Готический Хэллоуин Edge of the Night XX

В минувшую субботу, 28 октября, с вечера и до утра, отыграл традиционный ежегодный московский фестиваль готической и окологотической музыки Halloween Edge of the Night XX, приуроченный, как несложно догадаться, к Хэллоуину (к сожалению, пока ещё официально в РФ никем не признанному, однако же будем надеяться на здравый смысл 😺). Фестиваль в этот раз получился юбилейный и прошёл в клубе Лес. И на сей раз состав участников был более «звёздный»: в отличие от предыдущего мероприятия, костяк которого составили отечественные команды (и на мой взгляд, довольно малоизвестные, хотя и неплохие), ныне хэдлайнерами были заявлены именитые Das Ich. Кроме того, своё творчество московским готам представили: можно сказать, «воскресшие» (готик-)рокеры Children of the Gun, «почти московская команда» (со слов фронтмена), а на самом деле питерские дарк-рокеры Para Bellvm, ростовчане Stillife, играющие романтический darkwave, и кавер-группа из Москвы Your Last Photo.

Надо сказать, что у мероприятия в этот раз был какой-никакой, но конкурент: днём ранее на концертной площадке «ЗИЛ Арена» проходил ещё один окологотический «Хэллоуин» для тех, кто больше любит метал. Кто не осилил веселиться два вечера и две ночи подряд, это мероприятие могло показаться предпочтительней традиционного «хэллоуин-корпоратива» от Готик.ру. Что же до меня, то метал-группы меня за редким исключением совсем не впечатляют, а потому вопрос, какое мероприятие выбрать, даже и не стоял. Плюс, в этом смысле я довольно консервативен и нарушать традиции не собирался. 😺

И кстати, что до лайнапа, то живое выступление хэдлайнеров Das Ich мне единожды уже доводилось видеть, и было это в конце февраля 2016 г., в московском клубе Вольта. Тогдашнее выступление произвело достаточно сильное впечатление: и музыка, и перформанс в целом были, на мой взгляд, превосходными. И, забегая вперёд, если сравнивать с нынешним их выступлением, прошлогоднее получилось, наверное, более экспрессивным и эмоциональным. Но обо всё по порядку.

* * *

Подошёл я в «Лес» где-то к 8 вечера, как и планировал, — аккурат к началу выступления москвичей Children of the Gun. А до этого момента публику (с 7 вечера) развлекали диджеи — их сет я сознательно пропустил, жаждая по большей части живых выступлений. 😺

Так вот, что касается москвичей Children of the Gun, то это достаточно старая команда; и примечательно, что как раз на этом юбилейном «Хэлле» они дали концерт впервые за какое-то количество лет после творческого перерыва. Группа, насколько я знаю, однажды уже выступала на Хэллоуине от gothic.ru, произведя достаточно хорошее впечатление (лично я, впрочем, тогда не присутствовал), — и было это достаточно давно, более 10 лет назад. К настоящему времени у группы в активе — один полноформатный альбом, From The Sea To The Ocean ‎(2008), вышедший на отечественном лейбле Shadowplay и записанный в стиле готик-рок/New Wave, после чего её постиг затяжной творческий кризис (из которого ребята вроде как выкарабкиваются и неспешно пишут материал для нового альбома).

На сцене появился вокалист в балахоне, затем вышла вся команда в составе квартета. Поприветствовав собравшихся (пока ещё немногочисленных), начали с достаточно бойкой и задорной вещи. Что сразу бросилось в уши, так это то, что вокал вокал было слышно достаточно тихо, саунд громкими пассажами забивала партия гитары. Впрочем, этот дисбаланс достаточно быстро выправили и уже к следующей композиции можно адекватно оценить творчество.

Солист Михаил Карпов взял в руки бас, и мы услышали более глубокий и насыщенный саунд. Зазвучала композиция в стиле готик-рок/шугейзинг; в целом, получилась приятная среднетемповая мелодичная вещь.

Следующая песня была представлена как From the Sea to the Ocean — по факту, сильная полнозвучная композиция с отличной танцевальной динамикой. Радовали пассажи электрогитары под аккомпанемент чёткой живой перкуссии, уверенно звучал бэк-вокал. Впрочем, как мне показалось, по саунду получился не вполне goth rock, а с примесью shogaezing/ethereal-стилистики (тем более, вокал Михаила отчасти тяготел, как мне показалось, как раз к «этереальной» концепции).

Далее — композиция Lost in Summer. Если отталкиваться от готик-рока, то его здесь ещё меньше. Поймал себя на том, чем-то творчество ростовчан Motorama напомнило: светлая воздушная гармония, мелодичные гитарные переливы, англоязычная лирика. В целом, довольно приятная композиция.

From Your Heart — прозвучала с хорошим танцевальным ритмом; вокал, кажется, стал ещё мягче. В саунде — достаточный мелодизм в сочетании с ро́ковой динамикой. Следом прозвучал «медляк» немного лирического оттенка, развившийся в среднетемповый рок; звучит несколько задумчиво, но в целом в атмосфере совсем нет болезненной меланхолии.

Заключительная Чума идёт в Голливуд оказалось хотя и не «чумовой», но достаточно динамичной, подвижно-танцевальной композицией с вокальным напором под аккомпанемент «ньювейвовых» гитарных риффов.

Отыграв «Чуму», группа поблагодарила собравшихся и откланялась.

Если в целом, то выступление оставило смешанные чувства. Такое впечатление, что чего-то не хватало, мне не вполне удалось понять концепцию саунда, она показалась скомканной. Например, если это рок, то ожидаешь больший напор и «мяса» в риффах, более мощную ритм-секцию и напористый вокал. Если это мягкий и воздушный этереал/шугейз, тогда ожидаешь, скажем, другой ритм и более собственно шугейзовых эффектов. А так, получилось «серединка на половинку», несколько смазанный и «абстрактный» нью-вейв. Плюс, почему-то клавишные особо не ощущались (чисто субъективно). И кстати говоря, тёмной и, если угодно, «душной» атмосферы, которой ожидаешь от готик-рока, я не услышал практически совсем — но в то же время и отчётливо светлой её я б не назвал. Возможно, конечно, эти критические замечания можно отчасти записать на счёт звукорежиссуры в клубе.

Тем не менее, несмотря на это, я был рад искренне познакомиться с творчеством Children of the Gun вживую, некоторые композиции оставили весьма положительное впечатление и настраивали на продолжение праздника. Было видно, что сами ребята выступили с удовольствием. Что же до реакции остальной публики, то, как мне показалось, пританцовывали немногие, в основном же, смотрели — что, на мой взгляд, лишний раз говорит о невнятности концепции саунда.

Para Bellvm

Это тоже довольно старая рок-команда из Санкт-Петербурга, начавшая творческую активность чуть ли не с конца 90-х гг. прошлого века. Что же до меня, то в своё время мне весьма понравилась их работа Веди меня через ночь (2014), которую я даже крутил тогда на репите. Никакого готик-рока там нет (а впрочем, сами Para Bellvm никогда себя так и не аттестовывали), однако на пластинке — задумчивый мелодичный софт-рок с отличным цепляющим вокалом и приятной щепоткой меланхолии. Кроме того, очень понравился их альбом Лесной Царь (2016), о котором я год назад вкратце отозвался таким образом:

Сейчас слушаю на Яндекс.Музыке. Молодцы, очень красивый «воздушный» альбом с задумчивым осенним настроением. Выполнен полностью в мягких (я б даже сказал, нежных) минорных фортепианных партиях, аккомпанирующих мужскому вокалу; этакий «рефакторинг» по преимуществу старого материала, насколько я понял. Да, некоторые композиции узнаю, но звучит свежо, по-новому.
Приметил питерцев Para Bellvm с выходом альбома «Веди меня через ночь», 2014. И кстати, узнал о них на rgp-forum.ru, равно как и анонс нового альбома «Лесной Царь» вычитал именно там.

Так вот, вышли Para Bellvm на сцену сперва в составе дуэта: вокалист в балахоне и клавишник, — и в таком «минималистичном» формате первой композицией прозвучала Бога нет. С первых же аккордов солист, Леонид Новиков, продемонстрировал уверенный, сильный вокал лирбаритонового оттенка. Сама композиция прозвучала вдумчивой романтичной неоклассикой. Порадовало, что группа уделяет должное внимание текстам — как бы ни относиться к их содержанию, лирика относительно сложная, в отличие от многих других коллективов, кстати говоря.

Затем на сцене появились басист (и по совместительству —
солист предыдущих гостей сцены, Children of the Gun) и гитарист с ударником, расширившие концертный состав Para Bellvm до квинтета. И зазвучал подвижно-танцевальный софт-рок с небольшим тёмным окрасом в атмосфере. По-прежнему выделяется сильный вокал солиста, хорошо слышен чёткий ритмический рисунок. Что тут появилось в сравнении предыдущими выступавшими — так это больше драйва, динамики, появилось желание пританцовывать. Композиция называется Что нужно нам — этот рефрен словно литанически повторяется в припеве.

Дальше солист объявил что-то типа «весёлого готического танца» — темп тут поспокойней, слышны клавишная партия, гитарные риффы «с харшинкой». После прозвучала композиция чуть ли не хардроком, полнозвучно; отметил выделяющуюся партию клавишных. В то же время субъективно композиция ощущается достаточно мягко (возможно, во многом как раз за счёт синтезаторной партии), плюс, сильный вокал Леонида сам по себе действует на саунд умягчительно. В целом, хорошо, но всё же немного затянуто.

Далее — композиция Выше стропила. Здесь тяжёлый степенный саунд, но все ещё роковый — в смысле, без заваливания в метал. А вот на следующей саунд уже более близок готик-роковому, с примесью достаточно эффектной электроники; темп — подвижный. Запомнились забавные стихи в припеве в стиле этаких «установок Кашпировского»: «Убейте Цезаря!» (кстати, это одноимённая композиция с Веди меня через ночь) — что ж, бодренько, драйвово.

По залу, кстати, периодически ходит участник Das Ich Бруно Крамм, которого моментально узнают и постоянно просят то ли обмолвится парой слов, то ли сделать селфи. 😺

Далее практически хардроком — подвижным, упорным — зазвучала композиция с названием Смерть этому миру. А следом был представлен «медляк», насколько я понял, с нового альбома. Звучит, в целом, элегично. Отчётливо слышны слова из текста песни «…что рассказать тебе про одиночество» — почему-то подумалось, их можно к залу отнести: все «тусят» как-то поодиночке, лишь одна пара (да и то две девушки) в углу пытается танцевать. 😺

Далее, практически завершающей выступление композицией, контрастом зазвучал подвижный воздушный софт-рок. Гармония и атмосфера здесь — отчётливо светлая, вокалу солиста аккомпанируют клавиши под остинато гитарных риффов и простой, но чёткий ритмический рисунок.

Отыграв песню, музыканты собрались было распрощаться с залом, но вышли на бис. Леонид пытался, насколько я понял, то ли донести до публики некую песню с политическим оттенком — про «жёлтую птичку», — то ли спеть её вместе с залом. Песня выглядела в виде скороговорки, где слова, так сказать, асимптотически приближаются к нецензурной лексике, но в самый последний момент фразы комично обрываются, изящно соскальзывая с бранного умысла. 😺 Но увы, песни здесь почему-то так и не случилось. Что-то они сыграли, но другое.

В целом, я остался доволен выступлением Para Bellvm, даже несмотря на то, что отсутствовали приятные «неоклассические» интенции с альбома «Лесной Царь» в пользу софт- или даже местами инди-рокового звучания. Отмечу здесь подвижность, драйв (впрочем, тоже, пожалуй, «недокрутили» в этом смысле, «чего-то недоставало»), отчасти артистизм солиста. Удачный выбор русскоязычной лирики, прекрасно подходящей общей концепции. Чувствовался профессионализм и уверенность, имели место попытки работы с публикой. Хотя сами Para Bellvm именуют свой стиль «дарк-роком», атмосфера, в целом, лишь слегка тёмная, и более того, за стеной саунда и сильного вокала этот оттенок становится слабо различим. Саунд, кстати, достаточно «плотный», «гомогенный», хотя и присутствует местами сильно выделяющаяся партия клавишных.

Stillife

После перерыва на сцену вышли Stillife. Судя по всему (а также по заметно увеличившемуся количеству собравшихся), эта команда из Ростова-на-Дону, имеющая за плечами довольно обширную дискографию (записавшая в прошлом году, кстати, полноформатник Shattered) и признание в Европе, многими весьма любима и ценима. Что же до меня, систематически я их почему-то и не слушал, хотя, разумеется, о существовании этого замечательного отечественного коллектива наслышан. Что ж, тем интересней ознакомиться с живым звучанием.

Группа вышла на сцену в составе квартета. Судя по афише, её аттестуют как romantic darkwave; однако, исключительно исходя из услышанного со сцены, я бы сказал, что играют они, если брать максимально широко, «готический софт-рок» — в меру дарковый, в меру романтичный, — удачно украшенный партией скрипки и электронной подложкой. Дело в том, что для дарквейва, с моей т.зр., характерен всё же более жёсткий, менее ровный и плавный саунд и более импровизационные, что ли, ритм и динамика. Хотя, конечно, вряд ли серьёзные придирки подобного рода имеют особый смысл; тем более, понятие «дарквейв» достаточно широкое и неоднозначное. 😺

{к моменту написания сих строк группа выложила сет-лист выступления, однако я не гарантирую, что нижеизложенное описание услышанного ляжет под него на все 100% идеально; впрочем, всё, в целом, выглядит весьма похоже 😺}

Первой прозвучала чисто инструментальная композиция. В принципе, можно было было бы и обозвать услышанное «неоклассикой» (особенно имея в виду скрипку), но здесь присутствует более-менее чёткий и ровный ритмический рисунок и среднетемповое электронное остинато. Настроило, в общем, на задумчивый лад.

Далее — приятный мягкий среднетемповый софт-рок с ровным ритмом и тёмной воздушной атмосферой. Лирика, насколько я разобрал, по преимуществу англоязычная. Практически в каждой композиции — достаточно простые спокойные партии скрипки, выделяются достаточно упругие синтовые остинато. Что же до партий гитары, то они, скорее, «эфирные», очень мягкие. Destiny и Shattered именно так и прозвучали.

Следом — «медляк»; вот тут отчасти можно, в принципе, и про «дарквейв» говорить (ну, как мне показалось). Отмечу, что вокалист, по-моему, низит — возможно, пытается петь на манер солиста Александра Вельянова из дарквейв-команды Deine Lakaien. Здесь партия скрипки более самостоятельная, звучит лирично с отчётливой щепоткой меланхолии.

Далее (на Living for You?) — скрипка звучит под аккомпанемент чёткого рисунка синтов; тоже вещь с отчётливым романтичным флёром.

Следом в среднетемповом ритме циклическими паттернами переливается меланхоличная электроника; звучит, скорее, как «даркпоп» с глубоким саундом, поверх которого разливается партия скрипки.

А вот далее зазвучала более подвижная вещь (In Memory?), однако атмосфера здесь всё та же: мягкая и меланхоличная. Звучал сэмпл из какого-то русского фильма. Некоторые в центре зала решили потанцевать парой — тоже, впрочем, девушка с девушкой. 😺 Действительно, спокойный вдумчивый танец.

Далее сыграли The Wait(?): немного гулкого эмбиента в медленном интро, однако в целом песня вышла достаточно подвижная. Саунд сместился больше в софт-роковую палитру, только с присутствием скрипки. А скрипка, кстати сказать, конкретно здесь немного не строила с гитарами, как мне показалось.

Следом прозвучал «медляк» с роковым/этереальным саундом (Disillusions?); вот тут скрипка выправилась, приятная неторопливая «поддерживающая» партия.

Далее — приятный среднетемповый воздушный «синт-рок»/ньювейв The Other Side, но в саунде, тем не менее, присутствую всё те же минорные гармоники, всё та же меланхолия, тот же плач скрипки. Следом была сыграна тоже «романтическая» вещь, звучавшая в привычном смысле дарквейвово.

На следующей композиции (Only Silence) вначале зазвучал мягкий речитатив под электронику, а далее всё более-менее полнозвучно развернулось в тоже достаточно мягкие синти-поп-/фьючерпоповые электронные паттерны; а принципе, в целом, можно и «дарквейвом» назвать.

С последними аккордами группа вроде засобиралась уходить, однако из зала настойчиво просили «Лесников-16». 😺 И здесь я немного отступлю. К огромному для себя стыду, эти самые Лесников-16 — кстати, земляки Stillife — как-то совсем выпали поля моего внимания. Насколько я понимаю, творческую активность к настоящему моменту они прекратили, к сожалению. А меж тем, писали они отличный синти-поп/технопоп, вокал солиста чем-то напоминает Александра Яковлева из БИО, да и проекты тематически схожи своими космо-футуристическими пейзажами.

Так вот, кавер на песню Пенетратор Лесников-16 в исполнении Stillife получился сочным и танцевальным, в танцпольной EBM-стилистике и на немецком языке — видимо, отдавая дань традиции anhalt EBM. И звучавшая поверх всего этого полотна и чётких EBM-битов партия скрипки смотрелось несколько необычно и даже курьёзно. Но вообще, командам anhalt EBM, насколько я заметил, свойственна ирония, так что в этом смысле всё на своём месте. 😺

Подытоживая. Выступление команды понравилось, однако не скажу, что пребываю в каком-то прям сильном восторге. Студийные записи мне понравились больше. Атмосфера прозвучавших композиций, в целом, тёплая и обволакивающая, несмотря на меланхолию, но почему-то не столь плотная, как ожидаешь. К тому же, композиции выглядели более-менее похожими друг на друга и несколько однообразными (за исключением, самом собой, контрастно отличающегося «Пенетратора»), хотя в записи это не так.

* * *

В перерыве, кстати, дабы продолжить, видимо, EBM’ную тематику, к моей радости крутили наделавших в своё время много шуму шведов Sturm Cafe, а также одну из, пожалуй, самых EBM’ых вещей их талантливых и маститых соотечественников Covenant — Dead Stars. Ну и ещё всякого электро-индастриала «до кучи».

Das Ich

Думаю, этот именитый немецкий дуэт вряд ли нуждается в длинных предисловиях. Стоявшие у истоков Neue Deutsche Todeskunst и дарквейва как жанрового явления, Das Ich давно стали культовой командой. Хотя творческую активность к настоящему времени заметно сбавили, концертные выступления по сию пору не прекращают, и более того, в скором времени наконец-то планируют выпуск нового альбома.

Выступление Das Ich я, как и говорил вначале, уже однажды видел и был впечатлён, потому сейчас особого откровения не ждал. Хотя, конечно, совершенно не прочь, мягко говоря, отсмотреть его ещё раз. 😺

Народу, кстати, собралось максимальное количество, что неудивительно. Поперву было даже довольно плотненько; до такой степени, что я, ранее отошедший в конец зала, и не предпринимал теперь попыток протиснуться вперёд.

Начало ознаменовали собой мощные тревожные электронные звуки — открылся перформанс известной композицией Die Propheten. Штефан Акерманн, голый по пояс и постоянно перемещавшийся по сцене (образ, пожалуй, чем-то отдалённо мефистофелевский напомнил, что на известной скульптуре в «Русском музее»), выглядел весьма эффектно. Впрочем, его коллега Бруно Крамм, стоявший за синтезатором и периодически его потрясывавший, тоже весьма колоритен. «Зажигали» они, что называется, хорошо, публика была в восторге.

Следом прозвучал среднетемповый жестковатый электро-индастриал — известная вещь, из головы вылетело название. 😺 Ну а далее — драйвовый хит Kain und Abel, притом рефрен «Kain» энергично подхватывали всем залом.

После того, как песня отыграла, Штефан со сцены внезапно сообщил, что у Бруно — День рождения, с чем его поздравил вместе с залом. Для небольшого импровизированного исполнения «Happy Birthday» на сцене появилась и подыграла скрипачка из Stillife. 😺

Далее продолжили относительно «лёгкой» песней, солирует здесь Бруно; но тем не менее, в целом, звучит всё же электро-индустриально. Периодически вокальную партию перехватывал Штефан со своим колким вокалом. После чего была сыграна более жёсткая электро-индустриальная вещица с англоязычной лирикой.

Далее — ритмичная и глубокая Kannibale. Вот это, по моему разумению, дарквейв и есть, колкий и злой, с театральной экспрессией.

Следом — ещё одна экспрессивная композиция с перекличкой вокалов, обрушивается подчас стеной звука. После чего зазвучала подвижная вещь с танцевальным ритмом; звучит, скорее, как дарк-электро с упругими синтами. Следом —
степенный дарк-электро со «свинцовой» атмосферой.

Бруно со сцены (в прошлый раз он тоже толкал подобную речь, что публикой было воспринято весьма воодушевляюще 😺) разразился небольшим спичем про то, что готы — это чуть ли одна семья и не одна нация, и ему больно видеть, что мир снова находится в состоянии «холодной войны» и что политики разделяют людей. Кстати говоря, Бруно Крамм, если кто не в курсе, политически активен, он долгое время возглавлял берлинское отделение Пиратской партии Германии. Его даже арестовывали за критику турецкого президента Эрдогана.

После чего публика продолжила «отрываться» под жёсткий электро-индастриал, а некоторые в центре зала даже слэмились.

Показалось, Das Ich довольно быстро засобирались, но естественно, вышли на бис — просто так отпускать их не никто не захотел. 😺

Gottes Tod — ещё один образчик злого дарквейва, ставший визитной карточкой Das Ich; пели всем залом, притом для удобства Штефан опускал микрофон прямо к публике. 😺 Затем прозвучала относительно спокойная и медленная композиция с вокалом Бруно.

Что не сыграли — к моему, признаюсь, разочарованию, — так это Erde Ruft. В прошлый раз они были в этом смысле щедрей.

В целом, прекрасное, конечно, выступление. Но, как мне показалось, прошлогоднее было всё же несколько мощней по энергетике, и тогда было сыграно больше композиций разнопланового характера. Но с другой стороны, здесь ведь формат мини-фестиваля, а не бенефис Das Ich, и отыграли они здорово. Кстати, после, когда большинство из числа собравшихся разбежалось по домам спать, мне удалось отловить Штефана в зале и спросить, к какому жанру он сам предпочитает относить музыку Das Ich: дарквейв или, например, электро-индастриал. В ответ получил ожидаемое: «Das Ich это Das Ich». 😺

Your Last Photo

Этих москвичей видел и слышал впервые. В смысле, в таком составе: ведь диджей и гитарист Virgin Flame, вообще говоря, участник многих команд. Судя по афише, в составе дуэта Your Last Photo играют они каверы на известные песни.

Честно говоря, что то, что именно играл этот дуэт, я особо не вслушивался, большую часть выступления просидев на лавочке. А когда вышел в зал, чтобы поближе ознакомиться с творчеством, увы, музыканты уже закруглились, даром что на полчаса раньше запланированного времени.

* * *

Ну а после для самых стойких была организована готическая дискотека. У меня особо выбора не было из-за расписания электричек, поэтому с удовольствием потанцевал под EBM и электро-индастриал из диджей-сета, хотя и многое оттуда было, что называется, «немного не моё». 😺

Итог

С одной стороны, народу было заметно больше, чем в прошлый раз — во многом, полагаю, благодаря концертному составу (а также расписанию) и вполне удачному выбору клуба. И в то же время, атмосфера мероприятия получилась вполне «домашняя». Многие пришли в тематических костюмах (за что им, конечно, огромное спасибо — ведь они делают атмосферу праздника), однако далеко не все (мой, например, офис-стайл разбавлял разве что готичный чёрный галстук 😺).

Публика, кстати, была разноплановой: присутствовали как «старички», так и достаточно новых лиц. Притом приезжали даже из других городов, и даже не только специально на Das Ich: многим, например, очень нравились Stillife и выступление именно этой группы тронуло их сердце. А вот выступление первых двух команд было оценено моими импровизированными респондентами, скорее, как «как-то никак». 😺 Некоторые, например, хорошо отзывались о вокале солиста Para Bellvm, однако в целом команда почему-то не впечатлила. А о существовании Children of the Gun многие были даже и не в курсе.

Что же до меня лично, то я остался доволен, получил свою долю эмоций, на которые и рассчитывал. Вот, пожалуй, и хватит. И да, поблагодарю команду Готик.ру за организацию прекрасного вечера, а также всех без исключения выступавших.

Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

× 3 = 24