День святого Патрика в Москве, 2018

Речь пойдёт о традиционном фестивале ирландской культуры День и ночь святого Патрика, проводимом фондом Вереск на московской концертной площадке Известия Hall, которое автор сих строк и посетил (притом во второй раз, а до этого был в прошлом году).

На сей раз 17 марта выпало на выходной, поэтому фестиваль состоялся непосредственно в День святого Патрика. Кстати, можно было бы посетить и утренний парад заодно, как это случилось в прошлый раз, однако в этом году из-за «перевыборов президента» организаторы перенесли его аж на неделю вперёд.

А так, разумеется, приуроченных ко Дню святого Патрика мероприятий разного формата в Москве традиционно проходит далеко не одно. Что касается мною посещённого, импонирует сам формат фестиваля: за положенные 9 часов групп успевает выступить достаточно, и за относительно невысокую стоимость билета всех можно посмотреть сразу и в одном месте; и к тому же, ввиду строго временно́го регламента логично, что артисты будут стремиться показать публике самые лучшие композиции, the best of, как говорится. В общем, это неплохой способ ознакомиться с командами, про которых ранее ничего не слышал, или открыть для себя чьё-то творчество с новой стороны.

Что же касается жанрового разнообразия, то первым делом, меня, конечно, интересует ирландский фолк, который люблю и весьма ценю, — да, некоторые выступившие коллективы к собственно фолку имеют отношение, так скажем, «по касательной», однако он на фестивале всё же прозвучал. В частности, в исполнении обещанных гостей из Ирландии — доселе мне не известного коллектива Cuas. Но обо всём по-порядку…

Lost Temple Brothers

Старт мероприятия был назначен на 15:00. Опоздавши где-то примерно на час, я застал уже выступавший на сцене московский фолк-коллектив Lost Temple Brothers. На сей раз (в другой раз я видел их выступление 18 марта прошлого года в Сокольниках, и в лайнапе у них была вокалистка) они не пели (пока), а исключительно играли, в составе секстета, ирландские рилы и джиги и композиции собственного сочинения на традиционный мотив. Мелодии были, по большей части, среднетемповые, довольно приятные на слух и танцевабельные. Последним обстоятельством многие из числа публики активно пользовались.


Мероприятие не успело ещё толком начаться — а публика уже хороводы водит 😺

Несколько позже к коллективу присоединился ещё один участник с гитарой, которого представили как знатока американо-ирландской традиции. Севши на на почётное место в центре, он ещё и взял на себя вокал. Первым делом спели известную As I Roved Out (которая «Who are you, me pretty fair maid») с зажигательным ритмом. Кстати, песня известна как с «английским», так и «ирландским» вариантом лирики (тоже, правда, на английском).

Отыгравши ещё несколько композиций, Lost Temple Brothers удалились со сцены.

В целом, в этот раз коллектив мне понравился. В прошлый раз, помнится, они произвели несколько менее сочное впечатление (но тогда играли, впрочем, на открытом, не сильно прогретом весенними солнечными лучами воздухе). Так вот, игра показалось достаточно профессиональной и слаженной, чувствовался ирландский колорит в их музыке (играли они не только собственно ирландские вещи), который помогала создавать и партия скрипки. Если чего у них и не было и чего, казалось, субъективно не хватает для завершения «ирландской» концепции саунда, так это банждо. Но роль его (контрапункт) в некотором роде замещала мандолина. Ну а так, повторюсь, вполне неплохо.

В перерыве на сцене демонстрировал свою танцевальную программу ансамбль Celtic Wind. В принципе, неплохо, но не сказать, чтобы я питал особенную любовь к ирландским танцам (да и, пожалуй, танцам как профессиональному искусству вообще), чтобы беспристрастно оценить. 😺 Главное — атмосфера Ирландии, которую танцоры помогали создавать вместе с музыкальными группами и чего им всем вполне удалось, как мне показалось.

St. Patrick’s Brigade

Далее на сцене появились ещё одни москвичи(?), St. Patrick’s Brigade («Бригада святого Патрика» — видимо, в честь одноимённого мексиканского батальона). Выступили они в составе пяти человек, самым заметным из которых был, пожалуй, фронтмен, который не только пел, но и играл на аккордеоне — инструменте солидных размеров, а потому и музыкант за ним смотрелся внушительно. 😺

На протяжении своего выступления исполняли «бригадиры» фолк-рок с упором на сильные гитарные риффы. А вот акустическая гитара и мандолина как-то терялись на втором плане, по-моему.

Что до моих впечатлений от услышанного — наверное, «не зацепило», хотя музыканты и старались. К тому же, не вполне понравилось исполнение Irish Rover, с которой они начали (первое впечатление, как говорится): на этой песне особенно был заметен роковый перекос в саунде (скорее «рок», чем «фолк»). Но быть может, дело в моих ассоциациях: каждый раз я вспоминаю древний, очень колоритный и очень ирландский по духу совместный перформанс The Dubliners и The Pogues, впечатления от которого вытравить сложно (да и не нужно). 😺 Хоть и не о нём речь, но пускай тут повисит, коль уж к слову пришлось:

Но с другой стороны, минорная и заводная Raggle Taggle Gypsy O у «бригадиров св. Патрика», например, вполне удалась: сыграли-спели аккуратно и драйвово, с подходящими интонациями.

Кстати, музыкантам с определённого момента помогали танцоры, которые периодически появлялись на сцене и выступали прямо с ними, на заднем (или даже на переднем) плане, — и надо сказать, ход вполне удачный, с учётом того, что публика тоже не стояла на месте, приплясывая и водя хороводы в разные стороны.

The Dartz

После достаточно продолжительного перерыва, который немного заполнился коллективным разучиванием какого-то бретонского танца, на сцену вышли The Dartz, старые (в смысле, давно на сцене: как пишут, аж с 1997 г.) фолк-рокеры из Санкт-Петербурга. Первое впечатление — какие-то российские самоделкины, с налётом грушинского «романтизьму» и прочего «бардовства», ей-же-ей. Но видимо, в таких оценках я в абсолютном меньшинстве: публика тепло привечала коллектив и хором подпевала звучавшие со сцены песни. 😺

Подумалось ещё, как и зачем можно было умудриться петь известнейшую и набившую оскомину Whiskey in the Jar на русском, притом с совершенно другими словами.

С другой стороны. Скрипка тут звучит весьма мило, иногда в саунде проскакивает даже немного тёплого стимпанкового, что ли, налёта (тем более, у фронтмена шляпа и авиационные очки). Периодически звучание украшает партия флейты, но впрочем, слышится она, по-моему, на общем — несколько «кашеобразном» — фоне нечётко.

Ближе к завершению выступления на композициях пошло больше ро́кового саунда, иногда с подключением гармошки и губной гармошки — получилось достаточно динамично.

Мои впечатления — тоже что-то «не зашло», если в общем и целом. К тому же, текст слушать было практически не возможно: там какая-то «сказочно-фантазийная» околесица (во всяком случае, из того, что лично я смог услышать). Наверное, я излишне щепетилен к русским текстам в песнях, да и фэнтези не особо жалую. 😺 Но вот остальной публике, видимо, всё вполне понравилось.

Тинтал

Настала очередь выступать группе (тоже немолодой) Тинтал из Москвы — что они и сделали после относительно продолжительной, как мне показалось, настройки. Я так понял, ведущий мероприятия (Фёдор Воскресенский) — по совместительству фронтмен этой группы.

Поперву услышал я бодренький такой фолк-рок (скорее даже, просто «рок») из категории «для населения» (в смысле, музыканты взяли настрой на публику 😺). В целом, саунд оказался потяжелей, чем у предыдущих выступавших, даже близко к металу. Вокал фронтмена периодически срывался на «скрим», характерный как раз для метал-культуры.

Впрочем, не металом и электрогитарой одними: составе группы был и флейтист, который играл также и на пайпах, но местами его партия терялась за стеной шума. Иногда у Тинтал получался медленный «романтичный» фолк-метал. Запомнилось, одну композицию спели вместе с фронтменом Тролль Гнёт Ель, появившемся на сцене в тролльской (в смысле, с ро́жками) шапочке зелёного цвета.

В целом, по-моему, получилось довольно шумно и напористо; но кое-в-чём, как ни странно, даже и понравилось, особенно если не «просто слушать» (что как раз было тяжело, тем более что метал я не люблю), но и пытаться как-то двигаться с толпой. 😺


Ещё выступавшие в перерывах ирландские танцоры — сосредоточенные какие 😺

Cuas

Наконец на сцену пригласили ирландских гостей Cuas, которые предстали перед с интересом на них взирающей публикой в составе квартета. Название коллектива, кстати, мне ничего не говорило; гуглится оно довольно плохо, не особо много можно найти и на youtube, чтобы ознакомиться с творчеством, — так что волей-неволей будешь здесь в положении tabula rasa. Но тем интересней.

Кстати, перед фестивалем я всё же послушал на youtube одну медленную композицию в их исполнении, где солистка красиво поёт под струнный аккомпанемент на ирландском, — но сразу подумалось, что с предполагаемым форматом мероприятия подобное исполнение, требующее от слушателя определённой доли сосредоточенности, всё же должно диссонировать. Кажется, эту же композицию они и исполнили в середине своего выступления, и многим, по всей видимости, действительно было тяжело переключиться с танцевально-расслабленного настроя. 😺 Но к вящей радости граждан, если одной лишь этой медленной композицией выступление и не ограничилось, по большей части, играли-то ирландские гости всё-таки именно подвижные танцевальные мелодии.

Так вот. При взгляде на эту четвёрку даже подумалось, что Cuas — чисто инструментальный коллектив, что немного ввело в недоумение, поскольку девушка, сидящая сейчас за ирландской гармошкой, в записи на youtube как раз пела. Музыканты со сцены смотрелись достаточно робко — такое впечатление, будто немного стеснялись собравшихся. А зря — приём был очень тёплым, по-моему.

Играли ирландские рилы (джиги — со сцены уточнили) с меняющимися ритмом и мелодическими фразами, под одобрительные возгласы и хороводы почтеннейшей публики. Дабы развлекающиеся хороводами не мешали слушать и смотреть выступление, пришлось прижаться максимально близко ко сцене. 😺

Впрочем, по первому впечатлению, вроде, ничего необычного: у тех же выступивших в начале мероприятия Lost Temple Brothers джиги с профессиональной т.зр. получались по-моему, не хуже. Более того, мне показалось, состав из четырёх инструментов смотрелся (точнее, слушался) слишком «минималистично»: партию гитары, на которой, помимо этого, держался и ритм, такое впечатление, было бы неплохо чем-нибудь поддержать: например, второй гитарой.

Ирландская флейта в руках девушки звучала достаточно низко — в принципе, тембр такой и должен быть. Музыкант в клетчатой рубашке держал в руках интересной формы концертину — кстати, на ней (разработанной в Британии и Германии в первой половине 19 в.) играют далеко не только ирландский фолк.

В целом, ребята достаточно зажигательно выступили, лично мне понравилось. Жаль, что времени на выступление им было отведено не так уж и много. Ближе к концу сыграли (в своих «кружевных» аранжировках) известную ирландскую маршеобразную мелодию Brian Boru’s March, посвящённую полулегендарному королю Ирландии, сражавшемуся против викингов. Мелодический рисунок здесь интересно перетекал из одного в другой; но — немножко попривередничаем — коль уж это марш, хотелось бы ещё и перкуссии: скажем, ритмов гулкого ирландского бубна бойрана. И вообще, больше бы традиционных ирландских маршевых мелодий, типа Óró Sé do Bheatha ‘Bhaile.

Тролль Гнёт Ель

Одними из хэдлайнеров фестиваля заявлены фолк-рокеры Тролль Гнёт Ель. Выступления этих питерцев мне уже доводилось видеть пару раз, притом последний — как раз в прошлом году, на этом же фестивале и на этой же сцене. И если сравнивать, по-моему, тогда я уловил со сцены больше собственно музыки и «фолковости», даром что народ так же водил хороводы.

А здесь же всё, по-моему, довольно быстро скатилось к шумовой вокально-инструментальной манной каше. 😺 Но это, кажется, ровным счётом никого не волновало: к тому времени уже изрядно разгорячившаяся алкоголем публика активно водила хороводы и слэмилась. Жаль, что на сей раз такой акцент (может, имело место какие-то накладки в звукорежиссуре?) — ведь в составе группы присутствуют скрипка и флейта, которые как раз и создают фолковый колорит. Кстати, барышня в балахоне, играющая на флейте, запомнилась даже не флейтой, а тем, скорее, что активно двигалась и «зажигала» на сцене.

Что касается публики, несмотря на то, что многие яростно водили хороводы и им было, в принципе, всё равно, под какую музыку этим заниматься, некоторые (особенно из числа забившихся в безопасный островок вплотную к сцене 😺), как мне показалось, всё же шли специально на концерт «троллей». И очень многие знали тексты песен наизусть, а некоторые вещи так и вовсе пелись хором вместе с залом. Что же до меня, не могу назвать себя особым поклонником этой группы, так что всеобщий раж я, скажем так, смог разделить не в полной мере. 😺

Под занавес публику ожидал сюрприз: «тролли», откланявшись, показали премьеру нового клипа на большом экране на сцене. Угадайте, какому празднику он был посвящён. Как поётся в старой советской комедии: «О любви немало песен сложено, я спою тебе, спою ещё одну» — так и здесь. 😺 Вообще, в исполнении «троллей» на сей раз прозвучало прямо даже неприлично много песен, так или иначе посвящённых Дню святого Патрика, да и начали они своё выступление аккурат с одноимённой композиции. Но клип этот (а заодно и сама песня) мне понравился, показался добрым, хотя и немного «хулиганистым».

В общем, впечатления такие: бо́льшая часть удовольствия от выступления, пожалуй, это возможность попрыгать и послэмиться на хмельную голову. Но поскольку я был к тому не особо расположен (и к алкоголю тоже, будучи весь фестиваль убийственно трезвым и, наверное, совершившим в этом смысле ошибку 😺) — так что не смог всё это дело оценить сквозь, так сказать, нужную призму.

Оркестр Волынщиков Москвы

Ведущий со сцены предостерёг публику от попыток разойтись после выступления предыдущих гостей сцены и заверил, что одно из самых зажигательных выступлений вечера произойдёт как раз сейчас, представив Оркестр Волынщиков Москвы.

Исполняли они, насколько я понял, как ирландские и шотландские традиционные мелодии, так и вещи собственного сочинения и авторских аранжировок. «Волынщики» гордо и без ложной скромности аттестовали себя со цены, ни много ни мало, как «самый охуительный оркестр» — и в принципе, в них получилось действительно яркое выступление. Настраивался сей СОО («самый о. оркестр» 😺) достаточно долго, но ребята, впрочем, просили почтеннейшую публику немного потерпеть, а фронтмен посулил таинственным голосом: «а после — будем жечь!»

В составе оркестра имеются не только собственно волынки (и конечно же, прилагающиеся к ним шотландские килты 😺), но и барабан, периодически раздававшийся гулкой перкуссией, электрогитара, благодаря которой, где оно требовалось, создавался роковый и метальный саунд, даже саксофон, который, в свою очередь, пригодился для импровизаций.

Начали с традиционного ирландских или шотландских ритмов. На сцене музыканты отнюдь не стояли неподвижно, как у меня на фото, а постоянно двигались, маршировали, ходили кругом и вообще всячески заводили публику, показав, ко всему прочему, довольно зрелищное шоу. В одно время объявили, что помимо ирландских и шотландских, в репертуаре есть и русские мелодии — но прозвучавшая следом была какой-то невнятной, как мне показалось. А вот что именно из «русского» запомнилось, так это их версия «Распутина»…

Короче говоря, «волынщики» действительно продемонстрировали, пожалуй, одно из самых ярких выступлений этого вечера. Притом, повторюсь, играли не только «традиционные» мелодии, но и каверы на известные «шлягеры» (как минимум, упомянутый «Распутин» Boney M.), а где-то ближе к завершению разродились чуть ли не импровизационным хип-хопом под саксофонную партию, который вполне пришёлся мне по вкусу. 😺

Trelligh

А вот выступление этих ребят из Санкт-Петербурга стало если и не эстетическим шоком, то, во всяком случае, сильно диссонировало с творчеством коллективов, выступавших на сцене до этого момента. Публика, казалось, в большей своей части уже успела разойтись, а вниманию самых стойких была представлена этно-электроника с живыми инструментами (флейта, аккордеон, саксофон) в исполнении трио (точнее, квартета — несколько позже к ним присоединилась вокалистка) Trelligh («Трели»).

Про эту команду ранее я ничего не слышал, и в принципе, если проводить какие-то аналогии, можно вспомнить московскую этно-электронную группу Волга. Тем более, что у «Трелей» тоже есть вокалистка, вышедшая на сцену в красном платье, и пела она тоже какие-то русские мотивы.

Открыли Trelligh своё выступление задумчивой инструментально-электронной композицией с налётом эмбиента. На протяжении выступления на фоне «расслабляющих» ритмичных электронных паттернов разливались партии флейты и саксофона, попеременно появлявшихся в руках музыканта-инструменталиста, стоящего за ноутбуком. Звучали, что называется, и танцпол-ориентированные композиции. Партия гитары, по-моему, была мягкой и по сути поддерживающей — упор в саунде делался всё же на электронику.

В целом, не совсем «моё» (равно как помянутая «Волга»), но послушать и потанцевать вполне можно, чем я и воспользовался. 😺 Мне этот стиль кажется серединка наполовинку; электронный саунд слишком лёгкий и слишком «абстрактный» — скорее, куда-то в сторону чилаута, нежели глубокого «рефлексийного» погружения. Кстати, я здесь говорю исключительно о том, что услышал во время живого выступления — со студийными работами группы я не знаком.

Кстати, забавна была реакция публики. Творчество коллектива, видимо, поняли не все и не сразу. Если по мне, так больше бы сочности, жёсткости и «технологичности» в электронном саунде, рваных ритмов и т.п. — а вот любители рока и метала (коих, думаю, было большинство), возможно, поняли бы больше ту же электрогитару. Плюс, видимо, сказывались усталость (вообще-то, фестиваль начался в 15:00, а на часах было около 11 вечера) и алкоголь — некоторые, я видел, уже прямо и спали на ступеньках и возле колонн. 😺 Как результат — где-то до середины выступления команда играла перед изрядно поредевшим залом; однако потом, тем не менее, народ постепенно подтягивался и пытался что-то изобразить на танцполе (иногда довольно интересное). «Фор хум хау», но лично мне такой расклад понравился — наконец-то можно было подрыгаться на танцполе более-менее свободно, безо всяких там хороводов и импровизированных коллективных джиг. 😺

В общем, если «волынщиков» можно назвать самым ярким выступлением, то Trelligh, пожалуй, самым удивительным (точнее, удивившим). Действительно, появление команды подобного профиля лично для меня, не ознакомившегося заранее с творчеством участников фестиваля и для которого имя Trelligh на афише не значило ровным счётом ничего, было своего рода неожиданностью, и неожиданностью приятной.

Резюме

Несмотря на то, что я вряд ли могу себя назвать поклонником творчества многих выступивших вчера команд, свою долю положительных эмоций от фестиваля я, разумеется, получил. Более того, открыл для себя (кого-то заново, кого-то — совсем внове) ирландцев Cuas, москвичей Lost Temple Brothers, москвичей же Оркестр Волынщиков Москвы, показавших драйвовое шоу, этно-электронщиков Trelligh из славного города Санкт-Петербурга.

Если в чём-то и разочаровался, то, пожалуй, в выступлении Тролль Гнёт Ель, которое было заточено под всеобщий сабантуй, — а вот послушать музыку совершенно не удалось.

Правда, такое впечатление, что для большего эффекта надо было (дабы дополнительно почувствовать, так сказать, синергию с остальными посетителями) пропустить-таки парочку стаканов хмельного напитка. 😺 Тем более, что попутно проводился фестиваль всякого крафтового пива. Однако, там были какие-то дикие очереди, а система дегустации — непонятная и путанная (нужно было сперва приобрести какое-то количество «фишек» или «крышек», которые потом обмениваются на стаканы пива, или что-то в этом роде).

И ещё — в целом, по фестивалю. Было, мягко говоря, мало собственно ирландских/кельтских команд. По залу кто-то носил «панкельтский» флаг — но кельтов, за исключением ирландцев Cuas, мною замечено не было.


Чем-то флаг Ингушетии напоминает, не правда ли? 😺

Кроме того, игралось крайне мало вещей, без которых не возможно представить себе ирландский фолк. Допустим, The Irish Rover и Whiskey in the Jar я услышал — но где же, простите, бойкая и имеющая большое символическое значение Oró Sé do Bheatha ‘Bhaile (кстати, в прошлом году она прозвучала)? Где же заводная Rocky Road to Dublin? Где Follow Me up to Carlow, Foggy Dew, Seven Drunken Nights, Johnny I Hardly Knew Ye, Join the British Army, The Auld Triangle… Продолжать можно бесконечно. Кажется, в прошлый раз мне повезло в этом смысле чуточку больше. Понятно, что фестиваль, по преимуществу, отечественных коллективов, так что я здесь не в упрёк. Но всё же, коль уж мероприятие посвящено ирландской культуре, хотелось бы и исполнения песен, ставших своего рода её визитной карточкой.

Запись опубликована в рубрике Концерт с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

+ 63 = 70