Вчера, 17 июня, на просторной московской площадке Stadium выступил норвежский электронный дуэт Röyksopp. Если не ошибаюсь, именитые «дождевики» («гриб-дождевик» — буквальный перевод с норвежского названия команды; этот образ, ко всему прочему напоминающий атомный взрыв, музыканты нашли в своё время привлекательным) в Москве уже второй раз.
Вообще, Норвегия знаменита не только своими живописными фьордами, скандинавским социализмом и высоким уровнем жизни (во многом, кстати, за счёт нефтедолларов — но тут вам, знаете ли, не там 😺), но и знаковыми музыкальными коллективами. Про Burzum и Ulver мы не будем, но в контексте нашего отчёта вспомним, например, об известных в наших широтах слащавых синтипоперах A-ha или успевших полюбиться «викингов» Wardruna, сыскавших у нас прямо-таки неожиданную популярность. Так вот, Röyksopp в этом ряду не исключение. Проект родом из тёплого, обласканного Гольфстримом города Тромсё (раз так в пять меньше по численности населения Мурманска), что на севере Норвегии. Где-то в начале 90-х друзья Svein Berge и Torbjørn Brundtland, тогда ещё подростки 12 и 13 лет, на волне популярности техно и будучи под влиянием местной андеграундной субкультуры, решили реализовывать совместные творческие планы. К концу 90-х, с выходом сингла So Easy, у них это получилось. Но впрочем, настоящий успех пришёл с полноформатным релизом Melody A.M. (2001), вышедшим на британском лейбле. Пластинка выстрелила очень здорово, притом разошлась хорошими тиражами по всей Европе. композицию Eple оттуда даже выкупила небезызвестная Apple Inс. для проигрывания при старте на одной из МакОсей.
Ну а дальше — больше: ротация и награды MTV (кстати, здесь сформировался ещё один фирменный штрих Röyksopp — «нескучные» видеоклипы), постепенное завоевание сердец поклонников в США; притом не только среди физлиц: композицию Remind Me с того же Melody A.M. взяла в рекламный оборот американская автостраховая компания, и не просто какая-нибудь, а вторая по величине в США.
Так в чём же секрет популярности? В основном, в их музыке, как это ни банально: ребята, не впадая в какие-либо крайности, свойственные тому или иному жанру, делают, в целом, довольно мягкий, по IDMовски «умный» электроклэш (иногда с лёгким дозволенным налётом меланхолии), который «цепляет» буквально с первых же тактов всех: в диапазоне от любителей попсы или какого-нибудь евродэнса до меломанов. Если для первых это интересная «нескучная» танцевальная музыка с качественным «форматным» вокалом, то вторые (имея в виду, конечно, что музыканты всё же ориентируются более на ухо массового слушателя) не могут пройти мимо профессионализма музыкантов, завораживающих сэмплов и экспериментов со звучанием: можно услышать и эмбиент, и синтипоп, и характерные ходы трип-хопа, и «чилаут» (но не «фанерный» или слишком абстрактный), и даже нойзовые вставки — и всё это будет, что называется, «к месту». Всё это в совокупности и обеспечило выход группы в массовый формат.
Формально оставаясь дуэтом, Röyksopp сотрудничает со многими вокалистками (и вокалистами): в их числе, например, шведская певица Robin, с которой они записали мини-альбом Do It Again (2014). Кстати, такой подход (с тесным сотрудничеством со сладкоголосыми вокалистками) чем-то проект Delerium канадского музыканта Била Либа напоминает, который тем самым делает его более дружелюбным ушам массового слушателя. А вчера в Stadium‘е они выступали в тандеме с ещё одной шведской исполнительницей (и по совместительству режиссёром шоу) Джонной Ли (Jonna Lee), с которой дуэт начал работать в концертных выступлениях в этом году — и по всей видимости, старт получился весьма успешный.
* * *
…Я немного опоздал, и перед входом обнаружил выстроившуюся огромную вереницу желающих попасть вовнутрь. К чести организаторов и сотрудников клуба, очередь «рассасывалась» достаточно быстро. Жалко только, внутри связь (интернет) работала откровенно плохо — видимо, помещение залегает слушком глубоко, или же стены слишком толстые. 😺 Кстати, не было ни одной разогревной команды (что, наверное, в минус) — публика покорно ждала выступления хэдлайнеров более часа. Помещение не было набито прям битком, но было достаточно плотненько (что меня, признаюсь, немного удивило). Тем более, для лета, когда все в отпусках и Москва пустеет; тем более, для стоимости билета в 2500 руб. 😺
Честно скажу, при всём при этом особого внимания ранее на Röyksopp я не обращал; сейчас, ex post, понимаю, что пару композиций я точно слышал ранее, однако исполнитель как-то в памяти не отложился (что, с другой стороны, неудивительно: название команды достаточно сложно запоминающееся для русского уха). Послушав накануне ряд их песен на youtube и Яндекс.Музыке, я нашёл услышанное достаточно привлекательным, чтобы возникло желание сходить и послушать их вживую. Тем более, следовало ожидать шоу, коль уж выбрана такая вместительная площадка. Ситуация в каком-то смысле похожа на ту, что я наблюдал с IAMX полтора года назад — я понятия не имел, что будет так много народу и что команда-то, оказывается, давно приобрела у нас культовый статус. 😺
Вышли на сцену Röyksopp в составе квартета: собственно основатели за диджейским пультом, пела в основном Джонна Ли, которую периодически сменял ещё один вокалист. Первое впечатление было примерно, пожалуй, то же, что и с помянутым выступлением IAMX: не полное соответствие саунда на лайве тому, что присутствовало на студийных работах, с урезанием каких-то существенных деталей. Т.е., я боялся, как бы вот это вот басовое бултыхание и дряблая картина саунда не вышла на протяжении всего выступления. Компенсирующаяся, впрочем, эффектным световым шоу и некой пафосной «олимпийской» подачей — но т.к. я больше «аудиал», то перспектива открывалась не самая радужная всё равно. Как только начали, у меня непроизвольно вырвалось: «а теперь… дискотека!» 😺 — подумал грешным делом, как бы ненароком всё не провалилось бы в тотально глупую поп-светомузыку. 😺 По атмосфере где-то даже retrowave-пати напомнило, на одной из которых мне доводилось как-то побывать и лучше б, пожалуй, я остался тогда дома. 😺 Апофеозом этого безобразия, крутящегося в сложном потоке моих впечатлений и ассоциаций, стало выступление вокалиста, который в приторной манере тянул высокую партию (композиция «Something In My Heart») — кому как, но мне показалось слишком уж в духе обычной поп-музыки.
Однако ближе к середине, как мне показалось, в саунде пошёл аппетитный драйв. Выступление, кстати, было «монолитным», композиции плавно (или не очень — в зависимости от коротеньких «микроинтерлюдий»: могли сшиваться как мягким эмбиентом, так и жёсткими сэмплами или ритмическим рисунком) перетекали одна в другую. Очень понравилось, как под мягкий, сотканный из зелёных лазерных лучей свет меланхолично полилась композиция Running To The Sea (в студийной версии исполняемая с вокалисткой Susanne Sundfør) с нового альбома The Inevitable End (2014). Звучание (как конкретно здесь, так и далее, в принципе) было неоднородным: в определённый момент кто-то из дуэта принялся бойко выстукивать ритм, саунд периодически перетекал из «сложного» в обычный дэнс-бит и обратно.
Следом шла тоже очень приятная What Else Is There? с альбома The Understanding (2005) — по-моему, наряду с предыдущей, это одна из лучших вещей в дискографии дуэта. Конкретно к этой композиции я накануне видел интересный клип с отрешённо парящей девушкой; здесь же она была подана по преимуществу, насколько помню, под синий свет лазеров.
Вообще, сложилось такое впечатление, что световое шоу (и в целом, «визуалка») было одной из существенных статей расходов музыкантов на это выступление: выглядевши со стороны профессиональным, оно гармонировало как с саундом (в т.ч. было выверено в соответствии с длительностью композиций), так и с телодвижениями музыкантов. Кстати, в один момент было впечатление, будто сцена, секунду назад охваченная разноцветным освещением, оказалась в каком-то белёсом тумане. Также — обратил внимание — музыкантами использовался аксессуар в виде широких лазерные очки с красным светом; кажется, в этот момент пошли более жёсткие низкочастотные упругие биты в саунде.
Местами Röyksopp, как мне показалось, звучали чуть ли не как Kraftwerk, местами (и непродолжительно) — чуть ли не нойзовым эмбиентом. А на последней перед бисом композиции, когда Джонна уступила лидирующий вокал, я услышал чуть ли не фьючерпоп с ибиэмными битами. А пока публика ждала выхода на бис, её радовал относительно негромкий нойзовый звук, чем-то напоминающий сирену скорой помощи. Не всем понравилось, некоторые закрывали уши — а зря, нойз, знаете ли, вполне себе респектабельный жанр музыки. 😺
На бис сыграли мелодичный электроклэш с мужским вокалом I Had This Thing c предпоследнего полноформатника The Inevitable End (2014). Кстати, я затрудняюсь сказать, солировал ли на сцене Jamie Irrepressibles (он же, кстати, на упоминавшейся Something In My Heart в студийной версии), или же был кто-то другой.
После (на следующей, по-моему, композиции) непродолжительные нойзовые сэмплы сменились приятным «подрагивающим» электронный саундом: даже такая ассоциация возникла, словно идёшь по полотну некой вибрирующей ткани, с каждым шагом упруго колеблющейся под ногами. Громкость нарастала крещендо, зал с удовольствием подпевал — я не сразу понял, что это Do It Again с последнего альбома, которую они записывали в тандеме со шведской исполнительницей Робин, работающей в жанре электропоп (собственно, такой композиция, в целом, и вышла, даром что пела Ли). Следом, помню, раздался гулкий электронный бас, как при землетрясении. Была, по-моему, ещё одна композиция (сложно было понять не только потому, что я плохо знаком с дискографией Röyksopp, но и потому, что выступление шло единым актом), но я помню, что были довольно жёсткие сэмплы и синкопические ритмы вперемежку с танцевальными, под которые с удовольствием пританцовывал (воспользовавшись тем, что часть рядом стоящей публики засобиралась в выходу, освободивши мне больше места 😺).
Резюме
В целом, того в точности саунда, того едва меланхоличного настроения, что я услышал в студийных работах и на который заранее настроился, пожалуй, вчера не было; но с другой стороны, музыканты сделали добротное профессиональное шоу и выдали разноплановый саунд, не лишённый динамики и изюминки, и конечно, танцпол-ориентированные аранжировки на радость публике (было бы странно, если б и не было). Я не могу сказать, чтоб был прямо в восторге от формата шоу (в т.ч. световой компоненты), но тут «на вкус и цвет»; к тому же, оно было хорошо скоординировано и в целом достаточно эффектно.
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.