Фестиваль Самайн в честь одноимённого кельтского праздника проводился на площадке Glastonberry (паб «Гластонберри», что на Дубровке) в течение аж трёх дней: с 30 октября по 1 ноября. Автор сего текста попал лишь на заключительный вечер, порцию впечатлений о котором и опишет. 🙂
Кстати, не помню, чтобы раньше обращал на этот Samhain внимание. Меж тем, хотя названия многих приглашённых команд слышал впервые, были среди них и весьма достойные артисты.
Если совсем вкратце, личные впечатления о мероприятии остались смешанные, но уж в нашу новоковидную реальность жаловаться особо не приходится. 🙂
SlipÉir
Надо сказать, что для меня фест начался не вполне удачно: я полностью пропустил выступление команд, которые заприметил ранее в анонсах и на которые хотел взглянуть хоть одним глазком (Daemi и Frank McGuire, например) — однако в расписании они были выставлены довольно рано и к моему приходу давно уж отыграли.
Когда я подошёл, в баре на первом этаже, перед не особо многочисленной публикой, выступали SlipÉir. Это молодой московский квартет, исполняющий ирландскую музыку. Ребята презентовали свою программу, насколько я понимаю, в расширенном составе.
Выглядело всё вполне канонично и по-кельтски: скрипка, боуран, тин-вистл и гитара; периодически подключался аккордеон. Звучали исключительно инструментальные композиции (рилы), притом музыка недвусмысленно танцевальная, чем, кстати, некоторые из числа зрителей не преминули воспользоваться, отбивая звонкий ирландский степ.
Интересно, название коллектива, если верить гугл-транслейту, переводится как «тапки» — что в некотором смысле символично. Правда, заместо тапок более актуальны были бы, пожалуй, туфли с набойками. 🙂
Ну а тем, кто искусством танца не владел (типа меня), оставалось лишь смотреть в стороне и молча внимать ирландским ритмам. Так что вскорости я предпочёл подняться наверх: там в двух залах должны были параллельно выступать отечественные фолк-коллективы.
Земля Легенд
На сцене малого зала я надеялся хоть каплю застать выступление приглашённых на фест шотландских гостей — но увы, сцена была пуста. К выходу уже готовилась московская команда Bjarla.
В это время, в большом зале, на сцене играли Земля Легенд. Кстати, ни о SlipÉir, ни о Bjarla, ни об той отечественной команде ранее я ничего не слышал. Что ж, раз представилась возможность ознакомиться с их творчеством здесь и сейчас, ею с удовольствием и воспользуемся.
По факту, со сцены исполнялось что-то типа фэнтези-фолк-рока. Звучание довольно мягкое и местами выглядело вполне симпатично, если не вслушиваться в тексты. 🙂 И с партитурой ребята постарались: тут тебе и кельтская арфа, гордо стоящая в центре, и добавляющая величественного академизму виолончель, и скандинавская народная тальхарпа/йоухикко. За ро́ковую же составляющую отвечали электрогитары (лид- и бас) и ударник за установкой.
Так что на выходе получился, в общем, неплохой «синергийный» фолк-роковый саунд. Правда, такое впечатление, вокалистка звучала на этом фоне относительно тихо и нечётко. Будто мощи в её голосе недоставало — всё внимание было сконцентрировано на текстах песен, видимо.
Идейная концепция, в пандан к саунду, также «синергийна». Точнее, даже эклектична: насколько смог уловить, переплетаются (псевдо-)народные мотивы, мотивы скандинавских саг и кельтских легенд, а также авторское фэнтези.
В целом, какое-то время постояв в зале, решил, что немного не мой формат, к сожалению.
С другой стороны, если судить о реакции публики, то народу, в целом, нравилось. Под какие-то вещи с романтическим флёром можно даже танцевать вальс, воспользовавшись тем, что в определённый момент многие ушли в соседний зал смотреть выступление Bjarla. Я же, не испытывающий к фэнтези особо трепетных и нежных чувств, внимательно слушать концертную программу и как-то под неё активничать, признаюсь, не стал. 🙂
Bjarla
Группа Bjarla представилась коллективом, играющим скандинавскую музыку. Участники, видно, поработали над образом и вышли на сцену в скандинавском стиле: на них было что-то вроде овечьих шкур.
У группы, кстати, около 8 тыс. подписчиков во ВК — довольно неплохо для команды, имя которой не на слуху. И в целом, как мне кажется, оно отражает трепетную любовь русских людей ко всяким викингам. С одной стороны, откуда ноги растут, понятно (одноимённый сериал, команда Wardruna и т.д.). С другой — вроде бы довольно загадочно, особенно в отношении кельтоманов: те же ирландские короли в своё время викингов успешно били. 🙂
Однако, можно считать подобное своего рода «метонимией», идейным мостиком: ведь под викингами можно подразумевать эстетику Севера (с большой буквы) вообще, которая нам как раз близка. Чувство единения с величественной природой, чарующие полярные сияния, пространство зимнего леса, хранителя загадок и мистических интуиций.
Странно, но арсенал музыкальных выразительных средств, что ожидаешь в реализации подобной эстетической концепции, группой не использовался (во всяком случае, на этом концерте). Я имею в виду инструменты из числа тальхарпы/йоухикко, хотя бы того же варгана. Из народных инструментов с моей галёрки был замечен лишь вистл. 🙂
С другой стороны, упор здесь сделан на электрогитары и электронику. Так что фолком (хоть pagan-, хоть эмбиент-) творчество Bjarla аттестовать было бы не вполне справедливо. Скорее, что-то типа атмосферного world music.
Тексты песен, кстати, были на русском, с использованием глоссолалий в качестве вокального украшения. В целом, к женскому вокалу (он здесь основной; качестве бэк-вокала — мужские, включая помянутое горловое пение) придраться в плане профессионализма нельзя, наверное. Хотя будто недоставало какой-то экспрессии, что ли.
Местами северная атмосфера у музыкантов получалась довольно выразительно, особенно когда появился пар, символизирующий туман, стелющийся над гладью ледяного озера или по покрову леса. Также можно было услышать горловое пение — не такое, конечно, сочное и колоритное, как у мастеров этого дела, но тем не менее. И попытки имитировать лесную живность в виде птичьих перепевок. 🙂
Перкуссия, хотя и откровенно незатейливая и «плоская», тем не менее, задавала нужный ритм и, в целом, придавала действу живительной динамики. Отмечу также хорошую работу со светом, удачно подчёркивающую какие-то моменты шоу.
В общем, поймал себя на том, что в отношении данного московского коллектива пунктиром проскочила ассоциация «Вардруна для самых маленьких», — возможно, не вполне справедливая, но вектор притязаний чувствуется. 🙂 Группа по-своему неплохая, где-то даже интересная — но честно, всё же сложновато было воспринимать творчество всерьёз, на уровне той планки, куда сделан замах. В полной мере окунуться в атмосферу фьордов лично у меня не получилось.
Teufelstanz
Пока в основном зале готовились выступать Teufelstanz, из колонок доносилась чудесная заводная Tanz mit mir совместного творчества немцев Faun и Santiano. На этой ноте мне ностальгически взгрустнулось: первых я наблюдал вживую аж дважды, а вторые, хотя в Россию и не ездили, оставили наилучшие впечатления своими студийными работами (ранними, по крайней мере). А в связи коронавирусными реалиями неясно теперь, когда ждать полноценного возобновления концертной активности с приглашёнными европейскими артистами высокого эшелона… Но что-то мы отвлеклись. 🙂
Teufelstanz появились на сцене, как обычно, шумно, эффектно и с присущим им артистизмом. Мне уже доводилось (пару раз) наблюдать выступление этого коллектива, притом впервые — аж в 2016-м году, на готическом(!!) мероприятии. Помнится, тогда они произвели на всех весьма позитивное впечатление.
Зажигали они также и с год назад, притом на той же сцене, что и сейчас, — дело было на прошлогодних «Волынках Мира».
Между прочим, при всём своём сценическом профессионализме, Teufelstanz — группа отнюдь не только концертная. В дискографии у них аж три записанных полнофоматника и столько же синглов. Так что перед нами профессиональный коллектив, для которого музыка — не просто хобби, но и ремесло.
Если я ничего не путаю, по сравнению с прошлым разом состав несколько расширился — аж до 8-ми участников. Помимо гитар, волынок и барабанов, в лайнапе присутствовал музыкант с бузуки, привносивший — не столько даже в саунд, сколько в сценический образ — дополнительный медиевистский колорит.
И сет-лист, на мой взгляд, получился более интересным. В этот раз он был разбит на две части: сперва обыгрывалась «светлая», затем «тёмная» сторона Самайна-Хэллоуина. Стилистически, правда, разницы особой не было заметно 🙂 И настроенчески тоже: под бойкие ритмы и боевые воззвания волынок публика развлекалась и водила хороводы одинаково охотственно как в первой, так и во второй части программы.
Что неудивительно: ведь ни одна из сыгранных композиций не являлась «медляком» по формату или, скажем, казалась излишне занудной. Несмотря на то что по факту исполнялись совершенно разные баллады (как собственного сочинения, так и средневековые, народные), — всё подавалось в задорном игровом ключе в формате «танцпол-боевиков».
Я не могу сказать, что прям поклонник подобного стиля; и концепция «электрогитары с волынками», разумеется, не нова. Корни тянутся куда-то в сторону Corvus Corax, In Extremo, Schandmaul, Subway to Sally и множества других коллективов по всему миру (включая и Россию, кстати). Уж кого-кого, а московского зрителя подобным не удивишь. Сильная сторона Teufelstanz — они трепетно относятся к поддержанию приподнятого танцевального настроения у публики и к тому, чтобы никто не стоял на месте. Здесь они выкладываются на все 146%. По себе заметил: кривая настроения с начала их выступления заметно так поползла вверх безо всякого алкоголя — серотонин, видать, повиновался атмосфере, что создала группа. 🙂
Среди прочего, со сцены исполнялась Spanish Ladies — мне очень нравится эта шанти, но интерпретация Teufelstanz оставила двоякое впечатление. Пожалуй, есть вещи (и не только к этой композиции можно отнести), где просится именно пение, а не что-то типа шершавого и манерного гроулинга, что всю дорогу использовал вокалист. Сперва этот стиль вокалирования раздражал, но потом, впрочем, свыкаешься. Только просилось местами погромче — волынки и барабаны голос начисто забивали.
Ах, да. Тут интерактив впечатлил: желающие могли почувствовать себя рабами на галерах (точнее, британскими матросами, от лица которых идёт повествование в песне) — после того как публику попросили коллективно изобразить корабль с гребцами прямо на полу. 🙂
Традиционная Johnny I Hardly Knew Ye прозвучала под занавес, встреченная всеми (включая тех, типа меня, кто весь концерт игнорил двигательную активность 🙂) очень тепло.
Я думал, засобиравшись уже к выходу, что это последняя композиция, — ан нет, музыканты решили порадовать собравшихся из числа самых стойких ещё одной. Была исполнена песня на русском языке, своим относительным спокойствием и мелодизмом контрастно смотревшуюся на фоне неистового «Джонни». Мелодия мне немного напомнила бретонскую An Alarc’h ({upd} это как раз и были «Три Ворона» на русском! из фойе было уже так себе слышно).
Короче говоря, это, пожалуй, пока что лучшее выступление Teufelstanz из тех, что мне довелось застать. Группа (в моих, по крайней мере, глазах) ещё немного выросла и стала ещё более профессиональной.
Резюме
На мой лично взгляд, если бы не отчаянно зажёгшие зал Teufelstanz под занавес фестиваля, мероприятие прошло бы как-то кисловато. Отчасти потому, что команды выступали, мне, во-первых, не известные, а во-вторых, не оставившие постфактум сильных впечатлений.
Отчасти — потому как хотелось сдвига иностранных гостей напопозже, дабы просто успеть физически на их выступление. И вообще, остаётся сожалеть об отсутствии зарубежных коллективов — например, на тех же «Волынках Мира» прекрасно смотрелись белорусы Pragnavit. Впрочем, понятно, форс-мажор есть форс-мажор.
Тем не менее, было небезынтересно. И спасибо организаторам за то, что в принципе, невзирая на трудности, взялись продолжить это нелёгкое по нашим временам концертно-фестивальное дело.
P.S.Сетлист Teufelstanz на последнем фото — via Логово Чумного Кота.
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.