В прошлую субботу, 16 марта, в канун Дня святого Патрика, на концертной площадке Известия Hall в Москве под эгидой фестиваля ирландской культуры Irish Week в очередной раз прошло мероприятие День и ночь святого Патрика.
В своё время я как-то положил глаз именно на этот фестиваль, хотя кельтоманов, организующих концертные мероприятия в честь ДСП, в Москве хватает. Сам формат музыкального фестиваля, проходящего в выходной практически целый день вплоть до самого вечера, в течение которого разом можно посмотреть выступление многочисленных команд, мне кажется очень удобным. К тому же, организаторы мероприятия отнюдь не люди с улицы, а являются чуть ли не ветеранами, внёсшими свой вклад в популяризацию кельтской музыки в России.
Кстати, на сей раз на традиционный irish-парад в Сокольники я не заглянул (хотя можно было: организаторы в конец мероприятия обычно подмасливают меломанов, на какое-то время уступая сцену ирландским музыкальным коллективам), вместо чего решил выдвигаться сразу в Известия Hall.
* * *
Одними их первых выступали москвичи Lost Temple Brothers. Они мне запомнились по прошлогоднему мероприятию своей профессиональной игрой и приятными мелодиями, произведя очень хорошее впечатление. Но к сожалению, на сей раз их выступление я пропустил.
St. Patrick’s Brigade
По приходу застал на сцене уже вовсю выступавший коллектив St. Patrick’s Brigade (судя по всему, у группы есть ещё и второе название, более поэтичное: Art Ceilidh).
Представляют они собой довольно зажигательный фолк-рок-квинтет с колоритным вокалистом-фронтменом, восседающим по центру с увесистым аккордеоном.
Что, впрочем, сразу немного напрягло, так это довольно внушительное количество народу в зале. Притом мало кто стоял на месте: все прыгали, топали, водили хороводы и вообще всячески развлекались. Конечно, и в прошлые разы было нечто подобное, однако всё же не так вот сразу. 😺 Я было рассчитывал хотя бы какое-то время спокойно постоять — но не тут-то было, всё время приходилось лавировать между постоянно (и довольно быстро) перемещавшимися вереницами людей.
Так вот. Фолк-рок в исполнении Бригады святого Патрика и правда довольно бодренький и эмоциональный. Более того, именно благодаря «бригадирам» (даже не грандам Planxty или другим не менее уважаемым исполнителям) и их аранжировке я сам в прошлом году положил глаз на шотландскую The Raggle Taggle Gypsy — и в этот раз эта песня в их исполнении прозвучала отлично.
Но не «цыганщиной» одной. 😺 Порадовала весёленькая ритмичная Up to the Rigs (The Rigs of London Town) с запоминающимся припевом. Кстати говоря, песня эта, скорее, с английскими корнями, нежели с ирландскими или шотландскими.
Также пришлись по нраву среднетемповые рилы, звучащие местами довольно мелодично (для фолк-рока), благодаря тому что гитарист для исполнения таких вещей переключался на мандолу.
Короче говоря, несмотря на то что я не особый любитель фолк-рока, нацеленного на «массового слушателя», выступление этих ребят мне понравилось.
Ф. Воскресенский, выступающий в этот вечер в трёх ипостасях (организатор, конферансье и лидер группы «Тинтал»), объявил со сцены, что ирландские Трубадуры (Trubadore), которые на самом деле резиденты Германии, застряли где-то в Индии и, увы, не успели оформить российскую визу — так что перед почтеннейшей публикой выступит другой коллектив, Sig Reg.
Sig Reg
Мне, если честно, было в этом смысле всё равно, потому что ни про тех, ни про других я доселе ничего не слышал. 😺 А Sig Reg, как я понял, в большей своей части как раз из Ирландии, хотя фронтмен потом со сцены представил, как минимум, одного шведского участника.
Вышли они на сцену в составе 6-ти музыкантов. Бросался в глаза слегка «припанкованный» имидж ансамбля, нарочито развязанное (ну, в меру) поведение на сцене. Особенно в этом смысле радовала скрипачка, которая не просто двигалась по сцене, но и артистично извивалась во время игры.
Да и музыка была в пандан к имиджу: играли музыканты, по большей части, бодрый мажорный фолк-рок, звучавший в резковатой манере. Гитарные риффы довольно сильно выделялись в саунде. В целом, мне показалось, было шумновато (громковато); во всяком случае, слушать музыку рядом со сценой было непросто, и мне пришлось ретироваться в задние ряды, лавируя между разнонаправленными хороводами.
Публика, кстати, всё это творчество поддерживала довольно активно.
Иногда Sig Reg выдавали и минорные песни, с задумчивым ладом, но заканчивались они практически всегда весёлым танцевальным ритмом и охотно подхватывались публикой. Были и песни в стиле ирландской Seven Drunken Nights (но её не играли): быстрые мелодекламации в куплете, чередующиеся с залихватским припевом.
Кстати, из-за чрезмерной громкости музыки и быстрой манеры артикуляции голос фронтмена было совершенно не разобрать.
После того как музыканты, отыграв сет, удалились со сцены, конферансье горячо попросил публику вернуть их обратно аплодисментами, что и было охотно сделано.
Пока готовилась выступать следующая команда, инициативу взял на себя московский танцевальный коллектив Iridan, демонстрируя публике красоту ирландского танца. Правда, я не особый фанат ирландских танцев, но тем не менее, смотрелись ребята довольно эффектно.
Foggy Dew
Дальше на сцену пригласили группу с нескромным названием Foggy Dew. Коллектив с ростовскими корнями, но, насколько я понял, многие участники проживают в других городах, в т.ч. и в Москве. Первым делом они сообщили, что в этом году празднуют свой юбилей — оказывается, играют ирландский фолк Foggy Dew уже 20 лет. И в честь юбилея выпустили виниловый диск.
Солист немного рассказал историю группы: про то, как когда-то, в 90-х, к ним в Ростов-на-Дону приехали ирландцы, выпивали и пели свои разухабистые песни, которыми и заразили наших музыкантов, — и после этого Foggy Dew начали их потихоньку сами разучивать и исполнять. В принципе, тогда ведь не было никаких широкополосных интернетов, и легко поверить, что такое вот непосредственное общение с носителями ирландской культуры оказало колоссальное впечатление.
Также было объявлено, что в честь праздника грустных песен играть, мол, не будем, а будем исполнять исключительно весёлую и танцевальную часть репертуара; да и им самим больше импонируют песни про выпивку и танцы.
И на этой ноте я немного погрустнел, потому что танцев тут я уже насмотрелся. 😺 И помилуйте, помимо выпивки и танцев есть целый «повстанческий» пласт ирландской музыкальной культуры, есть городские фольклорные вещицы и т.д. Да и бесконечно слушать Whiskey in the Jar на все лады как-то уж чересчур.
Но на деле всё оказалось не так уж и плохо, и традиционных вещей сыграно было немало.
Например, в исполнении Foggy Dew прозвучала известная ирландская The Galway Races, посвящённая никакой не выпивке, а одноимённому конному фестивалю, который трогал сердца не только ирландских музыкантов, но и поэтов (Уильям Батлер Йейтс, например). Эта песня, правда, у меня прочно ассоциируется с вокалом Люка Келли, но исполнение достойное.
Вообще, саунд оказался довольно мягкий (музыкантам даже пришлось просить звукорежиссёров делать громче инструменты); на фоне музыки выделялся сильный вокал фронтмена, чем-то правда похожего на ирландца. 😺
Ну, про выпивку так про выпивку — прозвучала бодрая All For Me Grog (которую The Dubliners активно пели). Ну и куда ж было без Whiskey in the Jar.
Очень порадовала классика типа макколловской индустриальной баллады Dirty Old Town (а знаменитой её сделали The Dubliners и The Pogues) — под её протяжный пролетарско-романтический лад сложно было не подпевать.
Ну и конечно, какой День святого Патрика без Rocky Road to Dublin, завершившуюся приятным рилом с соло на банджо.
К вящей радости сыграли Molly Malone — наверное, одну из самых популярных музыкальных тем в дублинском фольклоре. Там ещё такой прекрасный распевный припев — но кажется, кроме автора этих строк, никто из зала не подпевал: то ли народ песню не знает, то ли слишком увлеклись хороводами. 😺
Были и говорящие сами за себя танцевальные вещи — лёгенькая и подвижная Lord of the Dance (тоже, кстати, из репертуара The Dubiners). Песня эта, между прочим, не с ирландскими, а с англо-американскими корнями.
Закончили Foggy Dew своё выступление, сыграв снова Whiskey in the Jar, только на русском.
В целом, выступление этого коллектива весьма понравилось, было приятно услышать песни, которые и не надеялся, что кто-то будет играть. Даром что мне всю дорогу вспоминались классики The Dubliners и я как-то не смог, пожалуй, для себя в полной мере индивидуализировать Foggy Dew. Т.е. возвращаясь мысленно сейчас к их выступлению, я не могу выделить какую-то изюминку, разве что красивый сильный вокал фронтмена. По звуку отмечу, было такое ощущение, что нехватало яркости и каких-то сочных красок в саунде.
Тинтал
После очередного выступления лихих ирландских танцоров пришёл черёд выступать группе Тинтал из Москвы. Кстати, за эту группу меня зачем-то спросили во время выступления какого-то коллектива ранее — дескать, не в курсе ли, когда «Тинтал» будет. Из чего можно сделать вывод, что Тинтал достаточно известны и некоторые шли поглазеть специально на неё. Так что если сами Тинтал себя нескромно аттестовывают как московская музыкальная группа с более чем 15-летней историей, наиболее известная из российских фолк-групп — какая-то доля правды в этом есть. 😺 Впрочем, что до меня, никогда специально её творчеством не интересовался, хотя, конечно, вижу на сцене уже третий, вот, раз.
А вышли они на сцену в составе 7-ми человек. Если вспоминать прошлое выступление, тогда играли они, скорее, фолк-метал. Однако тут Тинтал приятно удивили: как мне показалось, метала и тяжёлых риффов было куда меньше, вместо чего звучал приятный фолк-рок. Да и лайнап к тому располагал: высокая барышня со скрипкой с протяжными мелодиями, музыкант в килте (кстати, по совместительству участник оркестра City Pipes?), у которого в руках оказывались попеременно то тин-вистл, то волынка.
Пели как на русском, так и на английском. Впрочем, что именно поётся, толком было не разобрать. Публика реагировала, как обычно хорошо, много плясала и водила хороводы (откуда столько энергии? 😺)
Впечатлило, как музыкант в килте исполнил лиричное соло на тин-вистле.
Короче говоря, у Тинтал на сей раз оказалось, паче чаяния, много приятного позитивного фолк-рока. Иногда даже с лёгкими оттенками какого-то регги. Я даже покинул пятачок сбоку сцены, где решил было переждать выступление этой команды, и некоторые вещи послушал с удовольствием.
Фурри тоже не чужды ирландской культуры 😺
Но тем не менее, далеко не всё я там понимаю: например, перелицовку Whiskey in the Jar в стиле «включи мне радио, там песня про моржа». Про моржа, Карл. 😺
После выступления Тинтал на сцене появился ещё один коллектив ирландских танцоров (Ars Longa, по-моему), танцующий под аккомпанемент гитарных риффов какого-то шугейзингового характера — довольно забавно смотрелось/слушалось.
City Pipes
Наконец, на сцене появились московские волынщики City Pipes, в предвкушении бойких ритмов которых я уже находился, вспоминая прошлогоднее мероприятие, где очень зажигательно выступил Оркестр волынщиков Москвы. Я даже как-то и не сразу понял, что это разные оркестры. 😺
Начали они с неспешной маршеобразной мелодии под аккомпанемент многослойной перкуссии: гулкой и «деревянной».
Под среднетемповую джигу было развёрнуто целое представление — какой-то боевой танец, символизирующий сражение или переговоры враждующих сторон. Оркестру помогал коллектив танцоров.
Забавно выглядела переиначенная музыкальная тема из «Звёздных войн», которой открыли красочное аудиовизуальное шоу джедаев, разворачивающееся под сосредоточенную торжественную минорную мелодию.
Кстати, в коллективе волынщиков присутствует и клавишник — в саунде немного ощущался оттенок «симфонизма».
На волыночный лад подверглись перелицовки и рок-хитов: публику особенно взбодрил Queen’овский хит We Will Rock You, под характерный ритм которого все топали ногами.
Внезапно на сцене стали танцевать брейк-данс и крутить всевозможные эффектные сальто под закольцованные волыночные мелодии — акценты и кульминация шоу сместились на эти танцевальные движения.
Кстати, приятно было услышать русскую Коробушку — всё бы ничего, но концовка получилась смазанной.
Резюмируя, можно сказать, что выступление City Pipes воспринималось не столько в качестве музыки, сколько как музыкально-танцевальное шоу. На это работало и освещение, и светящиеся жезлы, и танцы с чуть ли не цирковыми акробатическими номерами. И надо сказать, это сработало — публика, кажется, была в восторге. Плюс, залу дали возможность подвигаться и потопать ногами. Однако если сравнивать с «Оркестром волынщиков Москвы», лично мне в прошлый раз понравилось больше.
Damien Mullane Band
Наконец на сцене появились хедлайнеры вечера: группа Damien Mullane Band из Ирландии, названная по имени фронтмена и основателя. Damien Mullane — достаточно молодой музыкант, начавший свою профессиональную карьеру в возрасте 19-ти лет, присоединившись к известной ирландской фолк-группе De Dannan в качестве сессионного аккордеониста.
Помимо De Dannan, Дэмьен участвовал во многих проектах, включая совместную работу со Стингом. Как аккордеонист он был отмечен наградами ирландских музыкальных фестивалей.
А в 2013 году он решил заняться сольными проектами и выпустил альбом 13 (с приглашёнными музыкантами). Я немного послушал (из выложенного в открытом доступе): там солирует певучий и энергичный аккордеон Дэмьена, которому аккомпанируют различные инструменты (гитара, главным образом). Кстати, стилистика работы не только собственно ирландская музыка: есть там и вальсы, и ритмичная полька.
Раз в этот вечер его выступление прошло под брендом Damien Mullane Band, видимо, в настоящий момент он подумывает больше времени уделять формату группы.
На сцене Дэмьен играл как классические ирландские, так и мелодии собственного сочинения. Мне показалось, стиль в общем и целом был выдержан в ирландском ключе, несмотря на то что сам музыкант не считает себя исключительно традиционным ирландским аккордеонистом.
Так вот. Damien Mullane Band очутились на сцене в составе трио: Дэмьену аккомпанировали гитарист (задачей которого по большей части было поддерживать ритм) и клавишник. Кстати, игра последнего была в мягкой, поддерживающей манере, и вкупе с мягким светом это всё очень играло на атмосферность.
Вокалистка присоединилась позже
Вообще, саунд, по-моему, взывал (по общему настроению) больше к сосредоточенности и ко вдумчивому, спокойному отношению к музыке — однако собравшихся (которых к моменту выступления стало немного меньше) это ни на йоту не останавливало в желании пытаться танцевать на ирландский манер и водить хороводы. 😺
Звучали лёгкие, достаточно подвижные рилы; вела солирующая партия аккордеона Дэмьена, которой аккомпанировали синтезатор и ритмичная гитара. Саунд сочным я бы не назвал — скорее, «пастельных» тонов, в пандан к освещению, как я и сказал выше. Впрочем, звучали и действительно зажигательные мелодии.
Фронтмен перед каждой композицией объявлял название мелодий: некоторые из них были традиционными, но многие он сочинил сам.
Когда на сцене вдруг появилась певица, стало понятно, что Damien Mullane Band — это не только инструментальная команда и что это всё-таки квартет, а не трио. Женский вокал прекрасно ложился в общую канву: достаточно сильный, но мягкий по интонациям и тембру (кстати, местами его б погромче добавить). Ирландского колорита меньше не стало — пела солистка в лирическом ключе под аккомпанемент среднетемповой джиги.
На протяжении выступления солистка то появлялась, то удалялась со сцены. С её участием получились приятные воздушные композиции в стиле даже world music. Но конечно, партия аккордеона Дэмьена никуда не девалась — просто шла контрапунктом вокальной линии.
Как мне показалось, в исполнении коллектива доминировали танцевальные рилы или вариации в этом ключе. Поэтому размять ноги под музыку было очень даже можно, особенно под чеканные мажорные мелодии с ускоряющимся ритмом. Только надо успевать переключаться: с т.зр. динамики композиции многослойные, с калейдоскопическим чередованием темпа и ритмов.
Но не только мажорная тональность — звучали и минорные джиги, с задумчивым таким настроением и мягкой поддержкой партии клавишей.
На бис была сыграна прекрасная озорная джига с ускоряющимся танцевальным ритмом — всем очень понравилось, особенно тем, кто не переставая водил хороводы. 😺
Подытоживая, отметим, что Дэмьен и его команда привезли в Москву традиционную ирландскую музыку, что в Ирландии ценят, всячески уважают и рачительно лелеют (нам бы так к русской культуре относиться!). Интересно, что такой формат, конечно, не академический, но больше подходит, наверное, для камерной аудитории, собравшей за стаканом-другим Гиннеса любителей ирландского фолка, нежели под лихие пляски в каком-то широком формате. Впрочем, на практике вышло как в кино: «танцуют все». 😺 Сам Дэмьен, наверное, немало удивился такой активности москвичей.
Conor Murray (The Psycho Paddy)
В качестве вишенки на торте организаторами был припасён таинственный музыкант Conor Murray, которого представили как «Психо-Падди» (хотя на самом деле, правильней тогда уж Сайко-Падди 😺). Что интересно, это имя практически не гуглится и не фейсбучится, что наводит на мысль, что музыканту импонирует, так сказать, «бродячий» формат творчества.
Конферансье рассказал душещипательную историю про то, как однажды в Москве Сайко-Падди по рассеянности потерял свой паспорт и музыкальный инструмент и как после случайного обретения документов они оказались уже не нужны — нимало не расстроившийся музыкант к этому времени попивал пиво у себя в Ирландии с новым паспортом.
Так вот, полноформатных студийных записей у Сайко-Падди вроде тоже нет — впрочем, всё это не помешало ему собрать команду и выступить в составе аж квартета, и выступить очень неплохо!
После первых аккордов и услышанного темноватого оттенка саундсферы я вообще подумал, что саунд будет в стиле то ли неофолка, то ли дарк-американы. Чёткие риффы бас-гитары добавляли сочности, а соло скрипки — атмосферы и колорита. Плюс, у фронтмена оказался реально хороший экспрессивный вокал. В общем, выглядело это всё достаточно драйвово (чему способствовала ещё и живая перкуссия).
Однако в целом получился, скорее, фолк-рок, только не массового и не лёгкого («легкоусвояемого») формата, эмоциональный и с темноватой палитрой в саундсфере.
Кстати, во время исполнения лиричной композиции на его гитаре 1-я струна просто провисала — потом её какое-то время меняли, потому что Сайко-Падди не хотел весь концерт играть на запасной гитаре.
К моей радости, ансамбль начал играть традиционные вещи в своей интерпретации. Звучала ирландская баллада Star of the County Down в ро́ковой перелицовке. Очень порадовала баллада Ride On, сыгранная в ритмичном и эмоциональном стиле.
Ну и конечно, куда ж без Whiskey in the Jar, играемой в этот вечер неоднократно, разными коллективами и в разных вариациях и уже успевшей обрыднуть — но народ активно под неё двигался. 😺
И отдельное спасибо музыкантам за Irish Rover, поданную в экспрессивной манере и которой завершили выступление — не подпевать было просто не возможно.
Заключение
Если честно, от мероприятия я ничего такого особенного не ждал, идя туда на ирландские команды, о которых заранее не знал вообще ничего (а про некоторых ничего не знал даже Гугл). Да и сам формат заточен в значительной степени на популярных наших фолк-рокеров, на которых публика хорошо реагирует, и развлекательное шоу — а я вот не совсем любитель подобного. 😺
Однако оно того стоило, даром что пришлось дожидаться уже ближе к концу. Порадовало знакомство с Damien Mullane Band. Также неожиданно замечательно выступил Psycho Paddy, хотя и не без технических накладок. Примечательно здесь то, что больше этих музыкантов нигде и не услышать — вряд ли Damien Mullane, например, часто ездит в Москву из Дублина со своим коллективом (судя по Фейсбуку, концерты он даёт у себя на родине, предпочитая местные фестивали).
Также спасибо отечественной группе Foggy Dew за традиционные ирландские песни, услышать которых, памятуя прошлогоднее мероприятие, я уж и не надеялся. А вот Sig Reg как-то не зашли.
Так что, можно сказать, День святого Патрика удался. Правда, всячески рекламируемого на фестивале ирландского пива Harp мне так и не довелось попробовать — как-то и забыл, увлекшись происходящим на сцене и конспектированием, да и я как-то больше по вину. 😺
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.