В августе 2017 г. у американского неофолк-проекта Stone Breath вышел альбом Witch Tree Prophets, который на данный момент у них является последним в череде полноформатных релизов.
Группа эта существует уже достаточно давно, образовалась в далёком 1995 г. На данный момент существует в формате трио. Насколько помню, звучание (точнее, интонации) у Stone Breath на протяжении дискографии незначительно менялось, но что объединяет все работы (помимо фолковой стилистики) — скорее, здесь я бы назвал особую мрачную, тёмную атмосферу, буквально пронизывающую их творчество, даже если где и звучание «светлеет». Их музыка — это призма, через которую преломляются их взгляды, их ви́дение природы.
Действительно, тема природы, её одушевлённости, связанные с этим мотивы так или иначе всегда присутствуют в творчестве Stone Breath — начать хотя бы с названия. И во многом это отпечаток природы Пенсильвании, где музыканты проживают и где черпают вдохновение.
Характерный мотив саунда Stone Breath задаёт звучание банджо, создающее этакий «деревенский» оттенок. Хотя и русская балалайка в наборе музыкантов тоже присутствует, и иногда её звучание можно услышать на альбомах. Кстати, сам фронтмен и основатель проекта, Тимоти Реннер (Timothy Renner), рос в деревне (т.е. на ферме), вёл сопутствующее хозяйство и работал руками, поэтому неудивительно, что для отражения своего мироощущения он выбрал именно фолковые стилистические средства.
Не знаю, как насчёт второго участника Stone Breath, Prydwyn‘а, но Тимоти не имеет музыкального образования, и игре на банджо выучился самостоятельно, беря какое-то время частные уроки. И не только на банджо — палитра музыкальных инструментов проекта достаточно разнообразна: тут и гитара, и балалайка, и бузуки, и мандочелло, и дульцитар (дульцитара), и флейта, и какая-то экзотика типа индийского шрути-бокса, не говоря уже о перкуссии.
Строго говоря, играют Stone Breath то, что принято называть психоделическим фолком, или acid folk‘ом — однако я, когда-то впервые ознакомившись с их работами, как-то по инерции причислил их к дарк-фолку/неофолку (по-моему, они у меня оказались в коллекции с работами других американцев, In Gowan Ring, которых довольно часто аттестуют в т.ч. и как неофолкеров). В какой-то степени это справедливо (плюс, если не ошибаюсь, у них было одно время сотрудничество с Дэвидом Тибетом) — взять хотя бы ту же ритуальную, мрачную атмосферу их работ, проскакивающую оккультную тематику. Хотя, конечно, про закат Европы они не поют, эволаистский традиционализм не восхваляют — у Stone Breath несколько другие идейные и эстетические корни.
А открыл их широкому слушателю впервые австралийский лейбл Camera Obscura (прекративший своё существование в 2010 г. в связи с кончиной основателя), специализировавшийся как раз на психоделическом фолке разного калибра. На этом лейбле у Stone Breath вышел дебютный полноформатник Songs Of Moonlight And Rain (1997). Сотрудничество с Camera Obscura продолжалось вплоть до 2003 г., когда вышла работа The Silver Skein Unwound.
К слову, Тимоти Реннер не только музыкант, но и публицист (работы на «мистическую» тематику, криптозоология, описания верований жителей Пенсильвании), а также музыкальный издатель. Параллельно (ещё в 1994 г.) Тимоти основал свой собственный лейбл, Hand/Eye, на котором впоследствии публиковались американские психофолковые и «экспериментальные» коллективы, сольные проекты самого Тимоти и участников Stone Breath. Несколькими годами позже, в 1999-м, был создан лейбл Dark Holler, задуманный для издательства более собственно фолковых и менее экспериментальных вещей. Ну и, что называется, до кучи помянем ещё один основанный Тимоти лейбл, Lost Grave (ссылка та же), на котором издаётся небольшим тиражом экспериментальная музыка (я так понимаю, по большей части авторства друзей Тимоти): нойз, дарк-эмбиент, дроун и т.д.
Также Тимоти выпустил несколько сольных работ (притом в разных стилях: не только фолковых, но и дарк-эмбиентных); последняя из них, Belsnickel (2018) вышла относительно недавно, в декабре прошлого года, — но о них мы здесь не будем. Вместо чего вкратце упомянем о предыдущей полноформатной работе Stone Breath, CRYPTIDS (2016).
Интересна она тем, что здесь проект решился на эксперименты со звучанием: здесь мы слышим более ровные ритмичные паттерны, а также риффы бас-гитары — что позволяет характеризовать звучание отчасти как «дарк-рок» импровизационного характера, притом, судя по атмосфере, ожидаемо больше дарк-, чем рок.
Но и дарк-фолк здесь никуда не девался — его здесь даже больше, чем «рока». Скорее, композиции в разных стилистиках на альбоме перемежаются.
Работа тематически пронизана всякими криптозоологическими сущностями и прочим страшилкам из пенсильванских народных поверий и дополняет публицистику Тимоти, а также его передачи на радио.
В целом, это всё смотрится довольно интересно: с одной стороны, перед нами — узнаваемый Stone Breath, а с другой, задаёшься вопросом, куда дальше музыкантов заведёт экспериментальная тропинка и получит ли продолжение, закрепится ли эта новая концепция в звучании. Но следом идущий Witch Tree Prophets ясно показал, что проекту Stone Breath отведён исключительно фолковый, даже интимно-фолковый путь. Никаких больше электрогитар и роковых паттернов.
Хорошо это или плохо — оценочные суждения, которые вряд ли (со стороны слушателя) имеют большое значение: здесь полноправная воля музыкантов, ка́к им удобно выражать через музыку свои мысли, идеи, мироощущение. Наша задача, невзирая на постмодернистские догмы, — попытаться уловить блуждающую где-то в лесах Пенсильвании и на путях собственных духовных исследований мысль авторов и, конечно же, получить эстетическое удовольствие от прослушивания (что у меня прекрасно получилось и в случае последних двух альбомов). Тем более, музыка Stone Breath лично меня редко когда разочаровывает.
Совершенно точно, Stone Breath при всей кажущейся трогательности и минимализме — это музыка не для всех, не массового коммерческого сегмента. И это не какой-то там снобизм: во-первых, фолк (любой) как жанр не особо сейчас в фаворе, ну а во-вторых, это вот тёмное, полуоккультное мироощущение, передающееся слушателю, отклик — предположу — найдёт сравнительно у немногих.
Музыка Stone Breath интимна и анимистична, в ней сквозят нотки индивидуальных духовных поисков, мрачной эсхатологии, стремление познания изнанки мира путём единения с природой, произнесения ритуальных заклинаний и т.д. — всё делает её целостной. И всё этой в полной (и даже более того) мере справедливо и для Witch Tree Prophets, довольно глубоко, к тому же, пронизанной личными переживаниями автора (во всяком случае, судя по текстам).
Кстати, как и многие работы Stone Breath и Тимоти Реннера, Witch Tree Prophets доступен для прослушивания на официальном bandcamp, который мы прямо здесь и приведём:
Что здесь ещё хорошо — лирика доступна для каждого трека буквально по клику, а не скрывается где-то в буклете, идущем в комплекте к CD.
Нелишним было бы помянуть, что к музыкальному пиратству Тимоти относится крайне негативно, потому что он как издатель на своём опыте понимает все трудности, с которыми сталкиваются именно небольшие лейблы из-за незаконного распространения их контента. Но расшаривание с bandcamp в блог, будем надеяться, к нарушениям не относится. 😺
Так вот. Открывает альбом композиция One Year and One Day.
Что здесь в первую очередь бросается в глаза, так это поющая партия флейты; разливается приятная минорная мелодия под несложный гитарный аккомпанемент. Тимоти с Прадвином поют контрастным дуэтом. Мне кажется, забегая вперёд, это одна из лучших композиций на альбоме: динамичная (насколько этого в принципе можно добиться, исповедуя минималистический подход), с сильными интонациями и приятной мелодикой. Затягивающая слушателя каким-то своим кружением, своей мистической поэтикой вокруг нестандартной ритмической размерности.
На следом идущей The Heart and Star of Sacred Memory динамика ощутимо сбавляется, темп становится более спокойным. Доминирует банджо, создающий характерный «деревенско-сельский» колорит. Так же слышен дуэт — пение ламентационного, «причитательного» оттенка, хотя и выглядит посветлей с т.зр. атмосферы, нежели на предыдущей композиции. Более того, саунд кажется ещё более минималистичным, хотя флейта здесь тоже периодически звучит.
На более подвижной Old Bones к банджо присоединяются другие струнные инструменты (возможно, дульцитара или мандочелло — эти инструменты помянуты в аннотации к альбому). Атмосфера, кстати, заметно темней, становится более ритуальной; вокал Тимоти особенно выделяется.
The Curse of Saint Natalis — одна из интереснейших композиций. Атмосфера очень мрачная, прямо-таки беспросветно. Несмотря на грубоватый «небрежный» ведущий вокал (подходящий тематически — песня про оборотня), слышны отчётливые ноты ламентации. Фактически, перед нами душевная рана про́клятого оборотня, изливающаяся на все 5 с лишним минут композиции. В волчьем обличьи оборотень, от лица которого ведётся нарратив, призывает спасителя, чтобы испить глоток вина и прикоснуться к хлебу (на протяжении всей песни — эти аллюзии на евхаристию), избавившись тем самым от родового проклятья, — но песня так и повисает тщетным вопросительным знаком.
Blood of the Woven Vine — минорные переборы банджо аккомпанируют дуэту Тимоти и Прадвина. Здесь тоже сплошная ламентация и тоже аллюзии к христианству, совершенно не прикрытые, но обёрнутые в анимистические метафоры. Собственно, анимизм Stone Breath свойственен, а библейский нарратив выступает этакой рамочной формой высказывания мистических интуиций.
В подвижной Mother Grave скрывается Екклесиастова мудрость. Собственно, воззвания к «Матери Могиле», которая всех в конце концов уравняет, — это оно и есть. Кстати, здесь слышен вокал третьего участника Stone Breath, Киры, — в припеве поют в три голоса.
«Восточный» лад Beyond the Seventh Gate намекает на то, что слышимые в основе композиции ритмичные, достаточно сочные риффы принадлежат бузуки. Мелодический рисунок достаточно короткий и зацикленный, и здесь тоже доминирует ритуальный (даже апокалиптический, судя по тексту) колорит. Само название отсылает к легендам Пенсильвании.
Мрачная, спокойная Mother Rust тематически продолжает воззвания к Mother Grave. Здесь к струнным добавляется флейта.
Whispers in the Wood — одна из лучших композиций. Лиричная, льющаяся партия флейты парит, словно надгробная эпитафия. Судя по тексту, песня автобиографична (или стилизована под это), строится на реминисценциях мистических событий детства. Повествуется про то, как рассказчика привлекли звуки одного дерева, напоминавшие эхо и шёпот человеческой речи. Якобы так привлекала внимание к себе душа некогда повешенной на дереве ведьмы, в конце повествования обретшей свободу.
Подвижная Wake Nicodemus снова отсылает к христианскому «эпосу». Правда, не похоже, что речь о том самом евангельском фарисее Никодиме — тайном ученике Христа. Речь в песне идёт о сбывшемся страшном пророчестве — рассказчик призывает Никодима восстать из гроба и посмотреть на наставшие времена.
Следующая композиция переключает на медитативный, атмосферный лад: довольно долго звучит характерным гудящим тембром индийский шрути-бокс. Далее мы слышим пение дуэтом, притом пение, скорее, в маршеобразном каком-то ритме.
My Offering — шрути-бокса уже нет, доминирует простенький минорный аккомпанемент банджо. Несмотря на мрачность и траурный настрой, песня несёт в себе некий светлый сигнал — «предложение» заключается в том, что если кто потерялся ночью в лесу (думаю, можно понимать в т.ч. и метафорически), пускай слышит вдали мелодию банджо и поёт псалмы ночных птиц — это выведет его к свету.
Witch Tree Prophetess — тоже строится в стиле автобиографии, тоже прогулка в детстве и тоже говорящие (пророчествующие) деревья. Звучит зацикленный струнный аккомпанемент, на фоне которого звонкой задумчивой мелодией парит флейта. Поют здесь трио, все участники Stone Breath. Полной неожиданностью оказалась звучащая здесь, во второй половине, латынь, причём в барочном многоголосии. Напоминает католическую литанию, но кому? волкам! Их слезам и крови. Природе, ожившим рекам и камням. Поющим деревьям. В общем, настоящая сакральная симфония в храме дикой природы, даром что выразительные средства и не такие патетичные.
Краткое резюме
Witch Tree Prophets — это, в первую очередь, узнаваемая работа Stone Breath, продуманная концептуально и раскрывающая мироощущение музыкантов. Стилистически этот альбом можно рассматривать как продолжение (притом по атмосфере — более хрупкое и ритуальное), скорее, работы Children of Hum (2014), нежели предыдущей, Cryptids (2016), где местами слышен уклон в сторону рока и электрогитарного саунда.
Кому-то вокал Тимоти может показаться чересчур грубым. Кому-то — слишком минималистичным саунд. Или слишком мрачным, слишком ритуальным — что справедливо. Конечно, это блюдо не на каждый день, как, впрочем, и всё творчество Stone Breath. Но лично мне это очередное погружение в таинства природы сквозь мрачные интенции музыкантов очень понравилось.
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.