Слушая новый альбом Depeche Mode — Memento Mori

Новую, выпущенную буквально с пылу с жару работу под названием Memento Mori авторства легендарного англо-американского коллектива Depeche Mode я начал слушать на прогулке, намереваясь воспринять эту музыку просто как фон, заглушающий ленивый рой вечереющего города. В самом деле, чего можно за глаза ожидать от очередного релиза популярного коллектива, пускай и влиятельного, однако пик славы которого, в общем, давно миновал (те самые 90-е)? Тривиальщину и самоповтор, попытки как-то выехать на старых и когда-то выстреливших наработках и идеях в надежде в очередной раз напомнить своим фанатам (надо признать, довольно немалочисленным и охватывающим разные возрастные и социальные когорты) о своём существовании.

Не тут-то было! На деле всё, паче чаяния, оказалось несколько сложнее. Не могу сказать, что работа прям сильно зацепила, но приятно удивила уж точно.

Здесь, пожалуй, уместно оговориться, что я отнюдь не записной фанат «Депешей» и никогда им не был, даром что к синтипопу и нью-вейву питаю весьма тёплые чувства. Меж тем, нельзя игнорировать колоссальное влияние группы на отечественную сцену в частности, да и по сию пору на просторах нашей необъятной родины собираются и активничают фан-клубы Depeche Mode. Памятуя последние приезды группы в Москву, билеты на стадион всегда продавались по какой-то запредельной цене. Всё это, признаться, немало удивляло: да, мол, легенда, но ведь хиты вроде давно написаны и успели отгреметь; да и не сказать, чтоб их в копилке группы как-то особенно много. Кабы кумиром такого же масштаба был избран, к примеру, Дэвид Боуи, оно было бы более понятно — вот на что уж был человек-оркестр и задаватель трендов. Как бы там ни было, феномен отечественной «депешемании» — налицо, группа уверенно выплеснулась за рамки локального англоязычного феномена, включив в культурную орбиту своего влияния и нас. Вот и думай после этого, что Россия-де не Европа. 🙂

Так вот. Оборачиваясь на название, можно было бы подумать, что Memento Mori — своеобразная черта, за которой так или иначе подводятся итоги 43-летней творческой деятельности или вовсе делается намёк на завершение карьеры. Однако ничего подобного, в интервью оставшиеся участники высказали намерение продолжать работать и далее, давать концерты, несмотря на то что им действительно пришлось пройти через сложный период (включая уход из жизни одного из основателей и участников группы, клавишника Энди Флетчера). Более того, сама работа получилась, во-первых, самодостаточной и концептуальной, а во-вторых, по мне, так хоть и местами содержащей явные или неявные отсылки к предыдущему творчеству, но него всё же не похожей.

Я бы даже сказал, альбом вышел неожиданно готичный, притом по всем фронтам: и само название с понятными референциями, и доминирующее в саунде настроение, и все эти разбросанные по сюжетным линиям метафоры с привидениями, ангелами, с какими-то голосами и проч. Впрочем, откровенный и беспросветный трагизм здесь всё же не считывается — скорее, принятие неизбежного со светлой грустью и ноткой стоицизма. Помимо упомянутой смерти участника, в работе нашли своё отражение тревоги касательно последних пандемийных лет, а также, вероятно, «известные события» на Украине. И не в последнюю очередь — личный, экзистенциальный опыт: всё-таки Дэйв Гаан и Мартин Гор — оба уже седьмой десяток разменяли…

Саунд не спешил бы аттестовывать как шаблонный синти-поп — он здесь всё же сравнительно разнообразен, вдумчив и довольно меланхоличен, а местами и совсем мрачен. Буквально в «музыку для масс» (рифмуясь с их известной работой 1987 года — Music for the Masses) услышанное не особо-то вписывается.

В самом деле, открывающая альбом My Cosmos is Mine с порога отметает лёгкий расслабляющий настрой, с коим преступаешь было к прослушиванию, — к релизу всё-таки придётся отнестись более серьёзно. 🙂 Композиция достаточно тяжеловесна и тревожна, вместе с тем подкупает своей гипнотичностью и медитативным вайбом. Любопытно, вокал Д. Гаана вызывает реминисценции на работы Брендана Перри (понятно, о полной тождественности не может быть и речи, но вайб в чём-то схож). В воображении, развивая подсказку в названии, рисуются космические пейзажи, вся эта далёкая, но завораживающая динамика, танцы планет и звёздных систем. С другой стороны, космос — это метафора, прикрывающая «микрокосм», космос психического. Ну или космос социальных отношений. Притом любопытно, космос хоть и тревожный и «морбидный», но рисующийся тёплой, обволакивающей саундсферой.

На Wagging Tongue и следом идущей Ghost Again — своеобразная разрядка. Композиции уже более-менее «синтипоповы»; тут и ровный ритм, и «полноводная», мелодичная вокальная партия. Появляются танцевальные пульсации (дрябловатые, но тем не менее), а гнетущей тревоге уступают место лучи светлого минора. В принципе, подобное можно обозвать и minimal synth — с той поправкой, что саунд отчётливо тёплого, а не отстранённо-морозного оттенка.

Don’t Say You Love Me — прямо лирическая баллада, динамикой и интонациями напоминающая, скажем, работы Леонарда Коэна. Мелодическая линия подвижна, раскачивается, разливаясь приятным «воздушным» минором, на фон которого нанизываются электронные сэмплы. Но основной акцент, конечно, на вокале: он здесь подчёркнуто проникновенный и аккуратный. Пожалуй, в каком-то смысле композиция выбивается из общего трек-листа, но определённо цепляет.

My Favourite Stranger — ритмичный среднетемповый минимал-синт; атмосфера больше колюче-прохладная, да и вокал звучит заметно отрешённей. Композиция продуманна и гармонична (а собственно, так про все 12 можно сказать 🙂), немного гитарного нойза добавляет пикантности.

Минорная синтовая линия, оборвавшаяся было на более лёгкой, «воздушной» и клонящейся в стилистику dream-pop Soul With Me, продолжается и блестяще развивается на Caroline’s Monkey; здесь более уверенно используется радующий ухо IDM- инструментарий. Композиция получилась атмосферная, балансирующая (в припеве саунд становится более спокойным и менее вкрадчивым), эластичная и немного злая. Лирика немного странновата, но можно предположить, авторы пытаются обыграть пагубные зависимости — откуда ж ещё демоны-то появляются 🙂 Вокал, кстати, ложится идеально в эту саундсферу. По мне, одна из лучших композиций в альбоме.

Before We Drown — с одной стороны, саунд продолжает радовать интересными фишечками и глитч-эффектами, но атмосфера выравнивается и заметно «светлеет». Плюс, пение более, что ли, шаблонно. Тем не менее, обращают на себя внимание мелодизм, чарующие аранжировки и внутренняя динамика.

People Are Good — саунд этакого морозно-колковатого окраса, обильно приправляется тем же IDM. Притом не переставая быть притягательно атмосферным, гипнотичным и, в общем, мягким и деликатным в своей основе. Особо подвижной песню не назвать, но предположу, пульсация вполне позволяет раскачиваться на танцполе. Весьма и весьма цепляет. Кстати, на этом фоне предполагаешь в названии скорей уж иронию, нежели антропологический оптимизм 🙂 (а возможно, в каком-то смысле продолжение идейной линии старого хита People Are People — но музыкально совершенно разная подача).

На фоне среднетемповой элегии (или, скорее, ламентации) всё в тех же минорных аранжировках Always You следом идущая Never Let Me Go на контрасте получилась подвижная и более ровная по темпу, отчасти даже с постпанковым привкусом. Активно используются сэмплы с дисторшированные гитарами.

А завершается альбом Speak to Me — акцент здесь, конечно, на вокале и лирике. Композиция выглядит своего рода тихой молитвой или даже эпитафией. Настрой здесь явственно грустный и обречённый; вместо отчаяния, впрочем, проклёвываются нотки спокойного примирения — you lead me, I follow your voice. Всплывают ассоциации, к подобному лиризму частенько прибегает Ронан Харрис из VNV Nation.

Резюме

Несмотря на то что перед нами всё-таки продукт массовой культуры, не назвал бы Memento Mori совсем уж лёгкой для восприятия музыкой, равно как и особенно драйвовой. Впрочем, некоторые композиции подошли бы и для танцпола, и вторая половина альбома выглядит в этом смысле поживей — но в целом фокус здесь явно на другом. Работа, несмотря на некоторый минимализм, получилась музыкально вполне консистентая, атмосферная, настроенческая, волей-неволей заставляющая внимательней оборачиваться на тексты (которые, впрочем, иногда кажутся слишком абстрактными или слишком интимными). В общем, не лишённая своей магии, пускай и ожидаешь, быть может, услышать под брендом Depeche Mode немного иной вектор.

Определённо, работу стоит переслушивать; за один присест получить удовольствие тоже можно, но впечатление будет, думается, неполным. Притом подозреваю, лучше это делать в хороших наушниках, дабы не ускользнули цепляющие нюансы. И желательно отложить устоявшиеся шаблоны о Depeche Mode, по крайней мере до следующего раза. 😺

Запись опубликована в рубрике Musike с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

+ 86 = 90