Надо же было такому случиться, что камерный фолк-фестиваль, посвящённый русской музыке и куда я загодя решил податься в качестве посетителя (ибо в Москве мероприятий такого формата на новогодних выходных не хватало), пришёлся на 8-е число — на пик январских холодов что в Москве, что в славном городе Санкт-Петербурге. 🙂
Поскольку поезд прибыл сравнительно рано и до мероприятия оставалось несколько часов, недолго раздумывая, решил заскочить в Эрмитаж (куда ж ещё). Загодя приобретя билеты на сейте — ежели впрок не озаботиться, билетов на посещение музея в удобное время может просто не оказаться. Кстати, стоимость посещения — на удивление демократичная, 500 руб.
Решил взять «маршрут № 2», что начинается с Церковной лестницы. Всю экспозицию фотографировать и описывать нет нужды, тем паче что и сам Эрмитаж с этим неплохо справляется. Отмечу лишь, навигация на практике оказалась не столь идеальной — по итогам блужданий по залам и анфиладам Зимнего дворца всё-таки запутался, ближе к концу маршрута вместо желанной античности очутившись в залах итальянской живописи. А вышел вообще откуда-то со стороны Иорданской лестницы. Буквально «шёл в комнату, попал в другую». А хотелось посмотреть на мумию. 🙂
Как бы там ни было, отведённые на маршрут 2 часа видятся просто катастрофически малыми, за это время уделить время экспозициям и как следует «окультуриться» просто нереально.
«Околоминусдвадцать» на улице прям катастрофическими б не назвал, если ветер не дует. 🙂 Но видно, что народ был не вполне готов к холодам: мелькали розовые от мороза щёки, прохожие ёжились и пытались прикрывать лица шарфами. С другой стороны, можно было себе вообразить, сколько народу могло бы быть в музее (притом там и так было не то чтоб просторно), будь погода потеплей, так что в этом смысле и грех жаловаться.
На Дворцовой площади оказалось сравнительно немноголюдно.
Можно было спокойно осмотреть сквер перед Зимним дворцом — но увы, генерал мороз оставлял не очень много на то желания, загоняя в помещение. 🙂 Подыматься предстояло не по парадной (Иорданской) лестнице, а со стороны Церковной. Так или иначе, всё это рядом.
Довольно быстро попадаешь в концертный зал с ракой Александра Невского. Как вещает Вики, сие произведение национального декоративно-прикладного искусства в стиле барокко создано в 18-м веке, в эпоху царствования императрицы Елизаветы Петровны. Если эта конструкция действительно из полутора тонн серебра, впечатляет. Кстати, в 2019-м году композиция прошла реставрацию.
Малахитовый зал (1839 г.) на редкость блестящ и презентабелен, особенно золотая роспись потолка. Хотя, конечно, цветовая гамма больше подходит под парадную — долго находиться в кабинете, оформленном в такой стилистике, наверное, было бы не совсем уютно.
Рядом — гостиная в апартаментах Николая II, по-домашнему уютная, с арфой для медитативного музицирования. Стиль — ампир. Увы, подлинная обстановка интерьеров не сохранилась, это реставрация.
Через несколько залов попадаем в готическую гостиную (1830-е). Честно говоря, не думаешь, что русская императорская фамилия прельщалась подобным стилем (всё-таки довольно специфический и не особо вписывающийся в русскую эстетику) — однако они всё-таки интернациональная элита, да и на фоне остального бесконечно богатого убранства пару-тройку таких кабинетов вполне можно себе позволить. 🙂
По пути встречалось немало интересных интерьерных экспозиций: и личная библиотека Николая II, выполненная в деревянной английской готике, и неоклассические интерьеры, и кабинеты в стиле русского модерна конца 19-го века, и неорусский лубок (смотревшийся, признаться, столь же скромно и несколько выбивающеся, сколь и помянутая выше «готика»). Даже кальяну русская знать была не чужда. 🙂
Но останавливаться на всё этом подробно, пожалуй, смысла нет, да и автор отнюдь не мнит себя искусствоведом.
Добравшись до Салтыковской лестницы, решил сразу подыматься на 3-й этаж, где расположились экспозиции, посвящённые культурам Византии, Монголии, Тибета, Китая — Востока в целом. Та же византийская культура — в образах, в оформлении утвари и т.д. сквозит какая-то, я бы сказал, брутальность и живая аутентичность (сравнить византийские иконы и, скажем, стиль, которым расписывают наши храмы); выглядит необычно и по-своему притягательно.
Всё это интересно, однако вспоминаешь про отведённые 2 часа. 🙂
В Эрмитаже экспонировано особенно много восточной средневековой керамики: времён арабских халифов, осман, Мамлюкского султаната. На кувшины надевались (или изготавливались сразу) такие вот фильтры, намекающие на распространённое в те времена качество потребляемых жидкостей. Я подумал, речь о вине прежде всего — несмотря на распространённое мнение, вино на Востоке пили всегда (как минимум, со времён Омейядов и Аббасидов) и более того, собирали с него неплохие налоги. Правда, так развлекалась большей частью знать при дворах.
Среди кажущихся бесконечных залов доходит очередь и до Ирана. Искусство (керамика, ковры, подсвечники, облицовка, оружие и т.п.) на беглый взгляд довольно похоже на остальное увиденное арабское и османское, но живопись, надо сказать, имеет свою изюминку. Несколько странноватую на первый взгляд. 🙂
Картина датируется 19-м веком. Именуется, если мне память не изменяет, «Влюблённые». Холст, масло. В коллекцию Эрмитажа попала лишь в 60-е гг. прошлого века. На первый взгляд может даже показаться, будто пара однополая, — но нет.
Рядом расположилась изящная персидская дама, стилистика та же. Любопытно, что эротические намёки вполне себе входили в пакет «традиционных ценностей». 🙂
Где-то неподалёку — залы буддистской культуры. В одном из них водрузился «фантастический зверь» — хранитель буддистского вероучения из глины и лёсса; датируется 8-м веком, Дуньхуан (Китай). Точнее, один из — таких загадочных стражей экспонируется два (и я не про музейную смотрительницу), но этот по мне, так особенно милый. 🙂
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.