Концерт группы Фома Егорыч в Москве

Вчерашним вечером довелось мне побывать на концерте группы из города Санкт-Петербурга Фома Егорыч в московском пабе O’Connell’s. О существовании этого музыкального проекта я совсем ничего не знал, хотя всячески активничает он, судя по всему, достаточно давно — лет 10, как минимум. И более того, судя по концертному графику, Фома Егорыч не в новинку и московской публике.

Показалось забавной презентация коллектива на концертной афише: жанр был обозначен как фолк, блюз и рок. Стало быть, ничего не подозревающему зрителю, которому эта музыка совсем внове, предлагалось искать творческую нить Фомы Егорыча где-то среди подобной жанровой эклектики (и этот ориентир оказался, как водится, не совсем верен). Тем не менее, почему-то раздирало любопытство, и я, поддавшись искушению, направился в этот самый паб.

К моменту моего прихода народу в помещении паба было не так много, и никаких звуков со сцены не доносилось. Охрана на входе любезно выдала новую маску — жест я правда оценил 🙂, хотя в плане той же социальной дистанции проблем в пабе не было, что для воскресного вечера и странно. На часах было уже около половины девятого вечера. Я было подумал, что музыканты или уже закончили (анонс был всё-таки на 7 вечера), или отправились на перекур. Как оказалось, ещё не начинали. 🙂

Впрочем, на сцене что-то происходило, «звуковик» проводил саундчек; а после на сцене появился музыкант с виолончелью (точнее, электровиолончелью). Как оказалось, это один из участников «Фомы Егорыча», Илья Карташов. Его сольное выступление предварило концерт собственно «Фомы».

Илья сыграл 4 композиции, каждая из которых оказалась по-своему примечательна. Первые две были его собственной интерпретацией классики: «Лунной» сонаты Бетховена и какого-то произведения Баха. Получилось красиво, атмосферно и весьма необычно, в гипнотичных блюзовых красках. С одной стороны, ты мог разглядеть узнаваемый классический паттерн, а с другой, прямо на глазах разворачивалась живая импровизация.

Музыкант использовал любопытный секвенсор: задавал тот или иной повторяющийся циклический такт — смычком или пальцами, — а сверху как бы наслаивал другую «дорожку» (коих могло быть несколько). Получилась своего рода живая полифония.

После классики прозвучал кавер на какую-то из старых композиций Led Zeppelin (можно сказать, тоже классика, только иного рода 🙂). Было видно, что самому Илье эта вещь очень нравится — играл он её особенно эмоционально, даже умудряясь держать зал в лёгком напряжении. Кажется, всем без исключения присутствующим, кто хоть сколь-нибудь внимательно следил за сценой (а не только занимался поглощением пищи в уютной обстановке 🙂), что называется, зашло. Получилось правда весьма живо и динамично, с какими-то перекликающимися концептуальными линиями, с драмой. Я не особый поклонник тяжёлого рока, но мне кажется, оригинальный мотив в руках виолончелиста определённо получил второе дыхание.

Следом была сыграна композиция собственного сочинения. И хотя по окрасу, динамике она иная — более размеренная и спокойная, — по красоте и энергетике, на мой взгляд, едва ли уступала предыдущей.

Посвящена она Светлому озеру в Карелии — тематика оказалась вполне «конгруэнтна» светлой и в чём-то даже торжественной саундсфере. Неспешное гипнотичное остинато настраивает на созерцательно-задумчивый лад; представлялось как раз что-то типа предрассветного тумана, медленно стелющегося по-над озером среди тиши исполинских деревьев. Получилось весьма завораживающе и возвышенно, будто путешествие по храму природы.

Честно говоря, априори я не особо-то рассчитывал, что выступление понравится, — виолончель вряд ли мой любимый музыкальный инструмент (к тому же, скорее всего, требует какой-то подготовки слушателя), да ещё и без сопровождения. Но в итоге даже отвлекаться на телефон было сложно — выступление забрало всё внимание. Не уверен, правда, что на всех присутствующих сольное выступление виолончелиста произвело одинаково сильное впечатление (насколько я понял, хотя приветствовали искренне, в основном-то ждали «Фому»), но мне в этом смысле было не столь принципиально, потому как и Илью Карташова с его электровиолончелью, и «Фому» в этот вечер я наблюдал впервые.

Так вот. После небольшого перерыва на сцену вышли и остальные участники «Фомы Егорыча», готовые презентовать свой проект и зажечь зал (это не преувеличение — талант музыкантов был направлен на растормошение публики, на интерактив, с чем они успешно справились). Выглядело трио весьма колоритно: баян, который в нарочито вальяжно позе держал сам Фома (Андрей Фомин); помянутая электровиолончель Ильи Карташова и… нет, не гитара — мандолина, на которой играл третий участник. 🙂

Что интересно, гитары-то как раз не было вовсе. А мандолина, кстати, на протяжении всего концерта, с одной стороны, создавала аллюзии на балалайку, как бы достраивая народность, традиционность мелодики. С другой, придавала саунду энигматичный флёр: отчасти можно было вообразить ориенталистические или, скажем, балканские мотивы.

Музыка у Фомы Егорыча оказалась весьма неглупая и цепляющая: вязкая, немного пряная, хватающая за живое, что называется. Лад, в основном, минорный. Игра с ритмом и размером, паузами, контрапунктом инструментальных партий казалось, расставляла нужные акценты. Местами всё это создавало впечатление эмоциональных импровизаций — хотя, конечно, профессионализм музыкантов позволял всё просчитывать до мелочей.

Лирика, насколько я мог со своей галёрки услышать, достаточно трогательная, этакая народно-философская, с трагическим подтекстом. Ей-же-ей, по атмосфере я бы даже охарактеризовал услышанное как дарк-кабаре, кабы не тот факт, что сами музыканты себя отнюдь не позиционируют какими-то мрачными исследователями глубин человеческого ψυχή или адептами хоррора. Имидж у группы совершенно другой:

Творческие хулиганы, яркий состав виртуозных музыкантов, русская душа, разрывающая баянные меха, украшенная певучей виолончелью, смелые тексты, честно, по-взрослому, о самом сокровенном, шарж на современную реальность, настоящая жара!

Кстати, вокал Фомы — немного «с надрывцой», в дополнение к неровному метру стихов, больше напоминающих речитативы. С одной стороны, всплывают определённые реминисценции русского фольклора, с другой, слышится что-то бардовское. И всё это оказывается слегка приправлено несколько отвязанной, «припанкованной» эстетикой.

Композиции не были жёстко отграничены одна от другой — скорее, плавно перетекали друг в друга, как бы сливаясь в единый перформанс.

В какой-то момента к трио на сцене присоединились ещё два участника (насколько я понял, оба — из Москвы), всё это время, оказывается, находившихся в зале за столами в качестве зрителей. Один из них перехватил у Ильи Карташова виолончель, в то время как другой расчехлил скрипку, которой владел, на мой скромный взгляд, виртуозно. Что сказать, ребята и правда задали жару.

Несомненно, кульминацией стала песня «Я хочу в отпуск», где вокал полностью взял на себя Илья Карташов. С одной стороны, получился абсолютный хит этого музыкального вечера: в плане мастерства игры и драйва, передававшегося публике буквально с каждой нотой.

С другой, текст песни прямо-таки вопиюще не соответствует уровню музыки — будто нарочито «низкий», в подражанию какому-нибудь «Шнуру».

Будто специально сочинён для ублажения нравов целевой аудитории: условного «офисного планктона», решившего, значит, в пятницу незатейливо покутить в кабачке под шансончик и водочку. 🙂

Так-то оно так (хоть и не пятница), но ведь совершенно не вяжется с тем, что «Фома» пел до сего момента. В общем, лично у меня на этом месте возник небольшой когнитивно-эстетический диссонанс. 😺

По факту, песня собрала оглушительные овации, не оставив равнодушным, кажется, никого. Народ буквально повскакивал со своих мест, с удовольствием подпевал и двигался на танцполе. Да что там греха таить — пристало ж, как банный лист: «Всё! Всё! Всё! Я хочу в отпуск!» 🙂

Но музыкантам Фомы Егорыча до отпуска было, как оказалось, рановато — пока некоторые участники отправились на заслуженный перекур, на сцене осталось инструментальное трио: виолончелист, скрипач и отложивший в сторону свою мандолину музыкант, неожиданно переместившийся к ударной установке.

С огромным удовольствием отслушал и эту композицию; всё было также на высоком исполнительском уровне и с живым эмоциональным вовлечением. Атмосфера довольно бойкая, ожидаемо ритмичная, захватывающая, отчасти полированная балканским колоритом.

После перерыва зрителей ожидало третье отделение, где команда Фомы Егорыча снова взойдёт на сцену полным составом. К сожалению, мне надо было уже отправляться домой, но эмоциональными впечатлениями я зарядился более чем.

Краткий эпилог

В общем, был весьма счастлив открыть для себя новых талантливых артистов, которые доселе почему-то не попадали в поле внимания. Главный плюс «Фомы Егорыча» (по моей персональной шкале, разумеется) — это захватывающий саунд, оформленный в стилистике кабаре и отчасти импровизационного полилога. По духу он вроде нарочито залихватский, даже кабацкий — но одновременно и трогательный, тонкий и лиричный. Что ж, подобная универсальность не остаётся без награды: ребята способны достучаться как до меломана, так и до условного «офисного работяги».

Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

− 2 = 8