Концерт группы «Помни Имя Своё» в Москве

В позапрошлое воскресенье, морозным вечером 21 февраля, побывал я на одном из, наверное, самых впечатляющих гигов этого года (по субъективной шкале, разумеется): на концерте группы из славного города Орла Помни Имя Своё. К слову, ещё одна заявка для города в качестве поставщика прекрасных музыкальных коллективов: с месяц-полтора назад был на концерте орловских же сайкобилльщиков The Stone Faces, где также получил море удовольствия.

Несмотря на то что группа существует вот уже 7 лет (с 2014 года), толком-то про них до сего момента и не слышал. Если где-то и проскакивало название, то ли из-за некой манерности, то ли ввиду его схожести с мельтешащими разного калибра инди-коллективами, то ли из-за аллюзий (о которых заявляется прямо) к творчеству статусного совписа Ч. Айтматова манкировалось мною в автоматическом режиме. И зря!

Накануне обратил внимание на афишу, где коллектив представлялся как «дарк-фолк». Стало любопытно, и я полез во VK и на bandcamp, где, среди прочего, обнаружилось, что ребята как раз относительно недавно выпустили новый альбом «Я нем» (2020), ставший 5-й полноформатной работой в дискографии. Хватило буквально пары рандомных треков, чтобы понять, что пропускать концерт нельзя. Атмосфера — холодная, отстранённая, «морбидная», в то же время глубокая и очень живая; будто в попытке нащупать катарсис буйствует водоворот невидимой драмы, осколки которой долетают до слушателя, — вот что, пожалуй, зацепило больше всего.

И крайне немаловажно, исполнительский талант артистов — на весьма достойном уровне, включая несущий здесь, наверное, основную художественную нагрузку солирующий женский вокал (о котором ещё поговорим ниже).

Концерт проходил в «Культурном центре «Дом«, что на Б. Овчинниковском переулке, — месте по-своему легендарном, известном, наверное, каждому «олдстеру» из числа интересующихся андеграундной сценой. 🙂 «Помни Имя Своё» выступали здесь в рамках двухдневной московской программы, и воскресный концерт был вторым, завершающим (концертная программа — ровно та же, что и днём ранее).

Про саму группу до сих пор известно на удивление мало, какое-либо интервью (во всяком случае, с наскоку) мне найти и вовсе не удалось. Состав в данный момент следующий: Фандеева Ксения (вокал), Станислав Дорофеев (фортепиано), Фроленко Мария (аккордеон). Логотип, кстати, содержит некоторые аллюзии на Einstürzende Neubauten, да и вообще, сценический образ, музыка, тематика вполне позволяют приписать артистов к т.н. тёмной сцене (schwarze szene).

До образования «Помни Имя Своё» был опыт участия в других проектах, однако здесь, судя по всему, ребята по-настоящему нашли себя. В этой истории успеха (под 50 тыс. подписчиков во VK!) удивительно даже не то, что концепция проекта была выбрана достаточно специфической и заведомо «непроходной» (тот же дарк-фолк, будучи субкультурной «вещью в себе», явно не входит в число наиболее ценимых российским слушателем жанров), сколько то, что публики для морозного воскресного вечера пришло немало по каким угодно меркам (для формата камерного выступления) — человек под 100, наверное; притом публики максимально благодарной и, насколько я мог заметить, ни с какой субкультурой вообще не связанной. По всей видимости, нечто подобное происходит у «Помни» на каждом концерте. Мне как запозднившемуся (начали практически вовремя, каковой роскоши группы себе обычно не позволяют 🙂) мест не досталось, и пришлось стоять в задних рядах. Более того, ребята на протяжении без малого двух часов держали зал практически в оцепенении.

Со сцены предварительно объявлялись названия звучащих следом, в интерпретации группы, песен и стихов. Аккурат когда я подошел, исполнялась «Ну что с того, что я там был…» советского поэта-фронтовика Юрия Левитанского. Здесь — впрочем, каждая композиция в этом смысле не была обделена — группа полностью раскрыла свой художественный почерк: трепетное, «рыдалистое» (выразимся оборотом Сергея Есенина, стихи которого в тот вечер снова ожили и получили дополнительное измерение) вибрато, спокойные, воздушные фортепианные арпеджио, предельно простая, но весьма атмосферная, привносящая колорит какой-то потусторонности партия аккордеона.

Часто вокалистка переходила на «рычание», будто подчёркивая сдавленную боль произносимых текстов, прорывающуюся наружу художественным жестом. Впрочем, нельзя не отметить поначалу казавшуюся наигранность, некую нарочитость этих вот концовочных «рыков» — однако к этому приёму довольно быстро привыкаешь.

Короче говоря, трио весьма удачно и выразительно использовало доступный минималистический инструментарий, это цепляло. Иногда даже казалось, что демонстрируемое со сцены близко к музыкально-театральному перформансу.

Есенина в этот вечер было много, включая знаменитое «Гори, звезда моя, не падай…». Интересно, что певец русской природы получил прямо-таки декадентское, местами даже дьявольское измерение. Та же поэма «Чёрный человек» разворачивалась, словно драма доктора Джекилла и мистера Хайда, умещающихся в одном теле. Кстати, эта композиция была исполнена впервые.

В оригинальном варианте есенинские стихи лишены такой отчаянной макабричности — впрочем, порешим на том, что художник лишь задаёт, прочерчивает пунктиром направление, а зритель, читатель волен интерпретировать и наполнять строки живыми красками своего опыта, своих образов. В т.ч. в этом, наверное, и состоит магия стихосложения.

С другой стороны есть в есенинских строках что-то задевающее, резонирующее с «вибрациями» той самой русской души. Судя по тому же youtube, стихи Есенина, в принципе, живут своей какой-то жизнью, совершенно разные люди их читают и поют, каждый на свой манер. Но предположу, что «Помни Имя Своё» из этого ряда всё же выбиваются.

Со сцены звучало немало и оригинальных произведений трио, которые, оформленные в той же завораживающей стилистике, были едва ли хуже написанных на стихи знаменитых поэтов. В авторских текстах «Помни», насколько я смог уловить, читалась та же интроверсия, трагедия невозможности в полной мере вписаться в повседневную суету и «обывательские» ценности, отчаянный эскапизм, тематика трагической влюблённости (впрочем, подросткового какого-то толка — здесь и «рычание» звучало, пожалуй, максимально искренне). Между прочим, саундсфера была заметно искрустирована реминисценциями русских фольклорных мотивов.

После небольшого антракта настал черёд композиции с помянутого недавно вышедшего (в конце декабря) альбома «Я нем» (2020). Я, кстати, когда бегло проигрывал треки перед концертом, пытаясь составить для себя какой-то первоначальный абрис творчества группы, в первую очередь обратил внимание как раз на открывавшую второе отделение «Когда в наш мир придет зима«. Любопытно, что эта вещь, по рассказу вокалистки, долго лежала «в ящике стола» и вообще ей была уготована участь какой-то популярной песни про любовь. Но, в конечном итоге, на эту музыку были написаны совсем другие строки — к разочарованию ценителей любовной лирики, видимо. 🙂

Если серьёзно, не могу не привести эту композицию прямо здесь, она совершенно восхитительна:

Также врезалось в память живое исполнение композиций «Гамаюн» (по мотивам народного сюжета, если я правильно запомнил), эмоциональность «Девяти лун». А завершилась презентация альбома одноимённой композицией «Я нем» — получилась полноценная поэма, драма со светлым (кажется, так) финалом.

Резюме

Начнём с жанра. Вряд ли можно согласиться с теми, кто аттестовывает творчество «Помни Имя Своё» дарк-фолком/неофолком: всё-таки для этого жанра спокойная акустическая гитара, коей в инструментарии трио нет, — sine qua non. Я бы назвал услышанное, скорее, неоклассикой или, скажем, ethereal, притом именно в готическом изводе. Или дарквейвом — понимая границы этого жанра максимально широко. Хотя элементы фолка всё же присутствуют: не возможно игнорировать наличие живого аккордеона (по иронии подчёркивающего как раз «мёртвую», пустынную, «призрачную» стилистику) и не учитывать близость к фольклорным мотивам.

Меж тем, честное слово, размышления о жанре — это последнее, чему придаёшься, окунаясь в услышанное на сцене. «Помни Имя Своё» мне показались в высшей степени достойной командой, нашедшей свой уникальный почерк. И симпатичны они отнюдь не только какому-то узкому субкультурному кругу, как первоначально может казаться; удивительно, насколько тепло люди откликаются на эти мрачные, а где-то даже суицидальные краски. Более того, можно совершенно не любить стихов того же Есенина — и полностью проникнуться предложенной интерпретацией.

Группа пока что избрала для себя довольно строгие стилистические рамки — с другой стороны, тотально трагический контекст, прекрасный сам по себе, периодически можно разбавлять более простой или м.б. ироничной эстетикой. Во всяком случае, проскакивала такая мысль, слушая выступление.

Что ж, порадуемся, что земля русская не иссякла талантами, и пожелаем коллективу всяческих творческих достижений! 🙂

Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

97 − = 91