Концерт Golden Apes, Группы Хмурый, Special Correspondents, Brandenburg и Raven Said в Москве, 20.04.2019

В позапрошлую субботу, 20 апреля, в небольшом, но гостеприимном клубе Китайский Лётчик Джао Да прошёл мини-фестиваль постпанка, готик-рока, шугейзинга и прочей хорошей музыки близких жанров — под эгидой выступления готичных берлинцев Golden Apes.

Лично я с удовольствием посетил мероприятие, примерно понимая, чего ожидать, — даром что доселе (за исключением «Группы Хмурый») не только не видел вживую ни одну из выступивших команд, но и толком никого из них и не слушал никогда, включая хедлайнеров. Пришёл — и ни разу не пожалел! 😺

Конечно, любители готической музыки могли в тот вечер предпочесть выступление Петера Хеппнера, состоявшееся на другом конце Москвы (сколько, однако, готики в одну субботу! 😺), но что до меня, мне уже доводилось быть на его концертах: как в Москве, так и на фесте M’era Luna в Хильдесхайме. Да и, честно сказать, хотелось всё-таки задорного постпанка, а не наскучившей уже меланхолии мэтра германского синти-попа.

Special Correspondents

Пришёл я где-то без четверти восемь, будучи уверенным, что мероприятие уже началось и чей-то концерт придётся пропустить. Но нет. В зале (в этом клубе, если не ошибаюсь, два зала — и под фестиваль был отдан один из них, в то время как во втором шёл параллельный концерт) народу было, скажем прямо, немного, что, с одной стороны, было ожидаемо (Golden Apes выступали последними), но с другой — неужели так мало в Москве любителей отечественного постпанка?

Через какое-то время на сцене появился ScHADE (Михаил Карпов), участник и фронтмен музыкальных проектов Special Correspondents и Children of the Gun. Также Михаил принимает эпизодическое участие в других проектах (типа выступлений СРУБ).

Михаил какое-то время стоял на сцене в одиночестве, держа в руках что-то похожее на портативный синтезатор с тачпад-интерфейсом. Даже сразу было сложно поверить, что фестиваль начался. 😺

Думал в сторону саунд-чека — но со сцены раздалась ровная минорная мелодия, под аккомпанемент которой ScHADE пару минут пел приятным лиричный голосом. Публика, совершенно не многочисленная, начала потихоньку подбираться ближе ко сцене.

Михаил сообщил, что изначально на этом фесте планировалось выступление готик-рок/нью-вейв-проекта Children of the Gun, но всё-таки по какой-то причине решено было дать сцену Special Correspondents. Впрочем, так даже интересней: если выступление первых я уже видел, то «Специальных Корреспондентов» слушал сейчас впервые. И более того, даже не знал об этом проекте ровным счётом ничего. 😺

Первое, что тут бросилось в глаза — вместо гитарного саунда уши ласкал спокойный, приятный синти-поп, притом воздушного оттенка. Фронтмен сосредоточился исключительно на вокале, тогда как в других проекта он ещё и солирует на гитаре или аккомпанирует на басу. Впрочем, отсутствие инструмента в руках давало некоторую свободу эмоциональности, что для восприятия проекта в целом немаловажно.

К Михаилу добавилось ещё два музыканта, и перед публикой Special Correspondents в окончательном формате предстали в виде трио. Это даже «перекомплект»: на официальной страничке у них указано, что проект представляет собой творчество двух друзей. 😺

Несмотря на наличие гитариста, саунд больше «синтовый» — во всяком случае, в начале. Позже гитарное соло появлялось в проигрышах, и очень заметно. В целом, приятный, задумчивого светлого оттенка «электроник-рок» (если такой термин вообще существует). Можно, конечно, назвать это synthwave‘ом или retrowave’ом (как музыканты самоаттестовываются), но это самое «ретро» здесь, скорее, присутствовало в плане личных реминисценций музыкантов, нежели в контуре саунда как такового. (Для сравнения, у белорусов Fury Weekend действительно ностальгический ретровейв, с сильным упором на гитарный саунд).

Да, вокал фронтмена определённо хорош. Да и сам Михаил, несмотря на немногочисленность собравшихся, не пасует и артистичными телодвижениями дополняет восприятие (видно, что композиции он живо «прочувствывает», а не механически воспроизводит) — Special Correspondents можно не только слушать, но и наблюдать на сцене с удовольствием.

Предупредив, что сейчас прозвучит серьёзная вещь, объявили композицию с агрессивным названием Streets of Rage — и она, надо сказать, звучала очень классно. Отчётливые упругие EBM’ные синты сочетались с сильным, напористым гитарным соло (даже получился переркос в сторону рока, наверное, нежели электроники). Саунд получился крепкий, как сталь.

Кстати, поймал себя на мысли, что местами почему-то возникли аллюзии на известных нидерландцев Clan of Xymox — только менее «меланхольных» и более танцевальных.

Последняя композиция — лиричная, с оттенком грусти. Как раз ретровейв в смысле тематики. 😺 Кстати, в отличие от остальных прозвучавших песен, лирика здесь — на русском. Солист даже предысторию рассказал, как он, будучи школьником, писал свои кумирам письма в США, — и они не только доходили, но и удостаивались ответа. Очень трогательная тема, и исполнение получилось эмоционально.

В целом, весьма и весьма понравился мне проект Special Correspondents! И пожалуй, вживую он зацепил поболее, чем Children of the Gun (со всеми поправками на разницу стилистик). Очень достойно: профессиональная игра и эмоциональный вокал, манера подачи. А главное — искренность, трогательный подтекст из личных переживаний. Мне кажется, этот «Спецкоры» достойны гораздо большего числа слушателей!

Группа Хмурый

После перерыва на сцене появились москвичи с многозначительным (как там лингвисты говорят? полиреферентность? 😺) названием «Группа Хмурый», в составе квартета. И здесь, кому вдруг могла надоесть излишняя лиричность, заданная предыдущими выступавшими (мне — нет, а так мало ли), могли ощутить контраст: «хмурые» ребята выдавали бодрый танцевальный постпанковый саунд, живой и напористый. Что и говорить, наличие в составе живой перкуссии и молодёжный драйв делают своё дело.

У вокалиста (параллельно играющего на басу — во многом, кстати, риффы бас-гитары и задавали римт) оказался уверенный низкий баритон (кстати, вокала можно было чуть погромче), немного грубоватый, но так даже лучше и подходяще по стилю!

Кстати, сразу вспомнил (записи тогда поленился делать 😺): «Группу Хмурый» как-то раз доводилось наблюдать вживую: а именно, на московском фестивале Russian Post-Punk Gathering в феврале прошлого года в клубе «Вермель». Тогда они мне тоже приглянулись, хотя и выступление было недолгим. А сейчас, на сцене «Лётчика», они мне понравились даже больше.

Своей игрой, вкупе с манерой вокала, они создают, как и положено, мрачноватую атмосферу. Саунд — ощутимо «колкий», иногда шершавый/»принойзованный», хотя и клавиши немного смягчают и округляют ощущения. По динамике — ритмичный и танцевальный. Для пущего эффекта участница периодически оставляла клавиши и переключалась на терменвокс — особой погоды он не делал, зато смотрелось любопытно, как магические пассы.

Да, в отличие от предыдущих выступавших, тексты песен — все на русском. Что, я считаю, в данном случае в плюс, и даже ощутимый (в плане атмосферы и позиционирования как нативный русский постпанк — так-то не всегда слова можно было разобрать 😺).

Публики здесь добавилось, поддержка стала заметней и теплей. Видно, что какое-то количество поклонников Группа Хмурый наработали за время своего существования.

В целом, отличное выступление! Лично мне — «зашло».

Raven Said

Следующими выступили екатеринбуржцы Raven Said, про которых я ранее совсем (даже краем уха 😺) ничего не слышал. А меж тем, они сразу произвели любопытное впечатление — хотя бы своим готическим имиджем. На сцену они вышли в составе дуэта: фронтмен с электрогитарой (он же — вокалист) и аккомпанирующая ему девушка за клавишами и перкуссией, издалека и за пеленой тусклых софитов напоминавшая Мальвину. 😺

Кстати, прозрачная чёрная ткань на подставке синтезатора вкупе с остальным реквизитом создавала атмосферу, что играют в склепе или, на худой конец, в чулане. 😺

Основная перкуссия была в записи — девушка же, отвлекаясь от клавиш, периодически касалась стикером по музыкальному интерфейсу, что со стороны смотрелось больше как имиджевая штука (хотя извлекаемые звуки и было слышно).

Открывающая выступление композиция отдавала приятной «припыленной» атмосферой с этаким ретро-налётом. По контрасту с предыдущими гостями сцены, саунд у екатеринбуржцев оказался значительно мягче и не такой исступленный. Впрочем, тут ведь ожидаемый стилистический контраст: у Raven Said, как заявлено, по большей части исполняется gothic rock, а не постпанк. Но и постпанковое звучание они, как мне показалось, продемонстрировали на этом концерте.

Лирика композиций, кстати, на английском — но что́ поют, было сложно разобрать. :)

А вот на второй композиции, довольно динамичной, больше доминировал как раз постпанк — что меня даже немного разочаровало, потому как первая песня на эмоционально-эстетическом уровне мне очень «зашла» (да и хотелось какой-то эстетической разгрузки после напористых «Хмурых»).

Raven Said постарались сделать свой концерт концептуальным, следуя готическому имиджу. Так, объявили композицию, посвящённую какому-то мистику 20 века. Также прозвучала композиция в стиле классического deathrock’а (как фронтмен объявил со сцены), с быстрым перебиранием аккордов на гитаре. Призадумался, были ли какие аллюзии на Cristian Death — ну, возможно, и были. 😺

Короче говоря, вначале Raven Said мне прям срезонировали, и я было с воодушевлением подумал, что и весь сет ребята будут лабать готик-рок мягкого приятного оттенка. Однако довольно быстро выяснилось, что и к постпанку екатеринбуржцы неравнодушны, и эта самая мягкость и ровность не всегда держались — в общем, довольно быстро как-то приелось. Но в целом, ничего плохого сказать не могу, отсмотрел выступление с удовольствием. Тем более, наблюдать за артистами с цепляющим имиджем было весьма любопытно.

Brandenburg

Как и о предыдущих гостях сцены, об этих москвичах я, идя на концерт, не знал ровным счётом ничего и ничего у них не выслушивал. Собственно говоря, одной из моих целей посещения этого мини-феста — как раз знакомство с разными новыми (в т.ч. отечественными) командами.

Так вот. Я тут было подумал, что выступление Raven Said предваряло концерт долгожданных хедлайнеров (ага, в афишу заглянуть было недосуг 😺), — но, паче чаяния, организаторами был припасён ещё один (прошу прощения за метафору) «аперитив». И какой!

На сену Brandenburg вышли в составе аж квинтета: помимо живой перкуссии, басиста и клавишника, в составе было целых два лид-гитариста, что сразу готовило уши и эстетический аппарат к тому, что будет шумно (в хорошем смысле слова 😺).

После того, как ребята настроились, со сцены сначала зазвучал резковатый ритмичный постпанк — но это лишь часть саундфреры, палитра здесь богаче. Сразу обратил внимание, что лирика композиций — англоязычная. И у фронтмена (в руках которого была ещё и лид-гитара) приятно и выразительно получалось её петь: у него оказался задумчивый вокал («этереального» оттенка), органично ложащийся (а возможно, во существенной части её и составляющий) в общую атмосферу.

Так вот. Саунд слагало сочетание чётких басовых риффов, характерных для постпанка, и шугейзинговых гитарных пассажей. Атмосфера доминировала, скорее, воздушная, притом что в саунде — ясная шершавость (и динамика, задаваемая живыми барабанами). А иногда шершавость переходила чуть ли не в степень нойза. Да, пожалуй: яркий принойзованный саунд с постпанковой основой. Иногда чем-то напоминало нойзовые фишки The Jesus and the Mary Chain.

Понравился (прям очень) прозвучавший где-то в середине выступления динамичный, драйвовый трек с тёмной, вязкой атмосферой. Громкость и степень «шершавости» нарастали крещендо, переходящее в конце к нойзу. Это прям очень хорошо зашло — жаль, что композиция была единственной в такой стилистике.

Закончили дроуном/нойзом в две гитары, переходящим в откровенную «стену шума» (до такой степени, что в ушах ощутимо звенело 😺).

На мой взгляд, Brandenburg оказались интереснейшей командой с качественным, профессиональным подходом к саундмейкерству. Запомнились мне, в первую очередь, ярким, эффектным саундом, интересно сочетающимся с «тягучим» этереальным вокалом, качёвостью и драйвом. Очень порадовало, что у нас есть такие группы.

Golden Apes

Наконец на сцене появился, что называется, гвоздь программы: берлинцы Golden Apes, одна из старейших (образовались в 1998 г.) готических команд, с творчеством коих я знаком весьма и весьма поверхностно (тем и интересней увидеть вживую). Выступили, кстати, в составе квартета — хотя я подсознательно надеялся, что будет ещё ударник (мог бы привнести большей динамики — а то ж хочется движа, тем более, после четырёх выступлений, что потихоньку сказывалось в плане усталости).

Первое, что бросилось в глаза и чем они отличались от большинства предыдущих выступавших — это, пожалуй, внешний вид. Как-то сразу было видно, что перед тобой — иностранцы. Интересные полосатые брюки, серьги, любопытный фасон бороды, шарф — выглядели, в общем, нескучно.

Но одна из главных зацепок у Golden Apes — это вокал фронтмена (Peer Lebrecht): низкий (этакий «гугнивый») баритон, коим он пел в своеобразной плавкой, гуттаперчевой манере на протяжении всего выступления. Фронтмен, казалось, медитировал на сцене, то отходил то подходил назад к микрофону — в общем, всячески подчёркивалась неторопливая, «вязкая» атмосфера. Кстати, не отставал герр Либрехт от предыдущих выступавших в плане полоскания ротовой полости пивом. 😺

Что меня удивило — народу смотрело берлинцев, в целом, относительно немного. Кстати, забавный случай: ко мне (ещё в где-то в перерыве между выступлениями предыдущих команд) подошёл какой-то парень, явно забредший случайно (возможно, из бара или концерт в другом зале наскучил 😺), и несколько растерянно спросил, когда будут хедлайнеры и в каком стиле играют. Он какое-то время потусил и пытался весело махать руками на Golden Apes, но, судя по тому, что как-то быстро ушёл, готика — не его конёк. 😺 Собственно, да — если «не в теме», сходу, без подготовки слушать подобную музыку всё-таки несколько самонадеянно. 😺

А выдали Golden Apse с первых аккордов сочный, грубый, отчётливо постпанковый саунд. И что главное — мрачный.

Но не только постпанк: саундсфера далее развилась в сторону крепкого готик-рока, относительно мягкого и медитативного оттенка. Но характерная «вязкость» не пропала. Клавиши добавляют всему этому плотности и атмосферности.

Большинство композиций прозвучало в минорной тональности, адекватной общему настрою. Впрочем, одна песня (не считая бисовой) всё-таки была в мажоре.

Запомнилась последняя — степенная элегичная композиция в отчётливо мрачных тонах; вокалу фронтмена аккомпанировали шугейзинговые гитарные риффы.

Громких (именно громких и бурных — осторожные-то были 😺) возгласов «на бис!» не было — но почему-то было понятно, что объявленной последней хедлайнеры не закончат. Дело тут, с одной стороны, в том, что всё же непросто было на ногах отслушать аж 5 команд кряду. А во-вторых, скажем прямо: сет у Golden Apes при всей комплиментарности звучал достаточно однообразно, как бы сливаясь в одну длинную композицию с предсказуемой атмосферой. Все основные приёмы, все «фишки» группа, казалось, раскрыла на первых двух-трёх композициях — а дальше интрига пропадала.

Но впрочем, первой-то на бис прозвучала выбивающаяся из стилистической канвы лиричная композиция, выглядевшая неофолком под милый аккомпанемент (в «акустическом» стиле) электрогитары.

Завершили берлинцы своё выступление мажорным напористым роком, после чего, отблагодарив публику, окончательно откланялись.

Итого

Что однозначно порадовало, за приемлемый ценник можно было получить не просто «поход на группу Golden Apes» (что само по себе прекрасно), а на мини-фестиваль международно-междугородного (Москва-Екатеринбург-Берлин) формата. Действительно, выступившие отечественные команды сложно было уложить в голове в качестве «разогрева» — абсолютно все выступления выглядели самодостаточными, полноценными и интересными.

Я не могу сказать, что кто-то не понравился или что возникало желание погулять на улице, дожидаясь хедлайнеров, — напротив, получил огромное удовольствие от фестиваля в целом и от выступления каждой группы. Это притом, что практически все команды наблюдаю впервые (за исключением разве что «Группы Хмурый»).

Хотя Golden Apes как бы привозные «звёзды» (с поправкой на готическую сцену) и выступили замечательно, все, повторюсь, находились в этот вечер на сцене на равных, смотрелись, как мне показалось, довольно профессионально и прекрасно презентовали себя публике за отведённое время. Увы, немногочисленной публике.

Запись опубликована в рубрике Концерт с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

90 − = 87