7 ноября — как-никак, событие в российской истории; и наверное, в самом этом факте уже содержится нечто торжественное. Так что лично я по такому случаю предпочёл не отсиживаться дома, а посетить концерт группы Ива Нова в московском клубе Китайский Летчик Джао Да. 🙂
О существовании этого замечательного коллектива из Санкт-Петербурга я, правда, узнал буквально накануне, в скуке пролистывая афишу мероприятий. Зацепившись взглядом и послушав пару песен Ива Новы на youtube, подумал, что должно быть небезынтересно. Мною двигало, в общем, любопытство и желание ознакомиться с новыми именами, выйти, так сказать, из привычной зоны музыкального комфорта. Честное слово, особых ожиданий на счёт этого концерта не возлагал — и как я ошибся, к своей вящей радости!
Ко всему прочему, концерт (более того, его переносили, как я выяснил, — для многих он был долгожданным) приурочен к 18-летию группы, так что логично было бы ожидать, что коллектив постарается выказать лучшее из своей концертной программы, выдать, так сказать, зе бест оф. Что весьма кстати для ознакомления с творчеством и формирования первого импринта — а он как раз самый важный. 🙂
Интересно, что на просторах интернета Ива Нову часто аттестуют с приставкой «женский»: «женская этно-экстрим группа» (Википедия), «питерская девичья этно-экстрим группа» (сайты zvuki.ru, geometry.su и др.). На этой ноте, честно говоря, поперву даже немного сомневался; а учитывая, что коллектив не чурается и панк-стилистики, как бы и вовсе не радмеминизм какой-нибудь в музыкальной обёртке задвинули, учитывая модные социально-культурные тренды. 🙂
По факту же, квартет действительно состоял из девушек, да и публика являла заметный крен в женскую сторону. А в остальном если гендерная специфика и затрагивалась, то демонстрировалась в контекстах, так или иначе свойственных сюжетам того же русского фольклора (связанных со свадьбой, понятными романтическими переживаниями и т.д.), и была органично вплетена в концепцию композиций (типа песни «Ведьма»).
Когда я подошёл, небольшое пространство одного из залов клуба, где выступали Ива Нова, было забито битком, так что пришлось стоять ближе к проходу. Народ наблюдал выступление, не только разместившись у столиков, но и у площадки возле сцены, где желающие довольно активно двигались в такт музыке.
Вокалистка не только собственно пела и стояла за синтезатором, но и принимала активное участие в шоу. Периодически в руках у неё оказывались самые разные музыкальные инструменты: то бубен, то какие-то погремушки, а то и вовсе стиральная доска. 🙂
Музыка же не только заводила (или подчас вводила в медитативное состояние), но и была настоящим подарком для ушей. Несмотря на свою доступность, она оказалась на удивление глубока и многогранна.
Судя по тому, что я наблюдал, довольными остались все; притом наверняка среди публики были как не особо взыскательные слушатели (ну или случайные зрители), так и меломаны. Но прикол в том, что эстетический modus operandi здесь не столько «фронтовая атака» и апеллирование к неким универсальным и всем понятным образам, гармониям и ощущениям (хотя и это тоже), сколько некий инструментарий, связка хитрых ключей-отмычек, орудуя которыми группа искусно взламывает ключик к сердцу каждого слушателя.
Например, те же зажигательные ритмы и лайтовая такая «припанкованность», элегантная отвязанность в образе — тут в восторге будет каждый, пытаясь если и не активничать на танцполе, то как-то двигаться хотя бы на месте. С другой стороны, в ком-то найдёт отклик исключительно женский лайнап: мол, вау, девушка на басу! или эвона как лабает на аккордеоне! Кому-то — придутся ко двору аллюзии на русские фольклорные сюжеты и вообще улавливающаяся народная стилистика.
Но не будем додумывать за других, вместо чего обратимся к собственным ощущениям. 🙂
Во-первых, лично меня — коль скоро мы упомянули об индивидуальных эстетических отмычках — поразил ритмовой (ритмово-размерностный) хаос — точнее, его укрощение. 🙂 Подчас размерность композиций было реально сложно уловить; но при этом музыканты полностью контролируют ситуацию и попадают в ритм чётко, словно по таймеру.
Более того, такое впечатление, размерность может меняться прямо по ходу пьесы. И что интересно, двигаться на танцполе это никому не мешало (и даже наоборот). Такой вот «управляемый хаос» я как-то давно наблюдал на выступлении группы Caprice — музыканты объясняли подобную игру трансцендентностью музыки как идеи: музыка, мол, никому ничего не должна, в т.ч укладываться в человеческую размерность. Подход интересный, и, как мне показалось, в случае Ива Новы тоже вполне себе применим. Даром что, справедливости ради, у Ива Новы не все композиции таковы; иногда «ломаная» размерность перемежается с ломаным синкопическим ритмом.
Во-вторых, не возможно не обратить внимания, что перкуссия отнюдь не ограничивалась барабанной установкой. Ассортимент идиофонов довольно широк: это чугунные горшки, крышки от кастрюлей, погремушки и даже помянутая стиральная доска (да, это была она, я такую помню из далёкого детства 🙂). И всё это смотрелось удивительно по-родному, концептуально притом будучи близким к музыкальному футуризму. Ива Нова, конечно, не Einstürzende Neubauten, использующие в качестве музыкальных инструментов далеко не всяким ухом перевариваемые циркулярную пилу, металлопрокат или компрессоры, однако аллюзии на (пост-)индастриал меня не покидали весь концерт.
Кстати, о футуризме: группа исполнила композицию на стихи русского поэта-футуриста Василиска Гнедова. И тут ты, из зрительного зала, осознаёшь то самое сакраментальное: Питер — культурная столица! А ты, стало быть, столичный резидент, Гнедова-то не читал, тогда как в Питере на его стихи даже пишут не менее экстравагантную музыку. 🙂 Кстати, композиция очень понравилась: в какой-то момент она зазвучала с месмеретическим, молитвенным оттенком.
В-третьих, упомянем, что основу саунда Iva Nova составляет всё же электроника. Фронтвумен (простите за такую лексику) успевает не только чудесно петь, но и орудовать синтезатором microKORG с вокодером. Даже не понимаешь, что у неё получается лучше: то ли аккуратное профессиональное меццо-сопрано, то ли музицирование и работа с публикой. И безусловно, её личная харизма вносит вклад в общее восторженное впечатление.
Притом атмосфера композиций, при всей «отвязанности» и танцевальности, — часто медитативная, даже с тёмными обертонами. При желании, пожалуй, можно описать как «психоделию», но не в жёстком формате, конечно. Тем не менее, здесь всё довольно серьёзно, никакого намёка на миндальничанье «тургеневских барышень» — такое впечатление, в этой музыке из каких-то глубин синтезируются интуиции русского бессознательного.
Кстати, исполнение одной из композиций солистка предварила вступительной репликой, попросив представить, будто мы спим и видим сон. А ведь вся музыка Ива Нова, такое впечатление, своего рода сон и есть, где на подмостки выходит то самое бессознательное, перемешивая знаки и архетипы, казалось бы, совершенно разных культурных слоёв.
Интересно, что в под занавес выступление стало походить на формат кабаре; вокалистка даже спустилась в зал, попросив публику присесть, чему все беспрекословно подчинились.
В общем, лично я от концерта получил не только порцию хороших впечатлений, но и самое настоящее эстетическое удовольствие.
P.S. Описанные впечатления основаны исключительно на посещённом концерте, студийных записей команды автор не слушал (обещает исправиться 😺).
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.