» историю с заливкой и последующей блокировкой на ютьюбе клипа «На заре»), будто Альянс — это группа одной песни. По вчерашнему выступлению (к тому же, была представлена лишь небольшая часть репертуара!) было совершенно ясно, что это нелепое заблуждение: абсолютно весь представленный публике материал оказался симпатичным, умным, разноплановым и качёвым. Более того, в лайнапе группы присутствуют молодые музыканты, да и «ветераны» рвутся в бой, готовые своей творческой энергетикой откликаться и создавать новую реальность на радость слушателю.

Крепкий Продукт

К моменту выхода на сцену Strong Product бросилось в глаза, что народу в зале заметно поредело. Видимо, пришедшие поглазеть на «Альянс» по окончании их выступления решили, что праздник окончен и пора бы и честь знать. И совершенно зря!

Появились ребята в своём каноническом составе: дуэт Евгения Гурова и Александра Флейма. Флейм, как законопослушный исполнитель мэрских рескриптов, был в маске и перчатках. В принципе, для индустриальной эстетики это в какой-то степени и лыко в строку, даром что в таком облачении петь, наверное, не столь удобно. 🙂

Крепкий Продукт не раз доказывали, что своей иронией и сценической харизмой умеют создавать хорошую «ауру», и не только на радость ценителям сравнительно экзотичного (по меркам наших российских реалий) жанра anhalt EBM. В последний раз доводилось их видеть аккурат до коронавирусной пандемии, где они выступили на одной сцене с хедлайнерами Sturm Café в канун международного дня EBM.

Начали с кавера на олдовую песню не менее олдовой поп-группы «Демо» — Sonne in der Hand (она же «Солнышко»), исполненную в лучших традициях жанра — на немецком. Народ это сходу раскочегарило; я же в бытность свою школьником не любил дискотеки, так что эта песня не бередит во мне тех трогательных чувств. Однако выглядящая на этом фоне оксюмороном суровая anhalt-EBM-аутентика не может оставлять равнодушным. 🙂

Звучит 72 ниже нуля (она же 72 / 72 below zero) — тут всё серьёзно и по-мужски. В самом деле, свалившиеся на Москву заморозки воспринимаются, словно суровые реалии Антарктиды. 🙂 К этой композиции уже сложно было устоять на месте.

Примерно на этой ноте (или на «Засаде») автор сих строк решил присоединиться ко всеобщему веселью и полез в слэм, да как-то не вполне удачно зацепился об чей-то локоть правым боком. Но олдскул-EBM без слэма, как сказали бы советские рабочие, что пиво без водки. 😺

Даже те, кто не слэмился, насколько я мог заметить, старались не стоять на одном месте и как-то двигаться — в общем, народ препарировал музыку совершенно правильно и зарядился от концерта правильной энергетикой.

В каком-то таком весёлом дружелюбном ключе, под упругие олдскульные паттерны и заводные ритмичные биты, а также шутки-прибаутки со сцены и активное иронизирование над коронавирусными реалиями, и прошёл весь сет-лист выступления.

За относительно короткое (или время быстро пролетело?) время выступления много чего было сыграно из старенького и что зашло на ура: «Засада«, «Зачем ты сделал это, Павел?«, «Новый Быт«. Ну и толика лирического настроя не помешает в этом море ироничного брутализма: песня Я («Лишь бы кто-то был со мной рядом»).

На Шахте народ в зале, соскучившись, видимо, по конкурсам, устроил отжимания по собственной инициативе. 🙂 Конкурсов на отжимания на сей раз не действительно не было. Вместо чего какой-то девушке, приглашённой на сцену, предлагалось что-то выпить за успешное выполнение какого-то задания — детально я не следил и нюансов не запомнил, но публике вроде понравилось. 🙂

С толикой грусти поиронизировали над отсутствием на фестивале зарубежных гостей. Ребята, мол, решили поработать за себя и за того парня: за немецкие команды. Приветствие от участников Diorama, как мы помним, уже было, но этого оказалось мало. Публике предложили выбрать кавер: на песню группы Melotron или Crematory. Выбрали второе, хотя мне (упустившему было из головы этот трек Крепкого Продукта) показалось менее уместным, потому как эта команда играет в жанре метала. Однако в бескомпромиссной олдскульной EBM-стилистике Ist es Wahr сидела, как влитая!

Увы, ровно в 23:00 ввиду ковидных ограничений нужно было сворачивать пати. Так что многие не менее прекрасные и заводные композиции (в т.ч. хит «От станка!») остались ждать своего следующего часа.

Эпилог

По-моему, фестиваль удался на славу и, несмотря на все сложности, обрушившиеся на наши головы в этом високосном году, совершенно точно не ударил в грязь лицом. Во всяком случае, я отсмотрел выступление всех заявленных команд и уехал, преисполненный бодростью духа, приподнятого настроения и оптимизма, пускай и с ноющими боками. 🙂

Несмотря на ограниченный на сей раз фестивальный лайнап, из которого полностью выпали иностранные гости, музыка была сколь тематичной (что для меня немаловажно), сколь и разноплановой — буквально глаза (точнее, уши 🙂) разбегались и не успевали скучать. Выступили как легенды, так и совершенно новые для меня команды.

P.S. Плюс, прямо порадовали интерьеры клуба «Новая искренность», выполненные в стиле, кажется, неоклассицизма. Правда, я чуть не расплакался от восторга — настолько глаз замылился плюс-минус унылыми «сараями», что обычно арендовываются под клубы. 🙂 Пожалуй, сопровожу парой фото:

Это портрет Айн Рэнд, а не Лени Рифеншталь, если что:

Запись опубликована в рубрике Концерт с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

23 − = 13