«Игра в кальмара» — сказка в хоррор-декорациях

Посмотрел, кстати, ту самую «Игру в кальмара«. Не скажу, где нашёл (в этом смысле вообще не заморачиваюсь: что Гугл первым выдал, то и смотрю 🙂), но вариант был на оригинальном корейском с английскими субтитрами.

Композиционно сделано, конечно, в лучших традициях пошлого маркетинга: каждый раз сюжет (даром что логически более-менее завершённый) прерывается на самом интересном месте, и хочется бегом бежать смотреть следующий эпизод. Но возможно, это канон формата в принципе — так-то я не особый фанат сериалов.

Очевидное соображение: право слово, не стоит сетовать на жестокость и треш — ведь кино всё же в определённой степени национальное*, азиатское (простите). По сути, хоррор там не может быть не вшит, так что стенания всяких «снежинок» по этой части смело отбрасываем. Надо всегда держать в голове эту специфику. Это во-первых.

Во-вторых, оно излишне, пожалуй, гладкое и патетическое одновременно. Сюжетные линии — с поправкой на помянутый треш — даже по-детски наивны, до пошлоты. И это нас, взрослых (европейцев), УМИЛЯЕТ — хотя казалось бы, постоянно мелькающая картинка с убийствами и расчленёнкой должна бы вызывать обратный эффект. Предельно прозрачные (фактически, ходячие ролевые модели) персонажи, сценарий, сам нарратив, даже темп — будто дети листают красивую книгу, написанную взрослыми дядями, со всегда предсказуемым хэппиэндным финалом (плохие/алчные должны непременно сгинуть, а «с добрым сердцем» — взять приз).

Зритель же, которому как бы самому предписывается место тех самых VIPов в масках, наблюдающих за игрой словно в паноптикуме, натыкается в конце концов не столько на игровую, сколько игрушечную возню. А это накал и азарт, за которыми они вроде бы пришли, как раз убивает.

Что касается «глубинных» подтекстов и контекстов… Социальная проблематика как таковая идёт, по-моему, абсолютно незаметным, будничным фоном, а то и носит тонкий специфический характер (типа тех же помянутых отношений между «северными» и «южными» корейцами). Западный капитализм, который на местной корейской почве оборачивается подчас трагической изнанкой, по сценарию разрушающей семьи и толкающей людей на страшные вещи, если присмотреться, на деле никакая не проблема, а естественные декорации, «условия среды», критиковать которые всё равно что критиковать воздух, которым мы дышим.

Какой-то особенной философско-психологической проблематики тут также зрителю не предъявляется (да и откуда бы? формат совсем не тот) — но всё же подсвечена механистичность и глупость вшитых в нас паттернов поведения. О которых всё равно ведь всерьёз никто не задумается и тем паче не будет всерьёз корректировать. Да и зачем — они же вштые. Разумеется, на фоне стандартных манифестирующихся практик всегда проклёвывается индивидуально-хара́ктерное начало: в выборке всегда будут откровенные подонки, равно как и всегда найдутся люди с добрым сердцем, в любых экстремальных обстоятельствах («экзистенциальных ситуациях») чувствующие чуть лучше и тоньше, рефлексирующие и соизмеряющие своё поведение с моральными a priori, — но это не секрет, они всегда есть. И это тривиально.

Короче говоря, любого вида «вумная» критика и хоть сколь-нибудь въедливая рефлексия в данном случае не по адресу. И это отнюдь не недостаток. Ведь сценарий и картинка каким-то магическим образом удерживают зрителя, местами даже «держат в напряжении» — наблюдать за сюжетными нитями (и даже успевать читать при этом английских текст на субтитрах 🙂) совершенно не надоедает.

* вплоть до того, что сценаристы не смогли пройти мимо проблематики Южной и Северной Корей

Запись опубликована в рубрике Кино с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатию "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.