Мини-фестиваль XMAS SYNTH FEST 2020

В минувшее воскресенье, 27 декабря, в гостеприимном «Китайском Лётчике Джао-Да» состоялся неожиданный — во всяком случае, для меня, узнавшем о мероприятии в самый последний момент — подарок любителям электронной музыки: фестиваль XMAS SYNTH FEST 2020. Мероприятие было приурочено, как можно догадаться из названия, к т.н. католическому Рождеству.

Увидев на афише «БИО», я особо долго не раздумывал. Более того, фестиваль открывали (и организовывали) ветераны отечественной электро-индустриальной сцены, москвичи Holocoder, случай побывать на выступлении которых наконец-то представился.

HOLOCODER

Увы, ни на одном мероприятии, ни на одном тематическом фестивале видеть эту команду мне до сих пор, кажется, не доводилось. Что ж, лучше поздно, чем никогда. 🙂

Буквально один информационный абзац. Зародившись в Кирове, проект успешно существует на отечественной (пост-)индустриальной сцене аж с 2002 года. Holocoder более-менее регулярно даёт концерты в российских городах и, судя по тем же альбомам и клипам, постоянно находится в живой творческой струе. В копилке у проекта уже 6 полноформатных релизов, притом последний (крайний), Арктика, «воспевающий мужество первооткрывателей Русского севера», вышел из-под пера в начале уходящего 2020 года.

Когда я подошёл, ребята уже какое-то время играли. На сцене они предстали в составе дуэта (более-менее классический состав для EBM-команд в принципе): фронтмен и вокалист Сергей Коротаев и стоящий за пультом и этажеркой с интерфейсами Alex Sect.

Вокруг сцены собралось какое-то количество народу, и многие достаточно активно танцевали.

Не двигаться под бодрящие электро-индустриальные паттерны было в самом деле сложно. С другой стороны, несмотря эту подчёркнутую «танцпольность», каким-то скучным или плоским услышанное не показалось: при всём брутальном сценическом образе команды, саунд выдавался более-менее ровный и мелодичный.

В основе — ритмичный среднетемповый EBM с привносящими жёсткости и «перцу» сэмплами. Местами проскакивали нотки «маршиальности» — в какой-то момент даже поймал себя на реминисценциях на выступления австрийцев Nachtmahr; только у последних, конечно, театральных жестов обычно куда больше. 🙂

Тексты песен звучали как на русском (кстати, русская лирика придаёт проекту свою изюминку), так и на английском. Если пытаться здесь сравнивать с другими проектами в стиле EBM/дарк-электро/аггротек, насколько я смог услышать, Holocoder не поют про романтическую любовь, перверсии, селф-харм и прочий суицид. Тут на первую полосу выходит социально-философская проблематика.

Манера вокала фронтмена — больше, как мне показалось, в духе отрывистого интонирования и мелодекламаций, вполне гармонирующих с общей концепцией.

Возможно, схожую стилистику предпочитает немало электро-индустриальных команд, но ребята произвели исключительно приятное и даже восторженное впечатление. Определённо у Holocoder присутствуют запоминающийся образ, напористый зажигательный саунд и живая энергетика, прекрасно передающаяся публике. Во всяком случае, лично я смотрел выступление с удовольствием.

Одно жаль — парням пришлось тянуть на себе бремя первых выступавших, и прям с порога окунуться в генерируемый со сцены вайб традиционно не всегда просто (тем более, если опаздываешь 🙂).

THE QUINSY

Если про предыдущих хозяев сцены краем уха я что-то да слышал, то существование трио из славного города Санкт-Петербурга The Quinsy как-то полностью обходило меня стороной. Разве что по «аппетитному» названию можно было догадаться об уклоне в панковую стилистику. 🙂

Представ перед микрофоном, ребята аттестовали себя панк-рокерами и психоделами (в смысле, исполнителями психоделического рока). Почему-то показалось, что подобный эклектичный коктейль будет смотреться так себе — однако, забегая вперёд, я был приятно удивлён!

С первых аккордов саунд, признаться, впечатления не произвёл, показавшись, во-первых, довольно «рыхлым» по фактуре, а во-вторых, концептуально немного странным. В смысле основного акцента: вроде бы на сцене две гитары, а доминирует всё равно электроника.

Впрочем, по ходу выступления в этом смысле поддерживался, так сказать, динамический баланс, и гитарной компоненты выдавалось достаточно, притом весьма яркой.

То же и с вокалом: сперва думаешь, что лидирующая партия — за фронтменом, однако басистка со своей артистичной манерой частенько перехватывала инициативу.

Короче говоря, стороннему наблюдателю в моём лице было тяжеловато въехать на нужную волну с первого раза. А синкопированные ритмы и «неровность» саунда, казалось, только мешали.

Однако The Quinsy оказались коварными ребятами. По мере выступления как-то незаметно, исподволь втягиваешься во вроде бы «не совсем твою» музыку; начинаешь сперва пританцовывать на месте, а потом и вовсе готов отдаться доносящемуся со сцены вайбу и идти чуть ли не слэмиться. 🙂

Кстати, некоторые из числа публики в этом смысле не сдерживались, несмотря на сравнительно небольшое пространство у сцены. Честное слово, эмоции, выливающиеся в активные телодвижения, были вполне понятны и органичны. 🙂

Дело здесь, подозреваю, не в жанре как таковом, даром что в имидже панков — в плане той же сценической экспрессии — ребята выглядели вполне органично. Скорее, в самом заразительном импульсе, драйве, в исступлении в хорошем смысле этого слова.

Между прочим, иногда со сцены доносился вполне себе типичный пост-панк, а иной раз дело доходило чуть ли не до ритмичного EBM. Думаю, эта разноплановость выглядела сильной стороной The Quinsy.

Своего рода кульминацией явилась прозвучавшая «Выпить пива с королевой Хэллоуина» (какой-то такой рефрен) — вроде странноватый текст, но звучало с такой, простите за штамп, ураганной энергетикой, что не возможно было не подпевать или не двигаться в такт. 🙂

На сыгранной следом композиции, которую представили кавером на песню какой-то отечественной команды, лидирующий вокал вновь вязла на себя басистка. Накал и драйв здесь не исчезли, просто немного трансформировались — в целом, звучало завораживающе и месмеритически. Такое впечатление, это была чуть ли лучшая композиция с женским вокалом у The Quinsy.

Короче говоря, The Quinsy предстали весьма любопытной, своеобычной командой, со своей изюминкой и сценической харизмой. Ребята наглядно показали, что намешивать тонкую психоделию на отвязанную стилистику панк-рока очень даже можно — и это будет резонировать.

thewalkingicon

Не буду лукавить — и про этот московско-калининградский дуэт ранее я также ничего не слышал. Хотя совсем уж новичками thewalkingicon не назвать — на сцене они уже пятый год.

По сравнению с предыдущими выступавшими роли здесь расставлены куда более чётко: вокалистка Саша Ремпель, танцующая сцене в стиле восточного belly dance, и стоящий за пультом и бас-гитарой Дмитрий Осипов с колоритной бородой, в полном ведении которого находился саунд.

Забавно, для меня здесь получилась обратная ситуация: честно говоря, я заранее настроился, что саунд и образ команды в целом зацепят. Тем более, у обоих артистов за плечами, насколько я понимаю, работа в готических и индустриальных проектах.

Однако ж нет — услышанное показалось слишком, на мой вкус, с «электропоповым» уклоном и без пикантного тёмного привкуса.

Хотя, разумеется, технически всё было вполне профессионально. И более того, манера вокала местами создавала аллюзии на стилистику ethereal / heavenly voices, приправленную электронным скандинавским «инеем».

Я честно старался, и кое-где удавалось-таки ловить волну — на тех композициях, где односложные ритмичные электронные паттерны делались вдруг ярче и сочней. Но таких композиций, увы, было не так уж и много.

Так что творчество thewalkingicon, паче чаяния, оказалось немного не в моём вкусе.

БИО

К моменту выхода на сцену долгожданных БИО («Биоконструктор») народу в зале как-то заметно поредело. Видимо, многим с утра надо было на работу — и это вроде бы можно понять. Но что-то мне подсказывает, это утешение вряд ли полное: скорее, преданных ценителей красивой техноромантики в наш циничный век, к сожалению, осталось не так много. 🙂

Образовавшись в далёком 1987 году и пробивши тернистую дорогу к сердцам слушателей, пионеры техноромантики по настоящее время активно дают концерты и вовсю занимаются студийной работой. Так, помимо переиздания старого материала, в этом году из-под пера БИО на московском лейбле ScentAir Records вышла совершенно новая работа «Криптоцивилизация«. Которой, насколько я смог заметить, и была посвящена бо́льшая часть сет-листа. Кстати, автор сих строк с новым альбомом пока не ознакомился, так что услышанное со сцены большей частью было внове.

Предстали БИО на сей раз в составе дуэта: бессменный участник и фронтмен, композитор, музыкант и по совместительству обладатель техноромантического баритона Александр Яковлев и вокалистка и клавишница Ольга Восконьян.

В прошлый раз, кстати — на концерте в клубе «Вермель» в октябре месяце, — состав «БИО» был пошире. Осмелюсь предположить, что в составе дуэта группа предпочитает выступать под брендом «БИО», а в расширенном — как «Биоконструктор». 🙂

Начали с довольно динамичной композиции с жестковатой электронной аранжировкой (в припеве фигурировало слово «контроль», но вроде и не «Контроль над движением»). В очередной раз подумалось, насколько всё-таки удачно ярлычок «техно-поп» (в качестве обозначения жестковатого и более технологически проработанного синтипопа) описывает услышанное.

Следом на публику обрушилась тревожная Пустота, тоже в стилистике жестковатого, степенного синти-попа. «Светят звёзды мимо» — в одной лишь этой фразе бездны экзистенциального отчаянья. 🙂

Повторимся, в отличие от помянутого октябрьского выступления, на сей раз было сыграно много совершенно новых композиций. Из первого же всплывающего в памяти — очень понравилась «Манипуляторы — робосистемы«: и по умному меланхоличному саунду, и по концепции. Весьма напомнило мне любимых The Rorschach Garden.

Маршеобразная «Звёздный крейсер «Солнечный» содержала «тёплые ламповые» реминисценции то ли на «Прощание славянки», то ли на какую советскую песню и в целом отсылала к популярным идеям научно-технического прогресса во благо человечества. Композиция вроде бы с «солярным», как сказал бы какой традиционалист, нарративом — однако сложно не уловить иронично-экзистенциальные нотки про то же «безбрежное ничто» и нелепость всех этих пафосных идеологических конструкций. 🙂

Какая-то композиция из нового материала, помню, показалась излишне уж депрессивной. 🙂

Вообще, судя по сет-листу, БИО, сохраняя фирменные тревожно-экзистенциальные и техноромантические интонации, на последнем альбоме звучат, пожалуй, ещё более мягко, более романтично и в целом выглядят более зрелыми.

Короче говоря, чудесное было выступление. Жаль, совсем не осталось времени на «Гравитатора» и версию «Биоконструктора» с забавным припевом «экзистенция проста — каждый ответит за себя».

В финале Ольга Восконьян по просьбам собравшихся исполнила «Обруч золотой» — вышло поистине «эфирно» («этериально») и космически.

Эпилог

В общем, прекрасный получился мини-фестиваль, более чем достойное завершение выходных для ценителей «тёмной» электронной музыки. Все выступавшие оказались приятным открытием: Holocoder, The Quinsy и БИО (в плане презентации новой работы). Последние, несмотря на поредевшую под финиш публику, были поставлены хедлайнерами совершенно не зря. Не совсем срезонировало разве что творчество thewalkingicon, но возможно, это тонкости первого знакомства. 🙂

Запись опубликована в рубрике Концерт с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

13 − = 11