В прошлую субботу, 18 ноября, на концертной площадке ZIL Arena состоялось выступление немецкой фолк- и медиевал-команды Faun, за свою более чем 15-летнюю творческую творческую активность успевшей полюбиться не только европейскому слушателю, но многим россиянам.
Я был на их прошлогоднем (1 апреля) московском концерте в клубе RED, на который, как сейчас помню, мчался после достаточно напряжённого рабочего дня; и в целом, тогда такого прям особенного, сказочного впечатления их лайв не произвёл. Видимо, я ожидал чего-то большего (возможно, большей «эзотеричности», а не, как мне показалось, ощутимого акцента на работу на массовый формат), но что меня тогда поразило, так это огромное количество публики: я и думать не думал, что группа имеет СТОЛЬКО поклонников в России. Притом что львиная доля композиций Faun — немецкоязычная, и многие (и я в т.ч.) ценители их творчества немецкого языка не знают. Тем не менее, у «фавнов» цепляет общий, так сказать, продукт, мелодии, вокал, средневековые инструменты. Притом это даже не какие-нибудь Wardruna, которые где-то хотя бы «засветились», как в телесериале «Викинги», — тут бы понятно. С другой-то стороны, такая внезапная популярность, несмотря на ворчание снобов и толкотню в залах, прекрасный звоночек, поскольку, помимо того что служит гарантией, что Faun приедут к нам ещё, внушает оптимизм о вкусах дорогих сограждан, якобы en masse замордованных тяжёлым наследием «русского рока» (или, как сейчас, «русским рэпом» 😺).
Так вот. В этот раз чисто субъективно я воспринял выступление Faun теплей, хотя не сказать, чтобы концерты разительно отличались друг от друга технически (даром что тогда альбом Midgard, последний на сегодня в дискографии, ещё не вышел). Обилетившись на входе, я обнаружил зал чуть ли не битком набитый. Я, конечно, ожидал, что придёт много людей (тем более, в выходной-то день), но тут, пожалуй, оказалось чересчур даже «по меркам». Но никакого раздражения: напротив, посетило странное волнительное чувство, будто все вокруг ждали реально какого-то праздника. Выступление московского фолк-коллектива Idisi, что предваряло выступление хэдлайнеров, я, увы, пропустил; впрочем, видавши их пару раз на сцене, не могу сказать, чтобы сильно пожалел о том, что на сей раз не услышал нордический шаманизм в их исполнении, хотя девушки, безусловно, талантливые и многим, я знаю, их музыка весьма по нраву. Так вот, несмотря на тесноту, никаких неудобств лично я не испытывал — вокруг меня оказалась приятная интеллигентная публика, были даже молодые люди с детьми, которые, насколько я смог заметить, следили за происходящим на сцене с удовольствием всем семейством.
И вообще, по счастливым лицам присутствовавших было видно, что пришли они туда, куда хотели (да, иной раз бывает и по-другому 😺). Вышли Faun на сцену (в составе секстета) под громкие одобрительные возгласы и аплодисменты. А по-иному, в принципе, здесь и не могло быть: все участники Faun — не только талантливые энтузиасты, но и люди, которые выбрали музыку своей профессией. Короче говоря, подход профессиональный. Например, фронтмен Оливер с. Тёр (Oliver s. Tyr), практически всё выступление аккомпанирующий своему мягкому тенору на бузуки, имеет магистерскую степень (Master of Arts) по средневековой литературе; Рюдигер Мауль (Rüdiger Maul), на протяжении концерта бравший в руки то бубен, то джембе (насколько мне было видно), — ещё и учитель-перкуссионист, а также автор коллекции этнических ритмов. Мультиинструменталист Штефан Грот (Stephan Groth; не путать с основателем Apoptygma Berzerk — просто однофамильцы 😺), в основном, орудовавший колёсной лирой, имеет за плечами не только профильное образование, но большой опыт участия в различных музыкальных коллективах и изучения средневековых инструментов. Да, отмечу ещё специалиста по восточной музыке (точнее, по терапии восточной музыкой! 😺) Фиону Рюггеберг (Fiona Rüggeberg) — без звуков её флейты и волынки выступление было бы куда менее красочным.
Я с дискографией Faun не знаком прям детально и перед концертом специально не переслушивал, но, как мне показалось, играли они на сей раз, по большей части, материал из старых работ, а на долю Midgard (2016) выпала от силу пара-тройка композиций. Впрочем, Оливер со сцены сказал, что они очень любят и ценят культуру викингов, и совершенно точно сыграли песню Odin (как раз с Midgard’а). Что интересно, в записи студийной версии композиции принимал участие, если не ошибаюсь, Эйнар Селвик из упоминавшейся выше Wardruna. Ещё с нового альбома сыграли Rabenballade (она же баллада «Три ворона»), — в своё время отметил любопытную деталь: мелодия очень напоминает бретонскую народную An alarc’h. А в целом, мне показалось странным, что новый альбом оказался представлен относительно скромно. Но не сказать, впрочем, чтобы это как-то негативно отразилось — сет-лист был подобран достойный, скучать не пришлось ни разу.
Я, на протяжении всего выступления, в основном, подтанцовывая и качая головой в такт, подпевал лишь одну (в отличие от некоторых вокруг) песню, которую сыграли, кажется, уже на бис, — Hymn to Pan. И делал это с удовольствием — не столько потому, что она на английском (с немецким у меня, как я уже упоминал, «нихт ферштейн» 😺), но и потому, что песня эта — как знают, рискну предположить, немногие — изначально авторства американского неофолк-дуэта Changes, мною, кстати, уважаемого и весьма любимого. И чего греха таить, эту песню я сам люблю петь под гитару, находясь, например, на природе (т.е., в располагающей для её исполнения обстановке 😺). Чисто ради цельного восприятия украду у читателя чуточку его драгоценного внимания и всё-таки приведу оригинал — несмотря на исполнительский минимализм, мне он нравится больше версии Faun.
Только Faun, назвав эту вещь Hymn To Pan и включив с состав альбома Eden (2011), сильно её переформатировали и расширили: в оригинале у Song of Pan — всего два куплета и припев под гитару. Как-то даже особенно приятно, что эта кавер-версия, как оказалось, любима поклонниками «фавнов»: во время исполнения даже трогательно качали зажжёнными зажигалками. А Changes, конечно, столько народу, увы, не соберут ввиду нишевости и малоизвестности, — а музыка у них прекрасная.
Что же до меня, то я как-то всегда рассматривал творчество Faun в контексте «тёмной сцены» — проще говоря, готической субкультуры. В самом деле, они несколько раз выступали на самом известном международном готическом фестивале, Wave Gotik Treffen в Лейпциге. Всегда считал, что играют они медиевал-неофолк (в этом контексте связь с теми же неофолк-традиционалистами Changes весьма органична, хотя многим, возможно, и непонятна), который, конечно, слушают, но это всё же в определённой степени «нишевая» музыка. Однако Faun в этих рамках явно тесновато, и сейчас они завоёвывают (точнее, давно уже) сердца публики самых широких жанровых вкусов, что, конечно, не может не радовать. Более того, свою аудиторию они расширили, я думаю, довольно существенно, спев однажды со своими успешными соотечественниками (мною также любимыми) Santiano песню Tanz Mit Mir, ставшую натурально хитом (правда, России это касается в меньшей степени). Она настолько прекрасна, что я не могу её не привести прямо здесь (официальный тизер):
Но увы, петь её на сцене без Santiano, видимо, никак не получится — хороший повод, думаю, антрепренёрам задуматься по поводу привоза к нам этой команды. Сдаётся мне, Santiano прекрасно будут приняты нашими людьми, и возможные опасения на сей счёт, смею предположить, напрасны.
Возвращаясь к субботнему выступлению, отмечу, что одним из ярких жестов со стороны музыкантов было своего рода «кричащее умолчание» — отсутствие в концертном сет-листе хита Federkleid. Казалось бы, это не только самое яркое украшение прошлогоднего альбома Midgard, но и, на мой взгляд, одна из лучших композиций Faun вообще. Да ещё и использованы мотивы «Полюшко-поле», — КАК это было можно не сыграть В РОССИИ?
Это правда очень загадочный жест, оставивший меня в недоумении. 😺
А в целом, подытоживая, мне весьма понравилось это выступление Faun, с огромным удовольствием прослушал/отсмотрел от начала и до самого конца. Конечно, несмотря на определённый бэкграунд музыкантов, вряд ли стоит — тем более, сейчас, когда группа наработала такую популярность и буквально не вылазит из концертных туров, — ставить «фавнам» на вид некую «легковесность», если подходить в оценке их творчества как к точной реконструкции каких-то средневековых музыкальных традиций, интересных узкому кругу энтузиастов и историков, и т.п. Тем более, глупо пытаться связать его с какой-то субкультурой типа готики, — всё же формат как студийных работ, так и концертных выступлений у команды более «массовый». На деле, харизматичные Faun исполняют со сцены приятную презентабельную фолк-музыку с немецкоязычной лирикой для прекрасного проведения времени и поднятия настроения — в чём я очередной раз и убедился.
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.