Позавчера, 17 мая, на достаточно просторной московской концертной площадке ГЛАВCLUB GREEN CONCERT в рамках российского турне выступили британцы (шотландцы) The Jesus and Mary Chain. Бессменный костяк команды, иногда аттестовываемой как «легенда шотландского альтернативного рока», составляют талантливые братья-основатели Джим и Уильям Рейд, которые вместе работают в составе группы с 1983 г.
Известны эти шотландские рокеры у российских поклонников не только своей музыкой, но в какой-то степени и тем, что за все долгие годы своей творческой активности коллектив так и не посетил Россию. И вот свершилось. На раскрутку турне промоутеры бросили даже Ивана Урганта, пригласив накануне TJAMC на его шоу. 😺 В принципе, несмотря на всё это, особых толп поклонников на концерте ожидать вряд ли приходилось: хоть и «легенда», но всё-таки группа не столь на слуху.
Я не сказать, чтобы особый фанат (т.е. вот чтоб прям фанат) творчества The Jesus and Mary Chain (наверное, из-за их уклона в «инди» и «альтернативу»), но с музыкальной т.зр. они, вне всяких сомнений, весьма интересный феномен. TJAMC никогда не были пропонентами электронной музыки (которая как раз активно развивалась у них на родине), и даже наоборот, старались развиваться в этом смысле «от противного». Саунд TJAMC являет собой любопытную амальгаму и впитал в себя элементы постпанка, готик-рока, шугейзинга (они как раз одни из тех, кто ввёл шугейзинг в широкий оборот в качестве жанрового приёма). Тексты песен предельно просты; в них нет ни бунтарства, ни политики, ни какого-то душного пафоса и т.п. — скорее, они «о чувствах». К тому же, у сооснователя и бессменного фронтмена Джима Рейда достаточно своеобычный и сильный вокал. В сочетании всего этого и кроется обаяние TJAMC, их уникальный стилистический почерк.
Надо добавить, в прошлом году после весьма продолжительной творческой паузы длиною чуть ли не в два десятилетия они выпустили релиз Damage and Joy (2017) — впрочем, бегло ознакомившись с ним перед концертом, вынужден был констатировать, что понравились мне оттуда лишь несколько композиций, подчёркивающих, с моей т.зр., изюминку их саунда, наподобие Amputation.
* * *
Начало было заявлено на 8 вечера. Подошёл я где-то уже ближе к девяти и, как и ожидал, не увидел ни очереди на входе (как это подчас бывает на выступлениях известных раскрученных коллективов), ни особых толп народа непосредственно в зале. Без особого труда и давки попав в зал, обнаружил, что там вполне себе было где развернуться, хотя в центре и возле сцены народ стоял достаточно плотненько. Кстати, среди посетителей — в целом, разновозрастных — было очень много молодых людей (которые ещё и активно танцевали!), что всё-таки небезынтересно само по себе — хедлайнеры-то уже, прямо скажем, ветераны альтернативного рока. 😺
На сцене к этому времени разогревная команда уже закончила своё выступление, так что, к сожалению, не удалось послушать ни одной композиции в их исполнении.
Наконец, уже в начале десятого, на сцене под аплодисменты публики появились JAMC собственной персоной, в составе 5-ти человек.
(NB. Полное соответствие концертному сет-листу нижеописанных впечатлений и их порядок автор не гарантирует, хотя, судя по опубликованному посетителями листку, впечатления более-менее точны. 😺)
Начали с вещей с нового альбома, открыв своё выступление динамичной среднетемповой композицией Amputation. Саунд сразу настраивал на то, что разочароваться в концерте отнюдь не придётся, — довольно мощный, уверенно шершавый, с сильными гитарными риффами. Выступление происходило в тумане и сопровождалось любопытными световыми эффектами, подчёркивающими акценты в мелодии.
Джим Рейд, поприветствовав собравшихся, сообщил, что группа рада свершившемуся приезду в Россию, и как мне показалось, добавил что-то про какие-то накладки, но я не расслышал до конца. Впрочем, если они и были, эти «накладки», с моей т.зр., не сказались на выступлении.
На фоне динамичных гитарных риффов светлой мажорной гармонией зазвучала April Skies. Вокал у солиста достаточно сильный, «заливистого» оттенка, весьма подходящий для их музыки; тембр с годами, видимо, практически не растерялся. В принципе, Джим не держал в руках никакого музыкального инструмента, так что мог сосредоточиться полностью на пении. Ну и на работе с публикой (сложилось впечатление, которой он немного стеснялся — что даже немного странно, учитывая их огромный опыт живых выступлений).
Следом был сыгран классический их хит Head On — по контрасту с предыдущей более подвижная и динамичная композиция, даже танцевальная, и тоже с сильной выделяющейся гитарной партией. Кажется, в вокале использовался эхо-эффект.
Далее — тоже отличная ро́ковая вещь с хорошей динамикой; мелодичные музыкальные фразы чередуются с мощными шугейзинговыми, иногда переходящими в настоящий нойз проигрышами (кстати, за эту замечательную изюминку в саунде, отличающую TJAMC от десятков или сотен других коллективов, играющих более покладистую массовому слушателю «альтернативу», насколько я понимаю, полностью ответственен гений Уильяма), эффектно подчёркивающимися ярко-синими световыми вспышками. В композиции, как мне показалась, угадывались и блюзовые нотки.
Кстати, звучавшие на концерте лиричные вещи с мажорной гармонией и «медляки» всё равно идут с хорошей динамикой в саунде, гитарные партии здесь, как мне показалось, выверенны и очень профессиональны.
И снова брызжет из колонок громкий жужжащий нойз/шугейзинг, подчёркнутый резкой светомузыкой. Очень эффектный приём, чего и говорить.
Далее — довольно подвижная гот-рок/постпанковая даже вещица; во всяком случае, композиция исполнялась под аккомпанемент характерных риффов.
Прозвучала старая их песня Halfway to Crazy — тут звучало больше как обычная «альтернатива». Забавный момент: кто-то из зала бросил на сцену, прям под ноги Джиму, какую-то банку — Джим даже немного растерялся. 😺 Впрочем, больше инцидентов с публикой, слава Богу, вроде бы не случилось.
Завершающим первую часть выступления аккордом прозвучала ещё одна довольно старая композиция с запоминающимся рефреном «I wanna die just like Jesus Christ», Reverence. Очень и очень понравилось, как они её преподнесли: саунд глубокий, «полнотелый», со скрежещущим шугейзингом, отчасти даже мрачноватый и медитативный. Отличный трек. Мне даже показалось, получилась одна из самых интересных и глубоких композиций этого выступления — прозвучало поистине кульминационно.
Дальше группа было откланялась и удалилась со сцены, по которой какое-то времени бегал техперсонал и проверял аппаратуру. Впрочем, через несколько минут под громкие аплодисменты JAMC вернулись, притом в несколько обновлённом составе. Рядом с Джимом появилась девушка-вокалист — и зазвучал лирический «медляк» Just Like Honey. Её вокальная партия шла не столько бэк-вокалом, сколько контрапунктом Джима. (Кстати, бэк-вокал в исполнении гитаристов в принципе чувствовался хорошо везде во время выступления. И в целом, забегая вперёд, вторая часть выступления субъективно показалась более драйвовой.)
Барышня-вокалистка, исполнив вместе с остальными песню, удалилась со сцены и почему-то больше не появлялась. Хотя я ожидал, что с нею будет сыграно несколько композиций с нового альбома, тем более, что там часто можно услышать женский вокал.
Сыграли ещё одну старую композицию, Cracking up, армированную жестковатыми подвижными риффами отчасти гот-рокового/постпанкового оттенка.
Следом — композиция с танцевальной динамикой, риффы тоже куда-то ближе к роковому/постпанковому спектру.
Также прозвучал довольно тяжёлый «медляк», незаметно развернувшийся в достаточно подвижный динамичный рок/постпанк (шершавый шугейзинг, впрочем, никуда не делся).
Sidewalking с цепким одноимённым рефреном в припеве, своеобразно растягивающим это английское слово (так, что слышалось said rock you или как-то так 😺), была интерпретирована, скорее, не в постпанковом ключе, а довольно тяжело, с давящим гитарным саундом в сочетании с фирменным ярким нойзошугейзингом. Примерно в такой же концепции мы услышали и завершающую композицию.
Резюме
Идя на концерт, я особо многого от выступления шотландцев не ожидал. Группа, конечно, известная и действительно в чём-то новаторская, но какой-то буйной энергетики и неистовой феерии ожидать было бы странно. Да и, будучи стеснительными рокерами, чрезмерной экспрессией на сцене The Jesus and Mary Chain особо никогда не славились (разве что в ранние годы). Однако мои ожидания совершенно точно были превзойдены — выступление очень и очень понравилось. Взяли ребята не пафосом, эпатажем или наработанной за все годы работы славой, а действительно интересной, сложной музыкой, драйвом, динамикой, вокалом, профессионализмом в целом. И не в меньшей степени — безусловно присутствовавшей тёплой и дружелюбной атмосферой.
Кстати, что касается качества выдаваемого звука, особых огрехов в звукорежиссуре я не заметил; однако местами, как мне показалось, басы немного отзвучивали неестественным раскатистым гулом.
Отдельно подчеркну световые эффекты — вроде бы в определённой степени скудные, но всегда вовремя и подчёркивали изюминку в саунде весьма удачно. Кстати, об изюминке. На протяжении всего выступления часто приходилось слышать довольно удачную комбинацию структурного гитарного «нойзошугейза» в сочетании с резким светом — можно записывать в одну из фич выступления. Выглядело, как будто ощущаешь брызги Ниагары, иногда превращающиеся прямо-таки в водопад из шума. В общем, понравился этот саунд-дизайн, довольно удачно подчёркнутый визуально. В целом, саунд благодаря трём электрогитарам (включая бас) получился прилично мощный; ударник за живой ритм-секцией тоже вносил в него свою лепту.
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.