Кстати, прилетел я в Германию на фест через Будапешт (фактически не спавши) — кому интересны впечатления о венгерской столице, что смог составить за сутки, см. предыдущий пост.
Ежегодно в августе месяце в немецком городе Хильдесхайме, что под Ганновером, проходит фестиваль «альтернативной» музыки M’era Luna. Точнее, музыки готической и — шире — той, что скрывается под зонтичным термином шварце-сцена.
Иногда, кстати, его аттестовывают и как фестиваль метал-культуры: определённый «крен» в сторону метала (особенно готического) заметен, однако в целом подобные обобщения вряд ли верны.
Лично я направлялся туда уже во второй раз, оставшись довольным прошлогодней поездкой и полученными впечатлениями. И выходные 10-11 августа, на которые выпали даты проведения M’era Luna на сей раз, в этом отношении не стали исключением, даром что добираться до непосредственного места расположения феста и обратно мне так же каждый день приходилось из соседнего Ганновера, ввиду чего у меня иногда просто не оставалось времени смотреть на слишком поздно выступавшие команды.
Вообще, мне формат фестиваля как таковой весьма импонирует, поскольку за коротких пару дней теоретически можно отсмотреть выступление аж нескольких десятков команд — как позволят силы. :)
Так вот, проводится фестиваль с 2000 г. в удобном двухдневном уикенд-формате на территории местного аэропорта. Аэропорт, кстати, действующий (насколько я понимаю, не для регулярной авиации): обслуживает вертолёты и легкомоторные самолёты, а раньше на нём базировались силы британской армии. Периодически он предоставляет свою территорию для всевозможных мероприятий, в числе которых и интересующий нас фестиваль.
Думаю, фест входит в тройку знаковых готических мероприятий, наряду с лейпцигским WGT и Castle Party, что в польском Болькуве. А если судить по количеству посетителей, на M’era Luna иногда бывает народу и поболее, чем на том же флагманском WGT. Во всяком случае, полюбоваться состоявшимся в прошлое воскресенье финальным выступлением хедлайнеров VNV Nation под открытым небом пришло столько народа, что буквально яблоку негде было упасть — на вскидку, тысяч 15-20 возле сцены присутствовало.
В разное время участниками фестиваля были известные (как широко, так и «широко в узких кругах» :) ) команды типа The Sisters of Mercy, Deine Lakaien, Skinny Puppy, Hocico, And One, The 69 Eyes, HIM, The Crüxshadows, The Jesus and Mary Chain, Fields of the Nephilim, Deine Lakaien, Project Pitchfork, Diary of Dreams, Apoptygma Berzerk, Ataraxia, Nightwish, Apocalyptica, Das Ich Einsturzende Neubauten, In Extremo и т.д. и т.д. В общем, представлены самые разнообразные жанры шварце-сцены (и не только шварце! в прошлом году, например, хедлайнерами были The Prodigy). Разве что дарк-фолк по каким-то причинам, увы, остаётся здесь не у дел.
* * *
Добираться до фестиваля удобно, например, из Ганновера: местной «электричкой» (S-bahn) до центральной ж/д-станции Хильдесхайма (минут 25 идёт со станции Hannover Messe/Laatsen, которая была мне территориально удобна). Дальнейший путь пешком непосредственно до хильдесхаймовского аэропорта, более-менее спокойным шагом, занимал у меня минут 35.
В прошлом году этой же электричкой почему-то нельзя было добраться без пересадок (сперва нужно было доехать до приятного городка Зарштадт, откуда до Хильдесхайма ходят регулярные автобусные рейсы). А сейчас сей досадный недостаток «профиксили»: слава Дойче Бану, возможность доехать без пересадок появилась. 😺 До центральной станции Хильдесхайма S-Bahn ходит примерно раз в час с самого раннего утра и до ночи, что довольно удобно. И стоит это удовольствие чуть больше €9 в один конец.
Ну а добраться в славный город Ганновер из Москвы проблем ровно никаких — сто путей, сто дорог. Точнее, основных, конечно, два: во-первых, там есть международный аэропорт, а во-вторых, лично я ехал из Берлина на поезде. Поезда, надо сказать, шастают весьма регулярно, хотя и билет относительно недёшев (самый простенький, 2 класса, мне обошёлся €75 в один конец).
Кстати, в качестве временной резиденции я выбрал весьма недорогие апартаменты с airbnb в Ганновере, что хотя и не вполне удобно в плане «логистики», но тем не менее обошлось дешевле, останавливайся я непосредственно в Хильдесхайме. Тем более, местные про фестиваль знают и аккурат к нему повышают плату. :)
Суббота, 10-е августа, день 1-й
Сам Хильдесхайм ничем особо не примечателен: обычный немецкий провинциальный город, чистый, аккуратный и малолюдный. На улицах и особенно на вокзале — заметное (с поправкой на малолюдность) количество выходцев, видимо, из Турции и Африки. Кстати, довелось наблюдать картину, как возле вокзала подвыпившие местные (немцы) меж собой бурно выясняли отношения на глазах у окружающих и чуть было не подрались, а рядом стоящие полицейские спокойно общались и глазом не моргнули в ту сторону. Действительно, зачем запрещать людям развлекаться. :)
Короче говоря, напрямую быстрее всего было добираться до феста, судя по карте, через какой-то парк. На деле парк оказался то ли кладбищем с мемориальным комплексом, то ли просто обычным местным кладбищем.
На пару минут решил заглянуть посмотреть. Оформлено оно достаточно красиво; на территории умиротворяюще тихо, но не безлюдно.
Что интересно, аккурат через дорогу — жилой квартал в видами на этот комплекс.
Что ж, идём дальше. Табличка возле пешеходного тоннеля намекает, что мы на правильном пути. :)
В начале этой (судя по всему, не очень популярной для самостоятельного путешествия, хотя и короткой) дороге по пути встретилась пара человек в готическом наряде. Вокруг — какая-то полусельская местность: частные дома с огородами, где-то голосила домашняя птица, а обочины плотно обросли ежевикой. Отсюда до места проведения фестиваля пройти оставалось относительно немного, и чем путь ближе, тем увеличивалась концентрация людей в чёрном. :) Ближе к концу тут попался небольшой ряд припаркованных машин — вряд ли это официальный кэмпнг фестиваля; скорее, участники, добиравшиеся на авто, решили сэкономить.
Наконец, перейдя трассу и пройдя ещё какое-то время вперёд, добрался до входа:
Слева — это не просто умывальник, а краны с питьевой водой, что с дороги (и учитывая довольно жаркую, хотя и облачную, погоду) было весьма кстати. На территории фестиваля таких водных точек располагалось ещё две-три.
На входе надо было предъявить билет, который я заказывал на сайте заранее («комбитикет» на оба дня) и который за 10 дней пришёл мне по почте:
После короткого инструктажа и дополнительной информации, которую сообщили на стойке и которую мой мозг почему-то толком не воспринял (парень вещал, среди прочего, что-то про возврат), мне выдали заветный пропуск — браслет, который не снимается в течение двух дней фестиваля. Довеском шёл иллюстрированный буклет (почему-то исключительно на немецком) с более-менее подробным описанием территории и расписанием выступающих групп.
Фестиваль, помимо собственно двух сцен с выступающими командами, имеет свою инфраструктуру: какие-то рынки, кэмпинг, аттракционы, дополнительные сервисы с wi-fi и прочие интересные локации, куда я благополучно не ходил. 😺 Из базовых элементов: туалетные кабинки и точки с питьевой водой. В прошлом году, кстати, были ещё и бесплатные душевые — на сей раз внимания не обратил.
Рядом со входом
Аккурат под этой жёлтой надписью Mera Luna — рамки входа. С налитым в пластиковые стаканы пивом почему-то не пропускали — стакан надо было предварительно опустошить. 😺
Кстати, о пиве. Там действует довольно хитрая система, в которую я сразу (с прошлой поездки) не въехал. Первый стакан пива стоит €6.5, а каждый последующий, пока пластиковый стакан физически не выбрасываешь, предъявляя на стойку, — €4.5. Как надоест, стакан можно отдать, и тебе вернут за него 2 евро. По неопытности я в прошлый раз его выкинул в мусорку — считай, лишился двух евро на ровном месте. 😺
Где-то за входом
Справа — это любезно зазывающие посетителей массажисты:
Сами выступления групп на фестивале проходят параллельно на двух сценах: одна (главная) — на открытом воздухе, а вторая располагается в достаточно просторном ангаре рядом, в шаговой доступности.
Sono
Когда я подошёл, как раз в ангаре выступали Sono. Далее сконцентрируемся и будем описывать собственно музыкальные впечатления. :)
Так вот, об этом гамбургском трио слышу впервые — что, конечно, не означает, что смотреть живое выступление будет априори неинтересно. Напротив, Sono оказались довольно презентабельной и заводной командой, балующей публику приятными минорными синт- или ретровейв- пассажами с элементами гитарного саунда. Поют ребята на немецком, притом у солиста — чувственный вокал, достаточно мощный, что придаёт шарму общей картине. Профессиональный подход к пению в данном лирико-меланхолическом контексте всяко лучше дисторшна или рычания, скажем.
Короче говоря, смотрятся очень неплохо и драйвово — настолько, насколько возможно для доминирующей электроники, не претендующей на танцевальность с задором того же EBM.
Периодически поддерживающая партия гитары пропадала вовсе; иногда возникали аллюзии на Covenant какой-нибудь. Совершенно искренне хочется пританцовывать, да и публика, пока ещё не раскочерагенная и относительно немногочисленная, реагировала на Sono очень хорошо. Фронтмен (вокалист) в элегантной белой сорочке не просто играл и пел, но и активно прощупывал обратную связь с собравшимися, был бодр и настроен выдать на сцене максимум — что у него и у команды в целом, по-моему, получилось.
Зазвучала медленная лиричная композиция, на которой фронтмен перешёл с немецкого на английский. Саунд менее драйвовый, но зато несколько более «многослойный» (притом оставались «остинатовые» электронные биты, не позволяющие ускользать танцевальной компоненте).
Иногда сунд по плотности и чёткости приближался к EBM’ому, и на таком фоне лирический вокал смотрелся довольно неожиданно (в плюс).
Короче говоря, ребята порадовали профессионализмом, мягкостью, элегантностью, теплотой и, несмотря на заметный уклон в «поп-«, довольно неглупым саундом (который, как по мне, достаточно непросто однозначно классифицировать), — отличное выступление!
Ewigheim
Здесь я, пожалуй, обойдусь без пространных комментариев, поскольку метал не особо понимаю (даром что M’era Luna — фестиваль в т.ч. метал-культуры :) ).
Вкратце, с основной сцены в исполнении этих немецких ребят услышал я задумчивый мелодичный готик-метал с немецкоязычной лирикой. Волей-неволей бросился в глаза глубокий сильный вокал фронтмена.
Много я слушать не стал, предпочтя неспешную прогулку по территории, наслаждаясь относительно нежаркой погодой.
Народу у сцены немного, хотя выступают Ewigheim хорошо
Terrolokaust
Настало время возвращаться в ангар, где уже вовсю выступали ребята из солнечной Барселоны с несколько провокативным названием Terrolokaust в составе подвижного, зажигательного квартета. Ранее я их тоже не слушал, не будучи особым любителем прокручивать студийные записи всяких электро-индустриальных танцпол-ориентированных команд. Тем более, «армированных» гитарно-ро́ковым саундом. По-моему, место всему этому — как раз на танцполе, а не в наушниках или домашней аудиосистеме. 😺
В целом, ярко, драйвово и танцевально. Саунд, наряду с отрывистым дисторшированным вокалом фронтмена, достаточно жестковат и шершав; притом от ребят разило каким-то «гламурным», что ли оттенком, несмотря на их чёрный дресс-код. Отчасти, как мне показалось, используются имиджевые шаблоны популярных метал-команд типа каких-нибудь Slipknot в плане вокала и экспрессии.
Фронтмен в какой-то момент решил спуститься в зал — к восторгу первых рядов :)
В целом, драйвовый продукт для танцпола. Играли не только старую программу, но и новые вещи — по всей видимости, с вышедшего в этом году альбома The Chasm. Фронтмен раззадоривал публику вопросами типа are you ready for a new stuff? на которые собравшиеся отвечали одобрительным раскатистым рёвом.
Stahlmann
Тем временем, на основной сцене продолжали выступление Stahlmann — относительно молодая (образовались в 2008 г.) немецкая команда. Собственно, уже из названия понятно, какой стиль они выбрали в качестве магистрального. :) Играют они достаточно драйвовый индастриал-метал (назовём это так), хотя в образе, как мне показалось, сквозило в т.ч. что-то такое стимпанковое.
Фронтмен на фоне напористого гитарного саунда вытягивал партии достаточно жёстким низким вокалом, на грани гроулинга. Лирика — исключительно на немецком. Пожалуй, чем-то Раммштайн напомнили. Кстати, в саунде была и электронная компонента — правда, не в роли «первой скрипки».
Вики, кстати, пишет, что команда относится к жанру Neue Deutsche Härte — в таком случае, параллели с Раммштайн более чем прозрачны. Сейчас я не особый ценитель подобного, так что с чистым сердцем отправился гулять. :)
Centhron
Это уже под конец, когда народ начал расходиться и удалось проникнуть хотя бы в задние ряды. В общем, где-то там, за вспышками света, на нас взирают звёзды немецкого аггротека :)
К тому моменту, как я подошёл, в ангар на Centhron охрана уже внезапно прекратила пускать желающих, поскольку народу с начала выступления набилось, словно сельди в бочке. Что для меня стало реально неожиданностью, т.к. выступавших вряд ли можно отнести к командам первого эшелона. Готика, говорите, померла? ;)
Впрочем, хорошо слышно было и снаружи. Данное немецкое трио раззадоривало публику бойким танцевальным битом на фоне дисторшированного вокала на немецком. Саунд, впрочем, показался «одномерным», без особой зауми. Жёсткий электро-индастриал с гитарами для активных телодвижений на танцполе, чем все и пользовались. Мне довольно быстро наскучило.
* * *
Тем временем, параллельно на основной сцене продолжалось выступление шведских металистов Deathstars — самое время прогуляться где-нибудь в стороне, перекусить и прополоскать горло пивом. :)
В качестве перекуса попробовал вот эту вот выпечку:
Готовят лакомство прямо на месте, притом очереди в эту лавку достаточно внушительные.
Хотя, и стоимость высокая (около 5 евро), и сытной эту лепёшку я бы не назвал: там всего лишь сыр и грибы. :)
Corvus Corax
А вот выступление этих ребят, торжественно появившихся на основной сцене, я старался смотреть более внимательно. Несмотря на то, что народу у сцены набралось достаточно много, старался сразу продвинуться вперёд, насколько это было возможно. И всё равно в первые ряды просочиться не удалось. :)
Corvus Corax — старые заслуженные немецкие медиевисты, которые, наряду с «конвенциальными», исполняют свою музыку на аутентичных средневековых музыкальных инструментах и вообще известны своим основательным «реконструкторским» подходом к средневековой народной музыке.
На сцене — около 7 музыкантов в средневековых костюмах, стилизованных, как мне показалось, под викингов или северных рунических шаманов. Слышится тягучий тон волынок; можно видеть барабаны, в т.ч. большой кожаный бубен, похожий на шаманский. Начали с какой-то ритмичной танцевальной вещицы для разогрева, где как раз на партиях барабанов лежит основная смыслогенерирующая нагрузка.
Солист периодически использовал низко и гулко звучащий дунчен, что смотрелось достаточно эффектно и играло на ритуальную атмосферу. Обратил внимание, музыканты использовали различные типы колёсных лир.
Сыграли подвижную торжественную Venus Vina Musica под бойкий ритмический рисунок. Здесь в мелодическую палитру добавляется рожок; в конце ритм ускоряется.
Фронтмен (он, кстати, выступает не только в роли лид-вокалиста, но и мультиинструменталиста, держащего в руках, в основном, как я смог заметить, зелёную 10-струнную мандолину) периодически доставал какую-то внушительных размеров трещётку — смотрелось эффектно, но звучания сего занятного идиофона я толком не расслышал.
Зазвучала зажигательная Her Wirt с доминирующей партией волынок. Закончили Corvus Corax ещё одной зажигательно-плясовой композицией и как-то довольно быстро откланялись. Странное послевкусие: будто ждёшь продолжения или кульминации, коих не воспоследовало.
Neuroticfish
Эти меланхоличные бохумцы, помню, как-то достаточно надолго смогли поселиться в моём плейлисте и отнюдь не успели забыться. Команда достаточно старая (образовались в конце 90-х), но у них были как спады, так и взлёты творческой активности. Последний такой взлёт произошёл в 2015 году, когда они выпустили восхитительную пластинку A Sign of Life, которую я в своё время чуть ли не до дыр заслушал. :) А вот до последней работы, Antidoron (2018), я пока ещё не добрался.
Neuroticfish, к моей вящей радости, вживую продемонстрировали ровно то, чего от них и ждёшь, априори имея восторженное представление о студийных записях: качёвый фьючерпоп с кричащими нотами меланхолии и экспрессии. Очень харизматичный дуэт, показали себя с лучшей стороны.
Звучит Silence с упомянутого A Sign of Life (2015) — прекрасный баланс между танцевальной динамикой и минорной рефлексией текстов. Звук, по-моему, отличный; Саша (фронтмен) постоянно бегал по сцене, ещё больше расшевеливая собравшихся. Фоном прокручивался видеоряд с их достаточно цепким официальным клипом.
Звучит более медленная вещь, но саунд на фоне «снижения оборотов» остаётся крепкий и уверенный, равно как и вокал.
Её сменяет классная танцевальная Is It Dead? с того же альбома. Вообще, одна из лучших у них в репертуаре.
Композиция What is Wrong? заметно более спокойная, среднетемповая, хотя и чувствуются интроспективные мотивы и сдавленная экспрессия. Это уже новый материал, с прошлогоднего Antidoron.
Velocity — старая их композиция, впервые появилась на альбоме Les Chansons Neurotiques (2002); приятная минорная, и при этом — с отличной танцевальной энергетикой. Ею Neuroticfish и закончили. Зал активно подпевал основной рефрен, да и вообще, реакция на артистов была очень тёплая, что неудивительно. По мне, так одно из лучших выступлений фестивальной субботы.
* * *
Далее по расписанию шли выступления Agonoize и Oomph!, которые я благополучно пропустил; первых — в силу того что сил на танцы особо не оставалось, а вторых — потому что слушать метал могу только вполоборота. :) Вместо чего отправился дожидаться выступления запомнившихся мне в своё время очень приятных гамбургцев Mono Inc., являвшихся одними из хедлайнеров этой субботы.
Mono Inc.
Не думаю, что их жанр можно отнести к чистому готик-року; по-моему, играют они где-то на стыке гот-рока, просто «дарк-рока» (относительно «удобоваримого» рока с минорным окрасом) и отчасти, наверное, метала. Но в любом случае, у них есть свой запоминающийся почерк, мягкий, элегантный и мелодичный.
Первое, о чём я подумал глядя на них (будь то фронтмен в изящном камзоле или гитарист в костюме чумного доктора): это важное для артистов чувство стиля, без которого Mono Inc., наверное, просто нет как законченного проекта. Притом это касается не только внешнего вида, но и саунда, даром что используется, в принципе, стандартный набор инструментов.
Что ещё бросилось в глаза: за барабанами сидел не какой-нибудь брутальный, исступлённо лупящий по установке «мачо», а довольно эффектная барышня. Впрочем, сил и экспрессии ей явно не занимать. :) Для усиления вау-эффекта её посадили в самый центр, где она находилась, к тому же, на некотором визуальном возвышении в течение всего выступления. И более того, за этой девушкой была заметная партия бэк-вокала.
Композиции чередовались от более динамичных и до тяжеловатых атмосферных наподобие Radio Mono. Также была довольно бойкая композиция на одних лишь ударных.
Понравилось, как присутствующие синхронно подпевали «we’re the children of the dark» с приятной одноимённой композиции Children of the Dark — фронтмен просил делать это снова и снова, чему публика с удовольствием подчинялась. :)
Короче говоря, очень стильное и эффектное получилось выступление, с элементами театра и шоу.
Lacrimosa
Надо сказать, что творчество и проекты Тило Вольфа я весьма уважаю, однако лично мне они не заходят. И жанр как таковой здесь, пожалуй, не при чём (а играли Lacrimosa в начале 90-х дакрвейв — ещё до того, как стать металистами). Возможно, он талантливый композитор и аранжировщик, но мне стойко не нравится его творчество на каком-то нутряном уровне. Поэтому всё, что мне оставалось делать, — наблюдать за легендой готик-метала со стороны, с глубокой «галёрки». Но надо сказать, чувство стиля проекту и герру Вольфу лично не изменяет. И кажется, он до сих пор полон сил и творческих планов.
Впрочем, кое-что всё же произвело определённое впечатление. Например, композиция Der Morgen Danach.
[:SITD:]
Будучи не особым ценителем этого достаточно старого (выступает со второй половины 90-х) электро-индустриального проекта, думал было уже поехать отдыхать, но решил всё-таки остаться и посмотреть выступление этого немецкого трио в ангаре. Сил на телодвижения, правда, практически уже не оставалось. :) Из-под пера проекта, кстати, в этом году вышел новый полноформатный альбом Stunde X — возможно, на сцене играли какие-то композиции и с него.
Что ж, в зале достаточно темно, звучит степенный такой, тяжеловатый электро-индастриал/EBM. Окрас несколько тревожный, хотя структурно саунд вроде несложный (поперву показалось). Сопровождает он довольно напористый (но не дисторшированный) вокал перемещающегося по сцене фронтмена.
Местами, в большей или меньшей степени, чувствуются добавки в виде «технологичности» и «индустриальности», однако всё тот же медленный ритмичный паттерн гуляет от песни к песне.
Перешли в более лиричный регистр, куда-то даже во фьючерпопвую область, хотя саунд в основе остаётся такой же плотный.
Кстати, у них всё же не просто «одномерный» танцевальный электро-индастриал, но проскакивают и довольно мелодичные рисунки. Однако то ли дело в саунд-инженерии, то ли в слишком медленном темпе, то ли я просто устал под конец дня, — в общем, особого впечатления на меня команда не произвела.
Краткое резюме
За субботний день фестиваля особенно понравились выступление экспрессивных Neuroticfish и шоу, продемонстрированное Mono Inc., — это что касается известных команд. Здесь и драйв, и мелодии, и эстетика, и хороший звук. Профессионализм и уважение к слушателю, одним словом. Также отмечу, что Тило Вольф с напарницей в рамках проекта Lacrimosa выступили весьма достойно, хотя это и не моя музыка.
Из новичков (в смысле, которые мне ранее не попадались) — неожиданно очень приятное впечатление произвели Sono из Гамбурга, о которых я писал вначале.
Немного разочаровали (поскольку ожидал от грандов медивала почему-то большего), пожалуй, Corvus Corax: выступление вышло то ли дрябло-скучноватое, то ли «недосказанное» какое-то получилось, хотя и посмотрел и интересом.
Жаль, но выступления ASP и Die Krupps я пропустил совсем — их поставили под финал. Насчёт последних — жаль особенно, но начало темнеть достаточно быстро и надо было выдвигаться и искать дорогу назад.
Короче говоря, засобирался к выходу, а тем временем на основной сцене демонстрировали свою программу нидерландские симфоник-металисты Within Temptation, фото коих (не моё — нашёл на просторах интернета) я и поставил вначале поста — из-за особенной зрелищности.
Вид на сцену с выступающими Within Temptation
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.