Концерт группы Громыка в Москве (клуб IZI)

Вчера, в снежную субботу 10-го декабря, решил я посетить анонсированное выступление музыкального коллектива Громыка. Выступали петрозаводчане на сей раз на непривычной и доселе мне не ведомой московской концертной площадке IZI, что на Басманном переулке. Впрочем, на поверку это оказался более-менее обычный клуб, фактически в центре Москвы, с небольшой сценой, смонтированной для удобства обозревания (и обслушивания) происходящего расположившимися на двух ярусах посетителями.

Настроение у собравшихся en masse было беззаботное и дружелюбное; хозяев сцены привечали, как водится, громким аплодисманом и одобрительным гулом, даром что долгожданный квинтет появился на сцене уже в девятом часу (анонс мероприятия был на 19:00).

Лично я не видел «Громыку», кажется, с прошлого года. С этих пор они не прекращали концертную деятельность, попутно успевши сменить несколько концертных менеджеров и одного барабанщика (впрочем, квинтет остался квинтетом). Что̀ в них цепляет среди сонма отечественных коллективов: ну, во-первых, в лирике — это милая абсурдистика, игра словами, слогами, ударениями, уходящая корнями, не побоюсь этого слова, к дадаизму и русскому авангарду начала прошлого века. Причём это не пустые знаки ради знаков: за словесным жонглированием подчас угадываются социальные или даже политические сюжеты, кои — когда более, когда менее удачно — затрагиваются как бы по касательной, с добрым, улыбчивым намёком. Кстати, фронтмен — обладатель колоритного баритона и по совместительству укротитель ксилофона, металлофона и прочих стукающих и звенящих инструментов Максим Валерьевич обмолвился со сцены, будто некоторые стихи Громыки включаются в поэтические сборники, — что ж, вполне заслуженно.

Во-вторых, в музыке — базовое динамичное ро́ковое звучание уживается с полновесными своеобычными электронными темами (каждый раз очаровываешься магией стилофона, коим руководит бессменный Павел Фролов). В каком-то смысле это тоже авангард, стилистика этакого музыкального faux-naïf, намекающая на «игрушечность» и «понарошечность» саунда, этакую нарочитую несерьёзность (на что работают и тексты). Ежели пытаться разбираться, перед нами стилистическая мозаика из синти-, «инди», электронного рока, краутрока, в конце концов просто «рока». Впрочем, целью тут не высоты инструментальной виртуозности или жанровый пуризм, а передаваемое через привычные (или не очень — в конце концов, тот же деревянный ксилофон как часто можно в наше время услышать вживую 🙂) музыкальные формы настроение.

Ну и конечно, нельзя не отметить взятую на вооружение стилистику брежневских времён, с ламповыми ностальгическими интонациями. Подаётся она, кстати, тоже как бы по касательной: не с пролетарской прямотой, а через образ грозного, но элегантного «господина нет», Андрея Громыко. Вывешиваемый на каждом концерте портрет знаменитого дипломата неизбывно смотрит на нас загадочной улыбкой Моны Лизы, практически по-отечески. На сей раз, правда, он сделался местами умеренно подвижным и чуть «молодёжно-кислотным» (впрочем, на фоне каноничнаго для каждого советского человека ковра — так что простительно 🙂).

Сейчас, глядя из конца 2022-го года, на мой взгляд, эффект новизны от подобной презентации за время концертной деятельности несколько поблёк. Однако Громыка вполне успешно продолжают творчество. В настоящее время на счету коллектива уже 7 альбомов, последний из которых, «Мир да Любовь» (2022), петрозаводчане вчера и презентовали (практически с колёс — вышел в первой декаде декабря). Будет уместным сообщить, что автор сих строк «в лучших традициях» студийные записи не слушал, так что о впечатлениях будет судить набело, исключительно по услышанному со сцены. 🙂

Начали концерт с алаверды публике сердечной теплотой — звучит «Сердца частица» («Публика хочет знать»). Да, это с альбома «Нашатырь» теперь уже далёкого 2017-го года — но логично открывать мероприятие с чего-то узнаваемого. А впрочем, «разогрева» как такового и не требовалось — публика была очень доброжелательна с самого момента выхода на сцену, даром что лицо фронтмена было поначалу несколько напряжено.

А выступления Громыки по факту и не зацикливаются на каком-то одном альбоме — в формате их концертов песни разно- и вполне себе равносочетанны. Однако анонс, что называется, обязывает, и песен из «Мира да Любви» звучало действительно больше, нежели чем откуда-то ещё.

«Связать и доставить в Москву» была встречена также очень тепло. Тем паче что композиция весьма ярко и лапидарно характеризует русский политический стиль; люди, полагаю, это чувствуют если не сознанием, то на уровне подкорки, отчасти потому песня и находит живой отклик. 🙂

А такие полюбившиеся композиции, как «Пушкин» или «Паустовский, Бианки, Пришвин», — это в принципе визитная карточка Громыки. Апеллирующие к народной стилистике, звучащие широко, распевно и действительно как-то по-родному. И к тому же, дающие возможность подвигаться.

Собственно презентация нового альбома открылась композицией «Северный Потоп» (именно «потоп», но всё прозрачно 🙂). Притом со сцены фронтмен обмолвился, что она была написана в 2021-м году, — получается, к знаменитому сентябрьскому потопу труб «Потока» отношения не имеет. Вот она, провидческая сила искусства! 🙂

А звучит, признаться, тяжеловато; на сей раз с воздушными проигрышами стилофона соседствуют прямо непривычно мощные и оттягивающие на себя гравитацию саунда риффы бас-гитары. Монументальность подчёркивается маршеобразными декламациями в стиле «Северный потоп — раз-два», как бы отзывающимися эхом у публики по принципу рефренов из «Тестостерона». Надо сказать, этот явный хард-роковый перекос далее сохранится на протяжении чуть ли не всего выступления.

Интересно, Максим Валерьевич на сей раз периодически обращался не только к привычным ксилофону и металлофону (о которые даже пару раз сломал палочки 🙂) — в арсенале Громыки появился новый хитрый интерфейс, при ударе отзывающийся мягким стуком с реверберацией.

Несмотря на отчётливые роковые риффы в основании, весьма понравилась подвижная, сравнительно лёгкая и танцевальная «Наше родное кенгуру». Однозначно, одна из жемчужин альбома, имеет все шансы занять достойное место на последующих концертах. Психоделический твист — это вот оно. Дело не только в фирменной громыковской абсурдистике — ведь обозванный «родным кенгуру» заяц — это, можно сказать, русское архитипическое животное. Можно подозревать, равно как и кенгуру для австралийцев. 🙂 Разумеется, смысл песни каждый может выуживать на свой лад, словно кролика (зайца) из шляпы, вплоть до политического контекста. В том и магический объём подобных текстов.

«Настала зима» — по контрасту степенная композиция; тоже украшена запоминающейся яркой и как бы разносящейся эхом партией стилофона на фоне всё тех же ро#&769;ковых риффов. Как мне показалось, тональность композиции в целом долженствует отражать трагизм текущих событий; в ней (или на фоне неё) возникают и исчезают сюжеты, образы, времена года. Впрочем, торжественный тон всё же оставляет позитивные надежды.

Антарктида» — здесь будто обрывочные отсылки к образу Труффальдино (типаж из итальянской комедии, который «и вашим, и нашим и поём, и пляшем»), к Буратино, к Кландестино (собирательный образ нелегала из старой песни Manu Chao?). Признаться, слов было не особо разобрать, но намёки, пожалуй какие-то такие. А в плане саунда, увы, слишком, слишком тяжело.

«Не ходи на площадь» — грустная ирония про наши политические реалии и «атмосфэру» в целом. Песня в таком элегическом ключе, довольно вдумчивая. Отчасти обёрнутая в назидательный тон этакого дедушки (скажем, незримого героя «Говорил я вам», только гораздо более грустного); который, впрочем, и существует для того, чтобы пропускать мимо ушей его сентенции и делать наоборот. 🙂

«Так дальше нельзя» — прозвучавшая в пандан к предыдущей, но стилистически мне понравившаяся куда меньше.

Закончили презентацию новой работы исполненной пугающего оптимизма «Мы сделаем вас счастливыми».

С одной стороны, здесь всплывают понятные ретро-футуристические аллюзии на «Отроков во Вселенной» (1974), а с другой, почему-то вспоминается распевный, монотонно-торжественный возглас священника во время ектении «миииир всееееем!» (кто бывает в храме хотя бы на Пасху, наверняка помнит). Всё-таки, несмотря на иронию, песня получилась с добрым посылом. Определённо чувствовались некоторые стилистические реминисценции на Н.О.М. Завершилась композиция под умиротворяющий стук постепенно затухающего металлофона.

Далее сыграли «Питекантропа» с альбома 2020-го года «20000 Лет под Водой» — песня, надо сказать, достаточно тяжеловесная и колкая, но не лишённая этакого мрачного обаяния; с рефреном в виде подымающихся полутонов, который предлагается самостоятельно вокалировать публике (к её удовольствию, надо сказать, даром что тональность немного низковата 🙂).

На моменте исполнения весёлого и доброго «Мужчины моего начальника» подумалось между делом, как же тепереча спокойно играть такие песни в свете известных запретительных законов. Впрочем, остаётся разве что уповать на меру испорченности самого слушающего.

«Говорил я вам» — желанный духоподъёмный гимн с фирменными интонациями, без которого не обходится ни один концерт Громыки.

А вот непривычный сперва «Артём» — с текстом, противным чисто физиологически (воздушно-капельно 🙂), — как-то со временем «настоялся» и умудрился сделаться любимцем публики. До такой степени, что название этой песни активно скандируют, — да, эстетический эффект может быть довольно неожиданен. Народ традиционно с удовольствием пускал под него мыльные пузыри — в самом деле, зачем они ещё нужны-то. 🙂

По итогам

Короче говоря, не прекращая творческий путь, Громыка определённо остаются собой, пронося с момента своего образования в 2014-м году более-менее тот же стилистический импульс, живой и тёплый.

Что же до презентованной новой работы «Мир да любовь», тут у меня двоякие впечатления. Нельзя не заметить откровенный, вольный или невольный, перекос в сторону тяжёлого гитарного саунда. Не упомню, чтобы, в частности, бас на прошлых выступлениях столь выделялся, не оставляя местами никаких компромиссов, вплоть до слома привычного баланса между электронным и гитарным саундом, который Громыка старались всё-таки выдерживать. В общем, судя исключительно по услышанному: несмотря на наличие отдельных удачных и радующих ухо ходов (та же песня про зайца или про не ходи на площадь), в целом, новый альбом выглядит перетяжелённым и местами даже скучен. Возможно, кстати, какой-то вклад внёс дизайн звукорежиссуры, что гитары слишком выделялись, а вокал время от времени оказывался несколько задвинут.

Жалко, хотя и объяснимо, старые песни типа «Водоканала», «Сербия-Хорватия», «Метание Копьём» и др. не влезли в хронометраж. Отдельно пожалел об отсутствии грустно-элегичного танго «Мотыльки» — эх, было бы в пандан к падающим и кружащимся хлопьям снега.

Ну и любопытно, что присутствовала публика самых разных возрастов, включая детей. Не только тех, кого просто не с кем оставить, — в толпе были и явно школьники, пускай и немного. Что даёт некоторые догадки о предпочтениях современной молодежи и позволяет лишний раз думать о ней несколько менее шаблонно и более, что ли, стереоскопично. 🙂

Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

4 + 2 =