Позавчера, 17 февраля, Москву вновь посетил известный, думаю, каждому готу СНГ старый (по времени создания и присутствия на сцене, но отнюдь не по импульсу творческой активности, равно как и по влиянию на сердца поклонников 😺) немецкий дарквейв-проект Diary Of Dreams, выступив на сей раз на площадке клуба «Вольта».
Сложно сказать, как там на благословенном Западе, но у нас Diary of Dreams (как, кстати, многие из тех, что начинали в 90-х: например, Das Ich, Deine Lakaien или проект Diorama, поставленный на лыжню в т.ч. и усилиями Хейтса и до сих пор выпускающий релизы на его лейбле Accession Records) имеет статус вполне себе культовой группы. На мой скромный взгляд, основатель, харизматичный Адриан Хейтс, нащупав востребованную творческую нишу, давно (и думаю, вполне успешно), что называется, «делает бизнес» на своём творчестве. Сложно однозначно сказать, хорошо это или плохо в конечном счёте для «конечного потребителя» (имея в виду не только лайвы, но и собственно концепцию студийных работ), но по крайней мере по прошествии этого выступления можно, пожалуй, заключить, что чаяния публики проект Diary of Dreams удовлетворяет если и не на все 100% (ну, всегда же найдутся привереды типа меня, например 😺), то где-то близко к тому.
Что же до меня, то надобно отметить, что я не вполне в восторге от доминирования гитарного звучания на последних альбомах. Кажется, такая концепция саунда, осторожно «впрыснутая» с выпуском альбома Elegies of Darkness, 2014, далее только укрепилась и стала, видимо, мейнстримом в творчестве DoD — это, думаю, не только попытка нащупать новый горизонт в уже несколько клишированном и «застоявшемся» звучании, но и во многом жест в сторону вкусовых предпочтений публики: ведь метал суть достаточно популярный, и следовательно, «кассовый» жанр. К слову, акустическая перелицовка старых композиций, что мы видели на The Anatomy Of Silence (2012), могла бы стать своего рода «форточкой», но оказалась, кажется, «тупиковой ветвью»…
Короче говоря, несмотря на достаточно обширную собственно «дарквейвовую» дискографию, вполне ожидаемо, что на лайвах Diary of Dreams не могло не отразиться это гитарное «обновление». На прошлогоднем московском концерте доминирование тяжёлых гитар мне показалось так и вовсе чем-то неприличным: ну как же, мол, так, забыли про старых поклонников. 😺 Если, например, проекты из когорты «старичков» a la Das Ich всё ещё играют и показывают на концертных площадках именно дарквейв, не изменяя «старой школе», то DoD нонче играют… ну, готик-роком или готик-металом это, конечно, не назвать; скорее, дарквейв, армированный гитарным саундом — пускай будет «металический дарквейв». 😺 Справедливости ради, на альбоме Grau Im Licht оно, в принципе, слушалось хорошо — во многом благодаря вокалу и экспрессии Хейстса.
В общем, имея в виду вышесказанное, шёл я на концерт в довольно смутных и противоречивых чувствах; однако, забегая вперёд, совершенно не пожалел потраченного времени и денег.
Maestro Nosferatu
Попав в зал, я сразу отметил для себя плюс — народу было не так уж и много, перемещаться по залу можно было более-менее свободно. 😺 «Помогать» хэдлайнерам были поставлены москвичи Maestro Nosferatu. Не помню, честно говоря, чтобы когда-то доводилось слышать до этих самых пор об этой команде.
На сцене музыканты, облачившись в простые костюмы (некоторые, по-моему, с аллюзией то ли на крестоносцев, то ли на христианство в целом 😺), вышли на сцену в составе секстета, две девушки из которого, танцуя и передвигаясь по сцене, демонстрировали разнообразный костюмированный «экшн» на радость публике. По большей части инструментально команда упирала на довольно жёсткий метал, периодически приправляя саунд упругими низкочастотными электронными битами (мимолётно мерещилось что-то даже EBMное) и синтезаторными партиями (иногда можно было даже подумать, что выступает какая-то синтгот-команда). Почему-то подумалось, что вокалист (в т.ч. и, наверное низким вокалом) чем-то похож на фронтмена Type O Negative (Питер Стил †2010), даром что пел по-немецки.
Композиции у Maestro Nosferatu выходили громкими, динамичными, и, в целом, вполне слушабельными; я, в общем, отсмотрел (ну, с перерывами 😺) выступление даже не без толики удовольствия, хотя метал традиционно недолюбливаю и под конец начало немного утомлять. А что касается реакции публики, то, насколько я смог заметить, хотя народу в зале под конец выступления набралось прилично и многие выступление внимательно смотрели, публика вроде не очень раскачивалась, и даже шоу в «готичных» латексных (по-моему) костюмах не особо польстило вниманию присутствующих. Добавлю, сложилось такое впечатление, что вокал можно было сделать погромче и почётче.
Diary of Dreams
Откланявшись, Maestro Nosferatu пообещали скорое появление на сцене DoD; а пока этого не произошло, в антракте ожидание скрашивал трек замечательной шведской команды Cryo I Tune In — интересно, один ли я узнал композицию? 😺
Наконец, под свист и аплодисменты собравшихся, на сцену вышли Diary of Dreams. Фронтмен выглядел нимало не постаревшим (хотя, чего это я — он же всего-навсего 73-го года рождения 😺), очень живым и энергичным, всё с той же длинной копной светлых волос, ставшей уже, по-моему, визитной карточкой Адриана. 😺
По концертному лайнапу хэдлайнеров — вышли они в составе квартета; музыкант справа держал в руках интересный, достаточно элегантно выглядящий синтезатор чёрного цвета; музыкант слева — мультиинструменталист с ирокезом, попеременно стоявший за синтами и держащий в руки гитару; позади сидел ударник за барабанной установкой, на протяжении всего концерта выдавая мощную ритм-секцию. Ну и наконец сам Адриан Хейтс стоял по центру, держа в руках гитару хитрой формы (иногда, впрочем, исполнял композиции и без неё).
С первых же тактов вступительной композиции за плотной и даже «свинцовой» пеленой густой электроники я (и остальные присутствующие, приветствовавшие команду бурными овациями) услышал узнаваемый характерный баритон Хейтса. Ритм композиции был медленный, степенный, саунд армирован тяжёлыми гитарными риффами. Похоже, это Malum с Elegies in darkness, только, в отличие от студийной версии, звучание было более гитарное.
Следом шла, кажется, Chemicals — более подвижная композиция с преимущественно электронным саундом, вокал менее глубокий. После её исполнения случился какой-то кратковременный казус с кабелем, и, воспользовавшись этой паузой, Адриан непринуждённо общался с публикой из числа стоящих в первых рядах. Вообще, этим он занимался достаточно активно на протяжении всего выступления. 😺
Далее — степенная, с плотным электронным саундом — под медленный ритм ударников шла The Wedding, которую присутствующие активно подпевали.
В следующей песне лидирующую роль взяла на себя партия синтезаторов, однако саунд потом трансформировался в 100% метальный (что в студийной версии было, по-моему, не так рельефно) — Reign of Chaos.
Далее сыграли одну из лучших, по-моему, вещей на Grau im Licht, заглавную Sinferno; местами, впрочем, выглядела она, как своего рода медленная кричалка на стадионе: Keep! Your! Voice! Down! 😺 Кстати, голос у Адриана реально густой и низкий, лично мне подпевать было объективно сложно. 😺 Мне даже кажется, выступление во многом он вытягивает именно своим сильным вокалом. Под интересный световой аккомпанемент был продемонстрирован смешанный, гитарно-электронный саунд с опорой, пожалуй, на электрогитары.
Следом приятным электронным проигрышем открылась композиция O’Brother Sleep — здесь под аккомпанемент чёткого ритмического рисунка она звучит мощно, «симфонично».
Достаточно подвижной и мелодичной King of Nowhere было ознаменовано трансформирование атмосферы в сторону более ярких, светлых оттенков; здесь публика разохотилась и активно подпевала. В зале, кстати, стало реально жарковато, музыкантам постоянно приходилось «полоскать горло». 😺
Следом идущая Soul Stripper под сильный «режущий» гитарный саунд и мощную ритм-секцию снова заставила окунуться в тяжёлую и «давящую» атмосферу. Адриан не стоял на месте, а активно жал руки поклонникам в первых рядах.
Giftraum также прозвучала в тяжёлой металической обработке, под аккомпанемент сильных «стреляющих» синтов.
А вот следующей композицией был сделан добрый жест в сторону чувств своих старых поклонников: прозвучала False Affection, False Creation с первого альбома DoD, Cholymelan (1994). Однако, наверное, наивно было бы ожидать здесь иной динамики, нежели металическая, несмотря на электронные партии и запоминающееся соло на чёрном синтезаторе. В общем, как мне показалась, песня в сравнении со студийной версией была полностью перелицована.
Далее — возврат к знаковому альбому Freak Perfume: прозвучала медленная лиричная She And Her Darkness; здесь мне как раз подумалось, что современные DoD — это пусть и гитарный, но всё ещё дарквейв, а не что-то ещё.
Далее, на Grau im Licht, под чёткий подвижный ритмический рисунок и плотный электронно-гитарный аккомпанемент в задумчиво-лиричных тонах звучал сильный баритон Адриана в низком регистре — в общем, приятная композиция на немецком.
Следом зазвучала узнаваемая композиция «from old days», как Адриан объявил со сцены: под лидирующие электронные партии мы услышали Butterfly:Dance! с ещё одного знакового (т.е, сделавшего Diary of Dreams as we know it 😺) альбома, One Of 18 Angels, 2000- здесь звучание, по-моему, было более-менее аутентичным, «армированным» разве что сильной живой ритм-секцией.
Haus Der Stille открылась отличным упругим электронным прологом, Адриан пел под степенный синкопический ритм и аккомпанемент «воздушных» синтов. Запомнилось, как на припеве кульминационный момент подчёркивался крещендо под яркий световой аккомпанемент.
Далее снова последовал возврат к новому материалу: под чёткую ритм-секцию и электронный аккомпанемент прозвучала относительно подвижная Dogs Of War; здесь вокал Адриана звучал повыше, в тон лирическому настрою композиции.
На Lebenslang было продемонстрировано сильное динамичное вступление; под ровную чёткую ритм-секцию звучал смешанный (гитарно-электронный) саунд. Отметил проигрыши на чёрном синтезаторе под «пунктирный» электронный фоновый аккомпанемент в среднем регистре. И вокальная партия здесь была усилена двумя бэк-вокалистами (клавишник и гитарист) в припеве — в итоге получилась мощная качовая динамика.
Далее, на The Plague, — тоже мощь, но уже с упором на тяжёлые гитарные риффы; электроника здесь отходит на второй план. Зал композицию узнал, довольно активно двигался и подпевал.
Следом прозвучала более спокойная Endless Nights. Cаунд также сильно армирован гитарными риффами, вместе с тем радовали местами возникающие светлые синтезаторные проигрыши.
Далее — подвижная, с мощной ударной секцией, романтичными электронными партиями и лирикой на английском, Undividable; саунд здесь тоже смешан, местами с выделяющимися синтезаторными партиями.
Приятную среднетемповую The Curse (что, впрочем, касается многих прозвучавших композиций 😺) я сразу не узнал; однако, в отличие от меня, публика отреагировала прекрасно и подпевала (могу ошибаться, но по-моему, именно на этой композиции Адриан решил по примеру звёзд рок-концертов упасть на руки поклонников — очень удачно, зал его с удовольствием поносил на руках, после чего бережно поставил на сцену 😺). Само собой, в отличие от студийной версии, в концертной версии я услышал смешанный саунд заместо чисто электронного.
Далее хэдлайнеры засобирались было откланяться — да никто им не поверил. 😺 Что ж делать, пришлось выходить на бис.
AmoK, визитная карточка Diary of Dreams, была сыграна, по-моему, с отличной динамикой, саунд по преимуществу электронный. Припев тут пел зал, сам же Адриан подпевал только ближе к концу композиции. 😺
Узнаваемые электронные партии на Kindrom прошли под сильную ритм-секцию; саунд здесь по преимуществу был, по-моему, электронный.
После чего музыканты хотели откланяться уже всерьёз, однако под свист и возгласы «we want more» и «Андрюха, жги!» в полном составе вышли на бис второй раз. 😺 Честно говоря, я почему-то (во многом DoD у меня лично с этой прекрасной минорной композицией и ассоциируются) ожидал услышать She с Freak Perfume, но сыграли Ikarus — воздушную элегическую композицию на немецком под приятные синтезаторные проигрыши. Были задействованы, кстати, оба синтезатора одновременно.
Резюме
В целом, выступление произвело крайне положительное впечатление. Несмотря на сильную (если не сказать доминирующую) гитарную компоненту в саунде, атмосфера прозвучавших «живых» композиций была именно такой, какой я и ожидал от DoD: сочной, тёмной, густой, с отличной динамикой и магнетическим драйвом. Адриан Хейтс не только прекрасный автор и музыкант, но и, очевидно, харизматичная персона, владеющая искусством, что называется, заводить публику и работать с «обратной связью» и обладающая, к тому же, прекрасными вокальными данными — его «тёмно-романтические» баритоновые вокальные партии делают лайвы, наверное, процентов на 40-50, как минимум. В общем, Diary of Dreams по праву закрепил за собой статус культового проекта.
Честно говоря, я даже несколько удивился относительно (т. е., для такого проекта, как Diary of Dreams) небольшому количеству народа — да, в зале было достаточно плотненько и душновато, ВИПы были забиты, однако в прошлом году была выбрана бо́льшая по вместительности площадка, насколько мне показалось. Но с другой стороны, на сей раз более камерная атмосфера, кажется, помогла мне гораздо лучше расслышать выступление, позволила ему полней раскрыться моему более, так сказать, сосредоточенному взору.
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.