Вчера, 16 февраля, на сцене примелькавшегося уже клуба (точнее, концертной площадки) Театръ, располагающегося ныне в районе некогда знаменитой «Горбушки», выступил весьма небезынтересный альянс Coma Alliance, участниками которого являются фронтмены известных, полагаю, каждому (в смысле, имеющему хоть малейшее представление о готической субкультуре) немецких проектов Diary of Dreams и Diorama: Адриан Хейтс (Adrian Hates) и Торбен Вендт (Torben Wendt).
На Западе, кстати, такое принято называть супергруппой. Если, конечно, речь о звёздах — а у нас тут, простите, готика! 😺 Но как бы там ни было, для своей — пускай и не такой масштабной, как у поп-звёзд — аудитории Coma Alliance действительно в полном смысле слова готическая супергруппа, так что будем использовать этот термин без зазрения совести.
Хотя, скорее, это больше похоже на дружеский альянс: ведь строго говоря, герр Хейтс никогда не отказывался от помощи Торбену. По сути, он же в далёком 1999 году если и не полностью «поставил на лыжню» проект Diorama, то приложил немало усилий, чтобы детище Торбена вышло в свет, спродюсировав и выпустив на своём лейбле Accession Records альбом Pale, обратив тогда всеобщее (ну, с учётом масштаба аудитории шварце-сцены, притом сначала германского крыла) внимание на творчество Торбена.
Да что и говорить — Diorama до сих пор выпускает свои, уже ставшие известные и практически всегда хорошо встречаемые публикой, релизы там же. Впрочем, всё вышесказанное нимало не умаляет талантов фронтмена Диорамы — напротив, на мой взгляд, это прекрасный пример западного подхода к сотрудничеству, когда реализуется стратегия win-win.
А в ноябре прошлого года оба музыканта решили, с позволения сказать, оформить свои творческие отношения официально и выпустить в рамках проекта, получившего название Coma Alliance, совместный релиз Weapon of Choice (2018). Угадайте, кстати, на каком лейбле вышла работа. 😺 Но конечно, стилистически Diorama и Diary of Dreams — проекты хотя и близкие, но всё же разные, каждый из них интересен по-своему. (Помню, будучи школьником, мне больше нравилась Diorama.) Тем более интересно посмотреть, куда выведет их совместная работа.
Правда, я, обленившись уже настолько, что в последнее время слушаю музыку исключительно на концертах да фестивалях, до сих пор не послушал альбом и не могу его оценить по этой уважительной причине 😺 Но промо-клип Royd, впрочем, посмотрел, и помимо музыкальной составляющей положительно отзовусь и о режиссёрской работе. Судя по отзывам, работа в целом получилась любопытной, вполне в духе обоих проектов, хотя ничего особенно прорывного там вроде и нет.
А уж лицезреть на сцене одновременно оба (а точнее, аж три!) проекта одновременно показалось идеей, как минимум, неплохой. Да и ценник в 2 тыс. рублей за такое удовольствие показался более-менее адекватным. Единственное, что немного смущало, после пятничного разнузданного концерта Горана Бреговича слушать «унылую готику» как-то не совсем улыбалось, но, забегая вперёд, по уровню драйва и счастья вышли вполне сопоставимые мероприятия, насколько их вообще можно сравнивать. А пожалуй, Альянс понравился и поболе.
* * *
Подойдя к воротам клуба, обнаружил вокруг совершенную пустоту. Обычно народ там так или иначе стоит, выходит покурить и пообщаться, — а тут совсем никого. Стало быть, самое худшее для меня, опоздавшего минут так на 20 (официально старт выступления был запланирован на 20:30), сбылось: группа начала выступать вовремя! 😺 Ну, практически: на охране сказали, что минут 15 точно уже на сцене.
В зале было довольно плотненько, чего я не особо ожидал, если честно. Во-первых, размеры помещения основного зала, где проходило выступление, сами по себе немаленькие, ну а во-вторых, российская экономика, как известно, хорошо себя чувствует только на бумаге, а реальные доходы населения — падают (вместе с желанием тратить лишнюю копейку). Тем более, как ни крути, музыка-то достаточно нишевая. Так нет же, нет! Людей было довольно много. Совершенно не сравнить с количеством присутствующих на недавнем концерте известных мастеров итальянского андеграунда Ain Soph, выступавших перед аудиторией в несколько раз меньше.
Так вот. Со сцены я услышал типичный для проекта Адриана степенный, вдумчивый дарквейв; саунд здесь вроде ничем особенным не выделялся (ну или по заставшемуся мной фрагменту композиции не удалось в полной мере расслышать), зато прекрасно сгодился для первого погружения в творимую музыкантами саундсферу. Выступали Coma Alliance, кстати, в составе квартета: помимо фронтменов, на сцене присутствовал довольно харизматичный гитарист и музыкант за пультом.
Следующая композиция прозвучала заметно посочней, местами ближе к EBM с характерными динамичными электронными битами в основании; в саунде присутствует отчётливо различимая гитарная компонента, но как бы едва-едва, совершенно не мешая и гармонично сосуществуя с электронной канвой. И кстати, присутствующий на сцене гитарист и сам Адриан, периодически бравшийся за свою гитару, полностью гитарным саунд нигде не сделали, найдя необходимую алхимическую пропорцию, — а если совсем откровенно, электроника и клавиши, безусловно, преобладали. За что музыкантам огромное спасибо — а то ж опыт заигрывания с металом у DoD имеется, как минимум, на один альбом (приснопамятный Grau Im Licht).
Следом сыгранная среднетемповая композиция в минорной тональности, как мне показалось, дала проявиться вокальному таланту Адриана: его мощный низкий голос эффектно прорывался сквозь саундсферу. Кроме того, сам он отнюдь не молча стоял у микрофона, двигался и пританцовывал — настолько, насколько под такое это вообще возможно делать: тяжёлый и требовательный к рефлексии дарквейв всё же не EBM-дискотека. 😺 Публика, кстати, реагировала буквально на любой его жест очень тепло.
На следующей роль лид-вокалиста взял Торбен; его вокал вокал — помягче и поинтимней, что ли. Кажется, здесь больше динамики. Саунд хотя и можно обозвать фьючерпоповым, но он, во-первых, довольно жестковат, а во-вторых, довольно не глупый, хотя и с опорой на танцевальные биты.
Дальше инициативу перехватил Адриан, и со сцены умеренно-танцевальным минором прозвучала композиция DoD Endless Night. После чего Адриан оставил микрофон и взял в руки свою фирменную гитару интересной компактной формы, уступив роль лид-вокалиста Торбену. В итоге получился немного утяжелённый саунд (с электронными битами в структуре), как обычно, требующей рефлексии (даром что пританцовывать прекрасно получалось).
Далее Адриан объявил, что сейчас московской публике будет впервые представлена песня из далёкого 1996 г., из репертуара Diary of Dreams (Retaliation, если я угадал 😺 — а альбом, соответственно, End of Flowers) — и после очередной заслуженной порции оваций зазвучала приятная динамичная композиция. Атмосфера здесь заметно более лёгкая, как будто лучи солнца пытаются пробиться из-за навеса плотных туч. Отмечу игру Торбена за синтезаторами, привносящую вклад в атмосферу.
Далее, если не ошибаюсь, сыграли композиццию собственно из репертуара Coma Alliance: минорный «медляк» с отчётливой гитарно-шершавой компонентой в саунде. Впрочем, мне понравилось.
А вот на следующей, довольно любопытной (вновь солировал, кстати, Торбен), электронный саунд я бы охарактеризовал как «крадущийся». 😺 Можно такое и «дарквейвом» назвать — в том смысле, что не впихивается толком ни в какой в жанр, но атмосфера удерживается отчётливо тёмной. Но не давящей — подано интеллигентно, в щадящем режиме, без жёстких наворотов в саунде.
Инициативу снова перехватил Адриан, и «альянс» исполнил композицию отчасти в элегичной тональности, с настроением этакой светлой грусти.
После чего на контрасте зазвучала хотя и минорная, но бойкая динамичная песня с немецкой лирикой; выстрелила хорошей танцевальной энергетикой. Короче, очень приятная и танцевальная вещь.
Танцевального задора (Адриан, у которого на сей раз была вокальная инициатива, кстати, тоже активно пританцовывал, что публике весьма нравилось) музыканты не сбавили и далее, раскачивая зал на фоне мелодичных минорных партий Торбена за синтезатором. В общем, здесь получилась — даром что танцевальная — очень лиричная композиция, с этакими возвышенными, воздушными нотами в саундсфере. И кстати, вокал Адриана здесь как нельзя лучше подходил к этой «воздушности», хотя казалось бы, вроде и не его стилистика.
Следом исполненная вещь, начавшейся было довольно медленно, хорошо продемонстрировала, как мне показалось, синергию электронной и гитарной компонент. Получилось полнозвучно, стереоскопично, с шершаво-царапающими нотками и тотально драматично. Притом удачно подчёркнуто/сглажено мягким жёлтым светом. Даже мгновенно подобралось в голове, как подобное описать: панфония! (Понятия не имею, существует ли такой термин. 😺)
Музыканты драйва не сбивали, а напротив, наподдали, сыграв известную Butterfly Dance из репертуара DoD — зал, по-моему, чуть ли не визжал от восторгов (ну или только в моей локации особо экзальтированные слушатели — я периодически перемещался по залу 😺 но как бы там ни было, реакция была правда очень хорошая).
Далее переключились на репертуар Диорамы, сыграв динамичную Child of Entertainment с альбома Cubed (2010), под которую хорошо подвигаться. Ну а после этого, поблагодарив публику, музыканты засобирались со сцены.
Но естественно, был бис, сопровождаемый бурными овациями. Первой зазвучал хит (можно было бы написать и «визитная карточка», но с тех времён саунд претерпел изменения) Диорамы Her Liquid Arms с одноимённого альбома (2001) — отлично, ностальгично и весьма танцевально, но всё же, мне показалось, в контексте всего услышанного за вечер недоставало жёсткости, что ли.
Инициативу перехватил Адриан с хитом She со знакового альбома DoD Freak Perfume (2002). Тоже отлично, но в то же время такое впечатление, что тут музыканты вкладывались всё же меньше — ну, хит и хит. 😺 Но в целом, конечно, здорово.
Откланявшись, альянс покинул сцену второй раз… чтобы во второй раз вернуться. 😺 Да и никто особо не думал, что они уйдут насовсем; все ждали продолжения банкета, и периодически зал взрывался овациями.
Адриан, по-моему, сказал, что сейчас исполнят всё-таки из собственно репертуара Coma Alliance, раз уж они здесь этот проект представляют. И правда, зазвучала очень интересная композиция с «технологичным» минорными саундом; в уши бросался ломаный синкопичный ритм. Больше похоже на электро-индастриал в стиле проектов Даниэла Майрера (кстати, по совместительству одного из продюсеров Coma Alliance). Композиция, к тому же, оказалась приправлена изрядной долей дабстепа, а в конце удивила гитарным соло. Что ж, превосходный эксперимент со звучанием, отслушал с огромным интересом. Кстати, называется она Buttons.
Ну завершили лиричной Traumtänzer из репертуара Diary of Dreams (тот самый Freak Perfume), отправив Торбена за синтезаторы. Её вообще хором пели вместе с залом, но т.к. я по-немецки «нихт ферште», оставалось только поражаться столь трогательному единению публики и артистов (это я совершенно без иронии).
Резюме
Несмотря на относительно большое количество народу, концерт Coma Alliance прошёл очень тепло, по-домашнему, в уютной трогательной дружеской атмосфере. Собственно, оба музыканта далеко не в первый раз выступают на московской сцене, Адриан даже без акцента научился говорить «спасибо большое». 😺 Да и вообще, такое впечатление чувствовал себя среди москвичей, как дома, что дополнительно располагало публику к его и без того харизматичной персоне. А вот Торбен, кажется, был более застенчив — но ему такой образ идёт. 😺 Да и песни Diorama всё-таки интровертные и хрупкие.
Что касается музыки, то она была достаточно разноплановой; ограничиваться неоднозначным термином darkwave (хотя именно так частенько описывается творчество и Diary of Dreams, и Diarama, и по инерции Coma Alliance) для её описания, по-моему, было бы неверно. Притом сет-лист, на мой взгляд, оказался подобран очень удачно: старые вещи довольно органично перемежались с новыми, композиции одного проекта чередовались с другим и третьим (совместным). Но дело даже не в сет-листе, а в самом подходе к подаче саунда: тут можно было одновременно и пританцовывать, и предаваться каким-то размышлениям — всё отдано на откуп зрителю, на его собственный «сет энд сеттинг». Более того, казалось, время пролетело незаметно — вполне можно было ещё такой концерт отслушать без перерыва. 😺
И наверное, мероприятие я воспринял больше как выступление двух проектов одновременно на одной сцене, нежели как отдельную творческую единицу Coma Alliance, про который я толком ничего и не слышал. Или представлял какой-то свой Coma Alliance. Тем не менее, на сцене артисты выдали если и не какие-то новаторские концепции, то какие-то смелые экспериментаторские шаги в саунде присутствовали точно, притом во лично мне интересном направлении.
Короче говоря, ушёл я с хорошим таким зарядом положительных эмоций, за что большое спасибо музыкантам и организаторам!
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.