Позавчера, 9 июня, в Москве, на крупной концертной площадке Adrenaline Stadium состоялся концерт популярной шотландской инди-рок-команды Franz Ferdinand. По факту, можно даже сказать, слишком популярной: во-первых, Stadium — площадка, мягко говоря, сама по себе немаленькая, и далеко не каждая группа способна выступать в таком формате; а во-вторых, несмотря на то, что в этот вечер в задних рядах ещё как-то можно было передвигаться по залу, народу, в целом, поглядеть на артистов набилось более чем прилично. И это несмотря на лето и традиционные выезды москвичей на дачи и прочие отпуски, а также на тот факт, что стоимость билета на концерт вряд ли можно было назвать особо скромной. 😺
* * *
Подойдя ко входу ближе к 9-ти вечера (начало концерта запланировано на 20:00), никаких людских столпотворений и особых очередей я не обнаружил: пустили вовнутрь достаточно быстро, считав штрих-код моего билета с экрана смартфона. Пройдя по лабиринтам и анфиладам этого заведения в огромный зал, обнаружил там внушительную толпу, уже вовсю скандировавшую и требовавшую выхода музыкантов. 😺 Разогревная команда уже полностью отыграла свою часть (и, надо думать, в достаточной степени «разогрела» зал), так что сцена стояла в сиротливом ожидании хедлайнеров. В первые ряды и даже куда-то в середину уже было не пробиться — всё плотно занято фанатами творчества глазговской пятёрки.
Вот таким я увидел зал и сцену аккурат до момента появления музыкантов, 10-й час вечера
Кстати, публика, как мне показалось, в большей своей части — молодые люди, что, в общем, не удивляло. Никакой конкретной субкультурной принадлежности в толпе присутствовавших не обнаруживалось, разве что в моей окрестности можно было заметить парочку «винишек-тян» с характерно покрашенными волосами. 😺
Наконец, под общий рёв собравшихся, на сцене появились долгожданные Franz Ferdinand в составе 5-ти человек. Три электрогитары сразу настраивали на тотальное доминирование гитарного саунда, что, забегая вперёд, оказалось не вполне справедливо: клавишник и электроника всё же вносили весомую лепту, хотя и не на всех композициях.
(Кстати, полная концертная запись выступления к настоящему времени усилиями фанатов доступна на youtube вместе с сет-листом, но я всё же поделюсь своим конспектом 😺)
Открыли «Фердинанды» своё выступление вполне интеллигентной, бодренькой композицией с приятной танцевальной минорной мелодией, Glimpse of Love. Интересного (хотя и несколько «слащавого») оттенка баритон фронтмена (Алекс Капранос, Alex Kapranos) звучит, конечно, уверенно, но добавить бы сюда громкости. Видно происходящее со сцены было вполне нормально, а для тех, кому не очень, висели два ретранслирующих монитора по бокам сцены. В саунде, наряду с ро́ковыми риффами, слышна лёгкая электроника с налётом ретро, — в общем, вроде как вполне себе травоядное такое «инди». Исполнение сопровождалось приятными нераздражающими световыми эффектами.
Сам фронтмен, похоже, перед выступлением немного поупражнялся в русском языке, и, помимо ожидаемого «спасибо», выучил даже «Добрый вечер, Москва!» (и вообще пытался на протяжении всего концерта обращаться к публике, вставляя русские слова), что было оценено залом восторженными возгласами. 😺
Не успела толком зазвучать вторая композиция — зал уже впал в раж, узнав её (судя по опубликованному сет-листу, No You Girls) — тоже достаточно лёгкая, задорненькая, с аккуратными гитарными риффами в основе (клавишные тут задвинуты на второй план).
Следом — уже что-то поинтересней, колкая гитарная партия в интро, подчёркиваемая тревожным белым миганием ламп и софитов. Саунд здесь местами, как мне показалось, с аллюзиями на постпанк. Интересна немного такая «приблюзованная» партия электрогитары, да и в целом саунд пожёстче, что весьма радовало. (The Dark of the Matinée, судя по сет-листу.)
Paper Cages — тоже немного колкая и шершавенькая, однако в целом «сглаженная», с приятными гитарными проигрышами и поддержкой клавишных. В принципе, приятное впечатление.
Следом идущая довольно подвижная Lois Lane порадовала, пожалуй, поболее услышанных до этого, неожиданно открывшись упругими электронными басами и партией клавишных — гитарной компоненты в саунде было вообще минимум. Особенно порадовал яркий динамичный припев. В общем, «дайте две», но увы, больше композиций подобной структуры в этот вечер, кажется, не прозвучало (зато были и другие, тоже по-своему интересные).
Исполнение лиричной Walk Away фронтмен предварил заявлением, что — насколько я смог разобрать — прозвучит уникальная версия для этого московского лайва. Получился достаточно приятный среднетемповый лиричный софт-рок (местами немного шершавый в саунде). Зал, кстати, композицию узнал, можно было даже наблюдать качающиеся в такт зажигалки. Также отмечу здесь удачную световую поддержку.
Перед исполнением следующей Алекс напомнил, что творчество Franz Ferdinand в какой-то степени инспирировано Россией (что, кстати, можно наблюдать, например, по оформлению некоторых их альбомных обложек, сделанных в стиле советского авангарда), и вроде как прозвучащая сейчас композиция тоже появилась благодаря вдохновению Россией и русскими людьми. Короче говоря, Do You Want To, встреченная всеобщим визгом, получилась довольно драйвовенькой и бодренькой, надо признать (несмотря на обычный среднетемповый ритм), риффы здесь тоже слегка шершавые, радующее ухо. Хорошее впечатление, саунд «полнотелый». Но синхронные прыжки музыкантов под зацикленные где-то в середине риффы выглядели немного несерьёзно, как-то слишком уж по-«инди-поповому», что ли. Кстати, в тексте чётко можно было услышать «Moscow party» (я не ошибся, специально ради интереса посмотрел потом запись) — кажется, Алекс всерьёз решил порадовать русских людей. 😺 Что ему и удалось — припев пели хором.
Lazy Boy оказалась очень любопытной композицией с комплексным саундом, с постпанковыми элементами и какими-то даже краут-роковыми оттенками. Настроение довольно тревожное, динамика подчёркивалась перкуссией и интересными синкопическими ритмами. Также отмечу арт-роковую партию гитары и, конечно, сильный «заливистый» вокал, удачно ложившиеся в общую канву. Короче говоря, как по мне, это была одна из лучших композиций — прямо жаль, что короткая.
Ну а дальше — обычная инди-роковая композиция, разбавленная лёгкой электроникой.
Finally выглядит поинтересней, достаточно приятный динамичный инди-рок с сильными и жестковатыми (ну, относительно, «в щадящем режиме» и, к тому же, сглаженными электроникой) риффами. Слышен бэк-вокал.
«This song — to all of you who likes dancing», — сообщил Алекс со сцены. Что ж, звучит и впрямь довольно динамичная танцевальная вещица с отчётливой колкой «постпанковщинкой» в саунде и ровной чёткой перкуссией. Сверху разливается белый рябящий свет. Песня, кстати, называется Michael, и посвящёна, как сказал нам Алекс, «безграничной любви» (кстати, нет ли здесь гомосексуализма? 😺).
Далее зазвучал лиричный медляк Slow Don’t Kill Me Slow — вроде ничего интересного, кроме разве что певучей партии клавишных.
А вот известный их хит Take Me Out был очень тепло и воодушевляюще встречен залом. Перед игрой, кстати, фронтмену по какой-то причине пришлось поменять гитару. В целом, динамичненько и драйвово, чего тут ещё скажешь. «Take me out!» в припеве зал выкрикивал дружно и активно.
На Ulysses звучит электронное интро (да и электроника, по-моему, потом не пропала полностью), но в целом, саунд отчётливо роковый. Обычный рок, вроде ничего интересного.
После чего Franz Ferdinand в полном составе покинули сцену, а в темноте техперсонал из их, видимо, команды настраивал гитары — антракт, короче говоря.
Вторую часть выступления открыл было какой-то романтичный медляк для парного покачивания в такт музыке, однако внезапно перешел в сильный подвижно-танцевальный софт-рок — Always Ascending. Интересной здесь показалась электронная вставка в стиле каких-нибудь Royksopp (с удачным подчёркиванием световыми эффектами) где-то в середине композиции.
Далее последовало довольно мощное вступление с отрывистыми шершавыми риффами; слышен мягкий бэк-вокал клавишника. Саунд здесь хороший, динамичный, с призвуками пост-панка, но в целом, в принципе, довольно ненапряжная вещь с небезынтересным гитарным саундом для танцпола — Love Illumination.
Послышалась забавная электроника в стиле Royksopp (раз уж о них вспомнилось) в сопровождении ровной чёткой перкуссии. После — чередуется с гитарными риффами. В целом, позитивная штука (тем более, Алекс постоянно требовал от зала «чувствовать любовь в этот вечер» 😺).
На фоне весьма эффектной красной подсветки звучит, с нарастающей тревогой в саунде, колкая динамичная вещь с «арт-роковой» электрогитарной партией — This Fire (is over control). Ну, вполне можно считать кульминационной композицией, раз уж ею и закончили (я было подумал, остановятся на предыдущей, где фронтмен представлял музыкантов залу). Здесь зал очень активно помогал Алексу, выкрикивая рефрен в припеве.
Резюме
Если в целом, этот субботний лайв оставил у меня двоякое впечатление. В первую очередь, надо подчеркнуть, что я не фанат творчества Franz Ferdinand, никогда не заслушивался их альбомами и спецом перед концертом (на котором я, скорее, рассчитывал удовлетворить любопытство) не стал ликвидировать этот пробел. Но в целом, мне они всегда виделись довольно любопытным явлением, даром что в меру, конечно, «попсовым». Тем более, многие относят их творчество не просто к «инди-року», но вписывают их в контекст любопытного феномена post-punk revival, инспирированного пост-панком и «новой волной». И в студийных работах это влияние чувствуется.
Однако в этом субботнем лайве я не нашёл чего-то, скажем так, вызывающего исключительный интерес — скорее, FF показались мне небесталанной группой коммерческой направленности, обросшей, как бородой, армией фанатов. 😺 Да, пускай саунд местами и откровенно радовал, да и потанцевать вполне можно было — но в целом, пожалуй, «немного не моё». Для меня увиденное контрастировало, например, с недавним выступлением их также небезызвестных соотечественников The Jesus and Mary Chain, которые весьма порадовали именно саундом, но вместе с тем на выступление которых пришло посмотреть куда меньше людей.
По мелочи. Звук и звукорежиссура в целом, как мне показалось, были достаточно неплохими, однако вокал с задних рядов, похоже, было слышно всё же хуже, чем должно было бы; тем более, было понятно, что Алекс — неплохой вокалист с интересным тембром.
Второй момент: свет. Да, местами это выглядело весьма эффектно и удачно акцентировало какие-то тонкости в саунде или по ходу выступления, однако такое впечатление, что световое шоу можно было бы сделать и прокрасочней.
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.