Вчерашним вечером, 2 марта, в клубе Pravda перед московской публикой выступили любопытные и успевшие полюбиться российскому слушателю французы Dernière Volonté.
Событие это само по себе знаковое. Во-первых, проект этот не так часто бывает с гастролями в РФ. В последний раз в Москве Derniere Volonte выступали аж 7 лет назад, в 2012 г.
А во-вторых, по не вполне понятной причине за годы своего существования (а дебютировали они в далёком 1998 г.) группа прочно успела завоевать сердца российских поклонников, чего, между прочим, учитывая жанровый профиль, скажешь отнюдь не обо всех их коллегах по «тёмной сцене» и по лейблу Hau Ruck! (где, собственно, Дерньер Волонте и издаются) в частности. Думаю даже, самого мэтра Альбина Юлиуса (лидера знакового австрийского martial industrial проекта Der Blutharsch и по совместительству музыкального издателя и владельца «родительского» для Hau Ruck! лейбла WKN) у нас ТАК не знают и не любят, как расцветших под его крылом французских «последневольцев».
Я, правда, в 2012 г. тот московский концерт не застал, так что для меня вчерашнее живое выступление французских гостей было внове. Однако отзывы о предыдущем визите Derniere Volonte доводилось слышать самые восторженные, так что шёл я на концерт если и не с ворохом ожиданий, то, как минимум, с уверенностью прекрасно провести время. Плюс, в качестве «разогрева» была отечественная постпанк-команда Болиголов, мне доселе совершенно не знакомая, однако, судя по записям на bandcamp, весьма небезынтересная.
Интересно здесь и то, что турне Derniere Volonte на сей раз ограничилось исключительно Москвой (да и то в ультракоротком режиме), поэтому присутствовавшее в зале достаточно большое количество народу отчасти можно объяснить и тем, что поклонники ехали на концерт в т.ч. из других городов нашего богоспасаемого отечества.
Ну и прежде чем перейдём к впечатлениям от увиденного/услышанного, пару строк всё же напишем про собственно творчество Dernière Volonté, про жанровую принадлежность их музыки. Ситуация здесь прям как с творчеством философа Витгенштейна 😺: надо различать «ранних» и «поздних» (ну или «зрелых») Derniere Volonte. Если ранние характеризовались мягкой (иногда и не очень) маршиальной атмосферой, минимализмом и были, в целом, вполне индустриальны (вдохновляясь не столько Der Blutharsch, сколько Laibach), то «поздние» при сохранении минималистической концепции делают ставку на мелодизм: на первый план выходит электронно-синтипоповый саунд с более-менее внятным мужским вокалом на французском.
«Поздняя» тенденция получила своё оформление, начиная где-то с работы Devant Le Miroir (2006), где несложные электронно-танцевальные партии, аккомпанирующие вокалу фронтмена Geoffroy D., гармонично уживались с маршиальной патетикой. А наиболее отчётливо этот вектор получил развитие на альбоме Immortel (2010), где звучит уже чистый синтипоп. Собственно, эта работа, помнится, сделала в своё время мне удивительно — даже настолько, что я перестал особо следить за творчеством французов (ну или просто так совпало 😺).
Но с другой стороны, именно разворот к гладкости, мелодизму и «карамельному» французскому вокалу и притянул к Derniere Volonte львиную долю теперешних поклонников. Кстати, в этом смысле следящие за творчеством мсье Жоффруа Д. (точнее, наверное, Жёффруа 😺) стали «что-то подозревать» с выпуском дебютного одноимённого альбома (2008) замечательного сайд-проекта, Position Parallèle, активного по сю пору (да вот в прошлом году только новый альбом выходил!). Здесь никакого martial нет вообще, а звучит экспериментальный minimal wave; электронный саунд посмелей и посочней, чем в основном проекте.
Сейчас, судя по последней работе Prie Pour Moi (2016), можно сказать, последневольцы нашли нужные пропорции для своего проекта — альбом, как мне кажется, явил собой прекрасную амальгаму атмосферной меланхолии и динамики, задаваемой электронным саундом. Тем более, тёмная, отчасти и макабрическая атмосфера ранних работ никуда не делась; да и вокал Жоффруа стал более уверенным и мелодичным, не просто добавляя шарма, но и став визитной карточкой проекта.
* * *
До запланированного ровно на 9 вечера выступления Derniere Volonte оставалось где-то минут 20, когда я пришёл к клуб. Я искренне надеялся хотя бы ненамного, хоть на пару композиций окунуться в постпанк, застав выступление Болиголова, — но увы, к моменту моего прихода они уже окончательно покинули сцену, не отыграв и часа. Что ж, надеюсь, возможность их услышать вживую ещё представится.
Кстати, о постпанке. Я был уже в этом клубе в сентябре прошлого года, смотрел выступление финнов Grave Pleasures, которых довольно часто аттестуют постпанком. И никаких нареканий клуб тогда, помнится, не вызвал, в отличие от теперешней ситуации, когда пришлось неприятно удивляться уже с порога: гардероб в клубе оказался платным. Даже и не помню, когда и где на подобное ещё натыкался. 😺
Ну да Бог бы с ним, если бы только этим неприятности и ограничились. Ведь — святая святых — звукорежиссура (по крайней мере, на выступлении хэдлайнеров) оказалась ниже всякого плинтуса, испортив впечатление о выступлении. Хорошо слышно было разве что перкуссию…
Но об этом ещё скажем по ходу пьесы. В зале оказалось много народу, так что даже в задних рядах было довольно плотно. В принципе, организаторы предупреждали об ажиотаже, так что шокирующего удивления наполненность зала не вызвала. Притом народ собрался довольно разношёрстный. И тут всё довольно странно: обычно, по моим скромным наблюдениям, на готических и окологотических концертах преобладает контингент среднего возраста и старше. Что, в общем, давно уже стало грустным трюизмом: потихоньку стареют артисты, стареет вместе с ними и публика — а в готику сейчас молодёжь не особо идёт. Притом, подчеркну, это общеевропейская тенденция: на самых что ни на есть аутентичных M’era Luna и WGT молодёжи сейчас тоже не особо.
А тут в зале оказалось полно именно что молодых людей. И более того, такое впечатление, что основной костяк публики молодёжь-то и составляла — «племя младое, незнакомое». В этом смысле спокойно понастальгировать в умилении не получилось. 😺
Другой момент с публикой — вежливость некоторых оставляла желать лучшего. Например, какая-то подвыпившая девушка пыталась (но зачем, Карл? там отойти было некуда) пинать мои (как минимум, мои) ботинки — но в итоге всё равно куда-то пропала. 😺 Какой-то парень с рюкзаком и фотоаппаратом лез, буквально наваливаясь на толпу. Какая-то компашка молодых парней безо всяких излишних «извините» вламывалась и расталкивала толпу, где и так народ уже плотно набился. Пару раз пришлось просить снять рюкзак впереди стоящих. Ну и так далее. Ей-же-ей, от публики ожидал всё же большего взаимоуважения (ну, как в метро объявляют: будьте, граждане, взаимно вежливы!). Но справедливости ради, всё же приятных людей было больше, да и прямо скажем, это так, штришок к общей картине: вечер сделала (в плохом смысле) всё же не публика.
Начали хэдлайнеры выступление вовремя, практически ровно в 9 вечера. На сцену Derniere Volonte вышли в составе дуэта, под нещадно бьющие в глаза разноцветные софиты. Отчасти благодаря такому неожиданному световому решению я решил не стоять в задних рядах, где до моих глаз особенно хорошо долетало (да и оттуда всё же было довольно плохо видно), а передвинуться вперёд, обойдя толпу справа. Может, и зря, кстати: видно-то стало получше, но звук, мягко говоря, оставлял желать лучшего. И скорее всего, он такой и был весь концерт, во всех локациях.
Вокал было едва слышно; приходилось буквально напрягаться, вслушиваясь в тексты. И более того, сам Жоффруа, как мне показалось, не всегда идеально строил с музыкой, а в отельные моменты это прям сильно бросалось в глаза и портило впечатление. Я уж надеялся, на третьей композиции было наладят звук, — но нет, увы, так ничего звукорежиссёры и не смогли / не захотели сделать.
Одной из первых, по-моему, прозвучала Songe D’Un Matin D’Été с компиляции Commémoration (2004) — приятная вещица с ровным электронным саундом и неспешной танцевальной ритмикой. Жоффруа пытался заводить публику, и это бы получилось великолепно, кабы не траблы с звуком.
Тут же прозвучала похожая по концепции Toujours, выходившая на одноимённом сингле (2007). Сыграли и вдумчивую и слегка тревожную L’Eau Froide с компиляции Ne Te Retourne Pas (2012).
Кстати говоря, несмотря на танцевально-дискотечный запал (который, увы, мало кто подхватил и трансформировал в телодвижения 😺), присутствовала, конечно, несмотря на все огрехи, узнаваемая атмосфера Derniere Volonte. Чему помогала, кстати, живая перкуссия.
Сетлист перемежался с более лёгкими, мажорными по тональности композициями, типа Douce Hirondelle с Devant Le Miroir (2006). Были и другие вещи с подобной атмосферой.
Сыграли также композиции и с последнего альбома. Совершенно точно была спокойная меланхоличная Prie Pour Moi, которую я узнал и даже пытался подпевать. А вот одну из лучших на этом альбоме, «Мечты Дориана», по-моему, не сыграли.
Также точно присутствовала L’Ombre des Réverbères, одновременно мягкая и динамичная. При желании можно было как и просто слушать, так и пританцовывать.
Бойкая и маршеобразная Mon Mercenaire с компиляции Commémoration началась с какого-то загадочного эмбиентного интро — я даже не понял, какой смысл активно жестикулируюзий мсье Жоффруа попытался вложить в эту композицию. Кстати, с т.зр. саунда тут явно нехватало флейты (ну или её имитации).
Сыграв ещё одну, фронтмен удалился со сцены. Оказалось, за водой. В принципе, по нему было видно, что он выкладывался — но увы, в микрофон не передавалось практически ничего.
Вернувшись, он, к моему удивлению, встал не за микрофон, а за клавиши, исполнив, по-моему, La Nuit Revient с альбома Devant le Miroir (2006). Ну т.е. я думал, что всё выступление пройдёт в таком формате: открытый ноутбук, живой перкуссионист и подвижный и перемещающийся по сцене Жоффруа с микрофоном — но фронтмен оказался ещё и пианистом. 😺
Закончили французы своё выступление Au Travers Des Lauriers — пожалуй, самой известной их песней. Кстати, на самом деле, это не что иное, как их авторский вариант французской народной Мальбрук на войну собрался, если кто не в курсе. И тут на самом интересном месте случились технические неполадки (казалось бы: куда уж больше!): ноутбук заглох. 😺 И видимо, начинавший петь безо всякого музыкального сопровождения фронтмен рассчитывал, что эту песню зал знает наизусть, — ну, в какой-то степени надежды оправдались: я, например, пытался подпевать, как мог, — даром что, кажется, в гордом одиночестве. 😺
Отыграв эту композицию (в конце концов ноутбук завели), в микрофон тёплые слова в адрес собравшихся сказал не сам Жоффруа, а перкуссионист. И кстати, голос у него прозвучал достаточно громко. После чего сцена опустела, хотя публика долго (реально долго) и не думала расходится.
Резюме
Ну, что ж, несмотря на то, что мероприятие действительно ожидаемое и знаковое само по себе, в сухом остатке хвалить прошедший концерт, боюсь, просто не за что (за исключением самого факта привоза артистов). Более того, по моим ощущениям, это один из самых провальных концертов, которые я посетил в последнее время. :( Притом что я давнишний поклонник Derniere Volonte и слушал их творчество ещё с тех времён, когда оно не было известным и популярным. 😺
Желающих посмотреть на Derniere Volonte пришло очень много — а артисты так и не вышли на бис, чем, по-моему, реально огорчили стоявшую и всё не терявшую надежды публику. Это, простите, как? Derniere Volonte у нас, мягко говоря, не так уж и часто выступают, чтобы вот так игнорить публику. Я уж думал, сто процентов выйдут и сыграют, ну, хотя бы прелестнейший, не побоюсь этого слова, хит Coeur de Légionnaire, да и много ещё чего — но нет. Это оставило, гм, откровенно странные впечатления.
Что до меня, мне, увы, за столь неожиданно короткое выступление так и не удалось почувствовать драйва. Именно того самого, зачем я вообще хожу на концерты. Иногда даже ловил себя на мысли, что нахожусь на какой-то сельской дискотеке с посредственно настроенным звуком, только поют почему-то на французском. Плюс, в выступлении, по всей видимости, не было заложено ни на йоту импровизации: как в ноутбуке запустили сет-лист, так и отыграли по формату. Сложилось впечатление, что уровень лайвов Дерньер Волонте — это формат фестиваля, где представлено множество команд на одной площадке. И только с учётом такого количества желающих послушать их вживую формат вылился в соло-выступление.
Из плюсов: артистизм фронтмена, конечно. Также концептуально смотрелся театральный реквизит в виде черепа — впервые он появлялся, кажется, на обложке альбома Mon Meilleur Ennemi (2012). Сам Жоффруа, видно, достаточно харизматичный мужчина, постоянно двигался, забавно жестикулировал, пластично извивался, иногда даже становился за клавиши.
Но увы-увы, при такой звукорежиссуре это всё оказалось второстепенно.
«Мечты Дориана» звучали второй композицией :-)
Спасибо, было любопытно почитать ваши впечатления.