В последний день апреля, пасмурным пятничным вечером, на просторной московской площадке Glavclub выступили легендарные петербуржцы НОМ («Неформальное объединение молодёжи«). Как обычно, автор сих строк узнал о выступлении чуть ли не в самый день выступления — однако постфактум остался под сильным эстетическим впечатлением от концерта, в коем пребывает, пожалуй, до сих пор 🙂
На концертах сего талантливого коллектива с какой-то периодичностью мне удаётся присутствовать; последний раз на моей памяти выступали НОМ в московском клубе «Гластонберри» 2-го января. Программы (точнее, звучавшие композиции) этих двух выступлений отчасти пересекались — но лишь отчасти. Если январский концерт был приурочен к Новому году, то в этот раз НОМ презентовали свою новую работу «МАЛГИЛ» (2021). И надо сказать, подошли к процессу как нельзя более серьёзно (хотя, разумеется, атмосфера праздника никуда не девалась). А иначе и быть не могло — сама выбранная тематика диктовала многослойную художественную парадигму.
Сразу оговорюсь: «Малгил» я в записи не слушал, так что слышимое и видимое на сцене было для меня внове.
Музыканты появились на сцене в костюмах более-менее строгой чёрной цветовой гаммы — жест получился весьма удачный, будучи как бы признанным подчеркнуть единую концептуальную линию. Кстати, лайнап на сцене был расширенный; я насчитал аж 10 человек, включая конферансье в элегантном кубофутуристическом костюме. 🙂 И, пожалуй, больше, чем когда-либо, пятничное выступление было похоже именно на театральное действо.
Само выступление оказалось разбито на два акта. В первом отделении — посвящённом собственно новой работе — НОМ представили свою интерпретацию творчества обэриутов. В первую очередь (как несложно догадаться уже по названию альбома), это Даниил Хармс, один из идейных вдохновителей и, наверное, самый известный представитель этого течения. Поочерёдно на сцене звучали стихи наиболее ярких представителей кружка, предваряемые приветственным словом конферансье.
Медленно, интонированно и распевно, словно приветствие зари нового дня, зазвучал бас Александра Ливера (Дмитрия Тихонова): «Мы проснулись. Вышел сон. Чуем утро. Слышим стон». Монументальность, правда, немного развеял участник, перемещавшийся на сцене в костюме оленя. Но олень здесь очень даже к месту: по тексту он «встаёт изо мха». 🙂 Это постановка на стих Даниила Хармса, который так и называется: «Пробуждение элементов». В конце сочным басом оглашается: «всё!»
Заметный вклад в палитру красок привносила музыкант с саксофоном-тенором; партия сакса, сочная и колкая, казалось, подчёркивала некую зловещесть перформанса. В голове волей-неволей накладывался ещё и религиозный контекст: была ведь Страстная пятница, и художественная атмосфера приобретала эсхатологический оттенок. А ещё нависала Вальпургиева ночь. 🙂 Корче говоря, в какой-то момент можно было думать о разыгрывающейся булгаковщине, в духе декораций из «Мастера и Маргариты».
Кстати, саксофонистка ещё и прекрасно пела, и вместе с лид-вокалом Варвары Зверьковой их совместными стараниями выдавался полноценный контрапункт мужским голосам.
С симфоническим размахом и металлическим басом Дм. Тихонова прозвучала композиция про павшего жука-героя («Смерть героя» — на одноимённый стих Николая Олейникова).
Промелькнула мысль, мол, всё вроде бы ясно, саундсфера понятна и стилистически узнаваема. Однако ты её чуешь именно что кожей, и облечь в слова услышанное не так-то просто. Предельно абстрактно можно наречь каким-нибудь «театральным рок-авангардом с заметной примесью (пост-)индустриальной эстетики и фольклорных мотивов».
Сильные, жёсткие гитарные риффы (две лид- и одна бас-гитара в руках Андрея Кагадеева), прочувствованная живая перкуссия — определённо на чашу ро́кового саунда, который являлся, наверное, основной закваской. С другой стороны, здесь определённо улавливалось нечто (пост-)индустриальное и уже не столь банальное (ну, хотя бы те же набившие оскомину аллюзии на Лайбах). Периодически появляющаяся в руках гитариста балалайка и аккордеон у В. Зверьковой и Дм. Тихонова — вот уже звучат народные напевы. Саксофон, мастерские клавишные аранжировки — уводят в поле экспериментов, прочерчивая дорожку к симфонизму и джазовым вкраплениям. На выходе получился, тем не менее, эстетически волне монолитный коктейль — или, по крайней мере, складывающийся в таковой в конкретной внимающей всему этому безобразию голове. 🙂
Наполненная театральной экспрессии «Котяты» приглянулась ещё с январского концерта. Вроде перед тобой образ няшных мило царапающихся домашних животных, к которым все привыкли, — однако здесь они волшебным образом приобретают то самое инфернальное измерение. Котяты вырисовываются явно повышенной агрессивности и когтистости, а то и просто людоеды. 🙂 Если смотреть в контексте всего выступления и воссоздаваемой эпохи, метафора больше смахивает, наверное, на чекистов.
Из Николая Олейникова запомнилась ещё «Генриху Левину по поводу влюбления его в Шурочку Любарскую» — бойкая, подвижная, отчасти с джазовым колоритом. Между прочим, как сообщают поисковики, НОМ не первые, кто пишет музыку на эти олейниковские строки. Однако интерпретация НОМа прекрасна как сама по себе (вне контекста), так и продолжением той же «инфернально-торжественной» красной нити, что заставляет смотреть за происходящим на сцене практически не отрываясь.
А вот композиция на стихи ещё одного ОБЭРИУта — Игоря Бахтерева — вышла куда более мягкой, в элегическом таком ключе. И лидирующий вокал здесь женский. Кстати, Бахтерев дожил до глубокой старости, по счастью не разделив судьбу своих друзей, расстрелянных, сосланных в лагеря в годы сталинского террора. Честно говоря, не так много доводилось о нём слышать, но стараниями НОМ в этот вечер ожили и его строки. Здесь некоторую художественную «бессмыслицу» (свойственную поэзии ОБЭРИУтов в той или иной степени) подчёркивал смычок, которым музыкант водил по струнам не предназначенной для подобных манипуляций электрогитары. 🙂
Также — на фоне портретов каждого поэта — исполнялись композиции на стихи Александра Введенского, Константина Вагинова. А закончилась первое отделение поэзией Николая Заболоцкого.
Звучащее со сцены определённо задевало какие-то струны, в каждой композиции. Вместе с торжествующей «бессмыслицей», конгруэнтной, так сказать, самой поэзии ОБЭРИУтов, сквозь музыку пробивалась какая-то интимная (а может, и грандиозная — как посмотреть) трагичность. Возможно, самим поэтам такая интерпретация пришлась бы по душе.
* * *
Во втором отделении можно было расслабиться и войти в более, так сказать, праздничный модус — НОМ объявили старую программу, и от зрителя больше не требовалось столь пристального внимания к поэтам и поэзии Серебряного века.
Начали с «Антошки» — композиции с прошлогоднего альбома «Весёлая Карусель». Если честно, когда впервые её услышал со сцены (кажется, на том самом январском концерте), сразу не проникся. Ну, местами казалось слишком уж «толсто», да и в целом композиция избыточно тяжела. Однако сейчас зашла на ура, что называется. Видимо, бывают вещи, которые одним тактом эстетического пищеварения не осиливаются. 🙂
Скрупулёзно перечислять песни из сет-листа, думаю, смысла нет (тем более, специально ничего не запоминал). Тем паче, сюрпризов не было. Прозвучали старые проверенные композиции типа «Раньше было лучше«; не обошлось и без «Хора затейников из кондукторского резерва» (она же «Что за ель»), под которую народ, недолго думая, начал яростно отплясывать.
Вспомнили и «Воробья«. «Животная» тема нашла своё продолжение в минорном, но всё-таки содержащем робкую надежду «Обезьяноиде«. Во время исполнения которого Дм. Тихонов решил, всех немало удивив, вскарабкаться по строительным лесам — что ж, иллюстрация концепции песни удалась на славу. 🙂
Фольклорная тематика (в стёбной, разумеется, перелицовке) также была достойно оценена публикой. Скачущий на деревянном коне красноармеец; долгожданная песня про жука в минорной тональности, где того самого жука изображал артист в тирольке и костюме божьей коровки, — меня здесь не столько даже театральность, сколько сама приятная мелодия цепляет. А вот гипнотичная и убаюкивающе-дорожная «Песня про зайцев«, увы, на сей раз осталась за бортом.
И конечно, «Вкус алкоголя» по-прежнему оставался во рту (пускай и символически).
Под занавес — на бис — сыграли торжественные композиции в условно лайбаховской стилистике «Марш косморазведчиков» и «Время«, где Дм. Тихонов на пару с Федулом Жадным изображали идущие взад-вперёд часы.
Эпилог
В общем, с пылу с жару вышедший альбом «Малгил» коллективу НОМ в этот пятничный вечер удалось презентовать более чем достойно, заодно погрузив слушателя в пространство «бессмыслицы» и трагико-абсурдистской поэзии ОБЭРИУтов. В интерпретации артистов строки поэтов буквально зазвучали, получив новое эстетическое измерение. Собственно, за дощечкой сарказма, ёрничанья, некоторого кривлянья, отчасти даже некой грубости, воспринимаемыми публикой на ура, НОМ, меж тем, преподносят зрителю авангардистское искусство.
Очень понравилась продуманность и концептуальная выверенность этой презентации. Пользуясь аналогией Модеста Мусоргского и его «Картинок с выставки», это было сродни музыкальной прогулке вдоль галереи, только здесь заместо картин (или даже вместе с картинами) вывешены рукописи — которые, несмотря ни на что, не горят. Собственно, и реакция публики была, насколько я мог судить, самой восторженной.
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.