13 октября прошлого года в Москве выступил известный (ну, как — «широко известный в узких кругах») немецкий дарк-фолк-проект Darkwood. Можно сказать, мероприятие прошло в формате мини-фестиваля: на сцене клуба ДОМ выступили аж три коллектива. Darkwood в эту субботу помогали русскоязычные израильтяне Agnivolok, а также немецкий поэт и музыкант Уве Нольте (Uwe Nolte), выступивший со своим проектом Barditus.
{Ну, только сейчас, вот, руки потихоньку дошли разобраться с конспектами и фото — кстати, за качество последних просим прощения: в зале было довольно темно, и снимки были сделаны издалека.}
Шёл я, в первую очередь, смотреть Darkwood, давно мою любимых. Этот неофолк-проект (образовался аж в 1997 г. и к настоящему времени записал 9 полноформатных альбомов на своём cсобственном лейбле Heidenvolk) настолько хорош, что даже немецкий язык, который я не особо жалую, здесь не просто смотрится гармонично, но и выглядит основной, наиболее органичной формой выражения вложенных фронтменом творческих интуиций (хотя, конечно, и англоязычные композиции у Darkwood имеются).
Кроме того, в отличие от (некоторых) английских/австралийских грандов жанра, Darkwood просты и искренни в своём традиционализме; неофолк здесь имеет форму, так сказать, чистой эстетической эссенции: доминирующий минорный лад, чистый акустический аккомпанемент, приятный баритон фронтмена, рисующего перед слушателем трагичные обломки давно забытых ценностей. Никакого «постмодернизма» и путаных игр с двойным дном здесь нет.
Другое дело, к России основатель и единственный постоянный участник Darkwood Хенрик Фогель (Henryk Vogel) в своём творчестве за редкими какими-то исключениями не апеллирует — его, в отличие от того же Уве Нольте, интересует исключительно германский дух и германская история. Однако проект очень любим в России, в чём Хенрик и его коллеги, думаю, воочию смогли убедиться в ту субботу.
Barditus
Уве Нольте принимает участие во многих музыкальных проектах, и Barditus — один из них. Кстати, немногим ранее, в сентябре, музыкант выступил на одной сцене с архангелогородцами Moon Far Away с другим своим проектом, Orplid, более близким к неофолку, нежели Barditus.
* * *
Чуть позже назначенного времени на сцене появился мужчина, как мне показалось издалека, одетый в тельняшку. Ожидая почему-то первыми увидеть Agnivolok, я было подумал, что это то ли техперсонал настраивает микрофон, то ли кто-то из участников израильского проекта решил сказать вступительное слово — но слово это, паче чаяния, оказалось на немецком, а не на русском.
Это небольшое моё смятение было вызвано и тем, что в лице Barditus я ожидал услышать дарк-фолк под гитару или чеканный martial industrial — однако со сцены раздался медленный протяжный эмбиентный гул.
Тем временем, на фоне этно-эмбиентной «подложки» Уве в микрофон демонстрировал «шаманистские» мелодекламации в этакой «степной» стилистике каргыраа — что ж, получалось гипнотично и атмосферно.
Также надо выделить видеоряд, которому отводился свой смысловой акцент (правда, скорее, дополняющий стихи на немецком, которые Уве непрерывно читал, и создаваемую саундсферу). Поскольку в немецкоязычных стихах я не понимал ровным счётом ничего, мне на помощь как раз и был призван видеоряд, из которого можно было сделать вывод, что апеллировал Уве древнегерманскому язычеству, а также к римскому и вообще античному наследию (например, мелькали какие-то античные фрески).
Периодически музыкант нажимал на педаль, переключая электронные сэмплы. Он не только читал стихи спокойным баритоном — вокал периодически переходил на свист и шаманистское рычание.
Почему-то показалось, что демонстрируемая связь времён (если я правильно уловил мысль) на самом деле не столь гладка: вряд ли античное наследие и древнегерманский пантеон можно смело вписывать в единый культурный контекст (для древних римлян германцы были всё-таки «варварами»).
Периодически был слышен клавесин (или что-то типа этого) на фоне глухой тихой перкуссии. Загорается алый фон. Под конец перформанса, как и вначале, на видеоряде подсвечивается древнегреческая надпись Πάντα ῥεῖ (Panta rhei), отсылающая к Гераклиту с его «всё течёт, всё меняется».
Уве было засобирался со сцены, но зазвучал бойкий маршевый ритм — вот как раз к немецкой лирике, казалось, такое «более лучше» подходит.
В целом, выступление Barditus, несмотря на интерес к нему, слушать оказалось довольно-таки тяжело. К длинным мелодекламациям на фоне эмбиента, где основная смысловая нагрузка ложилась на немецкие стихи (скорее всего, это была классика типа Шиллера или Гёте, хотя Уве мог читать и что-то своё), довольно быстро теряешь интерес, если не знаешь языка.
Agnivolok
Я почему-то никогда особо не фокусировал своё внимание на этом русскоязычном дарк-фолк-проекте, хотя в моей памяти он эпизодически всплывает. Но то, на что натыкался у Agnivolok, всегда казалось заслуживающим внимания.
Выступают они довольно давно (как и Darkwood, тоже чуть ли не с конца 90-х), в активе имеют, как минимум, два довольно неплохих полноформатных релиза. Основательницей и солисткой, аккомпанирующей своему голосу на гитаре, является Вера Агниволок (она по совместительству ещё и художник), а индустриально-эмбиентные импровизации создаёт музыкант Вадим Гусис (участник проекта Chaos As Shelter). Кстати, Вера одно время участвовала в совместных проектах с Darkwood.
* * *
На сцене Agnivolok появились в составе квартета (точнее, квинтета, с то появляющимся то удаляющимся ударником). У Веры, сидевшей по центру в сварочных очках, был готическо-стимпанковый образ.
В исполнении Агниволок звучал мягкий неофолк с легким гитарным аккомпанементом. Атмосферу создавали и клавишные, и мягкая эмбиентная электроника. Иногда изюминку привносил журчащий бар-чаймс.
Когда присоединялся ударник, звучало бодренько, но саунд, тем не менее, на протяжении всего выступления оставался несколько блёклым. И признаться, периодически возникали ассоциации с «костровой» бардовской песней, да и вокал солистки местами напоминал Янку Дягилеву в «приглушённом» варианте.
Тем не менее, в целом, получилось довольно приятное душевное выступление. Помимо прочего, сыграли две песни, с которыми у меня Агниволок по большей части и ассоциируется: Скульптор и «Белена» (Henbane) — последняя особенно хороша своей поэтичной динамикой, фольклорными аллюзиями (впрочем, их у Агниволок довольно много) и нотами трагизма.
Darkwood
К моменту начала выступления народ значительно подтянулся.
Начали с маршевых ритмов в два барабана (у Хенрика в руках пока вместо гитары — барабанные палочки) — композиция Rancourt.
Под мягкий аккомпанемент зазвучал стих Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…» — композиция Aftermath. Слышен бар-чаймс, аккомпанирующий неспешной мелодии.
Присоединяется скрипка; звучит торжественная по духу среднетемповая композиция с гулкой литаврообразной перкуссией.
Сыграли спокойную Wintermaerchen с выделяющейся партией скрипки. По контрасту звучала Caucasian Tales — умиротворяющая композиция с англоязычной лирикой, более светло-лиричного, «бархатного» оттенка, с воздушным аккомпанементом клавишных.
Также сыграли более драматичную англоязычную композиция с выраженным перкуссионным рисунком и минорным, тревожным аккомпанементом (Forgotten Beauty?).
Nothing Left to Lose — кстати, что в студийной записи, что здесь — композиция абсолютно в духе классики Death in June: явные аллюзии не только на фирменный саунд DI6 (кстати, и лирика ещё англоязычная), но и баритон Хенрика тут откровенно Пирса напоминает.
Звучит ещё одна англоязычная композиция, достаточно напряжённая по атмосфере. (Epitaph?)
Lied am Feuer (кстати, к «песням у костра») — очень приятная минорная вещь с немецкой лирикой, звучит певучая партия скрипки. По-моему, одна из лучших композиций Darkwood.
Периодически Хенрик пытался обращаться к аудитории по-русски, но получалось как-то не очень. 😺
Прозвучала задумчивая Ostenfeld с чётким ритмическим рисунком.
Минорная маршеобразная Verlorenes Heer — тоже одна из лучших и, пожалуй, самых известных их композиций. Кстати, перкуссионный паттерн тут нарочито слегка «оттянут» в припеве — как-то на студийной записи не обращал на это внимания; а здесь ударник очень выделялся, и потому казалось, что ритм немного рассинхронизовывается.
Засим было объявлено, что это была последняя песня, но конечно, последовал бис.
Сыграли приятную ритмичную Deutsche Sonnwend с мелодическим рисунком, напоминающим секвенции.
Мягкая задумчивая композиция с плачущей партией скрипки — Stiller Bund. Впрочем, постепенно нарастала динамика, фронтмен даже барабанные палочки выронил. :)
Окончилось выступление Darkwood неожиданно бурными овациями.
Резюме
На концерте Darkwood мне довелось присутствовать впервые; я очень хотел увидеть этот проект вживую, так что своё впечатление произвело. Тем более, заодно посмотрел и на другие известные коллективы.
Признаюсь, неожиданно не зашёл проект Barditus — выступление показалось затянутым и несколько утомительным. Главным образом, из-за переизбытка немецких стихов, хотя Уве Нольте выступал на совесть. А вот Agnivolok понравились, всё их выступление отсмотрел с удовольствием: довольно приятный коллектив, хотя местами и выглядели, словно исполнители «бардовских» песен.
Что же касается хедлайнеров, я, конечно, остался доволен, но вместе с тем, от живого выступления Darkwood ожидал большего в плане драйва и энергетики. Возможно, дело ещё в звукорежиссуре в клубе или контрасте со студийными записями, которые правда очень красивые. Отмечу ударника, который был заметен не только благодаря своей игре, но и вообще на сцене как-то выделялся (в хорошем смысле).
Сыграли, кстати, много хороших песен, за которые Darkwood и люби́м (жаль, правда, оставили за скобками одну из жемчужин их творчества, Der Letzte Flug).
P.S. Не знаю, кстати, испытывает ли Хенрик какие-то препятствия с концертной деятельностью проекта у себя на родине, но можно предположить, что творчество Darkwood, к сожалению, пока не может получить той степени признания, которой оно по-настоящему заслуживает. Так, (судя по запросам в Гугле) до сих пор существует ложное предубеждение, будто неофолк-коллективы и Darkwood в частности близки к ультраправым кругам. А на деле, как мы видим, своим творчеством музыканты вносят свой вклад в немецкую культуру и повышают интерес к ней.
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.