Концерт Рады и Терновника в клубе Ал. Козлова, 03.11.2016

Позавчера в московском «клубе Алексея Козлова» прошёл концерт известной московской команды Рада и Терновник. Это второе выступление группы, которое мне довелось посетить; а первый раз я был на их живом выступлении, помнится, аж в мае 2008 г., когда в рамках фестиваля «Возрождение» на одной сцене играли достаточно разноплановые отечественные фолк-(«фолк-модерн»- и неофолк-) коллективы. Помимо Рады и Терновника, публике тогда представляли своё творчество этно-электронный коллектив из Москвы Волга, группа с «эклектичным» звучанием Tiтло из Электрогорска, зело понравившаяся мне тогда Крыница из Рыбинска, звучание которой было позитивно, задорно и аутентично, в духе славянского фольклора, и по-своему уникальная отечественная команда из Архангельска Moon Far Away, мною весьма ценимая за популяризацию и обработку русского фольклора в неофолк[1]-стилистике (притом в тёмном, медитативном и «ритуальном» ключе) и благодаря которой, собственно, я и посетил тот московский концерт.

Так вот. Поскольку в фокусе моего внимания были Moon Far Away, и к тому же, Рада и Терновник выступали первыми (кажется, я застал не всё выступление), творчество последних тогда толком не удалось оценить и «распробовать на вкус». Но запомнилось, что они демонстрировали достаточно сложную (мне тогда показалось, «заумную») рефлексию над фолком, с акцентом на голос вокалистки, который не только и не столько артикулировал тексты песен, сколько являлся своего рода музыкальным инструментом, «играющим» в импровизационном ключе. Примерно в то же время, кстати, вышла их работа — подписанная, правда, не Рада и Терновник, а Rada and GOSPLAN Trio, — содержание которой только укрепило мои тогдашние впечатления: это творчество одним словом описать и маркировать не возможно (разве что крайне размыто, типа «авангард» или «экспериментальная импровизационная музыка»). Слушателю предлагается стилистическая эклектика, сложенная из интуиций каждого участника и особенностей конкретного музыкального инструмента (будь то человеческий голос или саксофонным импровизации) — в общем, этакий «первичный бульон», в котором в режиме онлайн зарождается коллективное творчество.

Однако, собственно у Рады и Терновника (в отличие, как мне кажется, от «РиГТ»), при всём внимании к «экспериментальному» и «импровизационному» вектору (с использованием самых разнообразных музыкальных инструментов), чувствуется, тем не менее, некая «метанарративная» опора, тот первичный материал, над которым рефлексируют музыканты в процессе творчества: помимо собственных интуиций, это фольклорные мотивы и вообще внимание к «корням» — во всяком случае, всё это в полной мере присутствовало на позавчерашнем выступлении.

* * *

Я немножко опоздал, однако выступление ещё не начиналось. Помещение самого клуба показалось довольно симпатичным и весьма располагающим ко вдумчивому прослушиванию и получению удовольствия от процесса: для удобства посетителей были даже мягкие диваны и достаточно много столиков, где можно было, скажем, сообразно атмосфере заказать какой экзотический чай и наслаждаться музыкой в полной, так сказать, эстетической экипировке. 😺

Музыканты вышли на сцену в составе пяти участников (насколько я понял, нечасто им доводится собираться таким составом). Помимо собственно Рады Анчевской, в позе падмасаны слева на сцене сидел Кирилл Паренчук, игравший попеременно на традиционных индийских (правда, иногда изобретение приписывается суфию Амиру Хусроу, жившему во времена Делийского султаната) парных барабанах табла и позолоченном саксофоне-сопрано; справа на сцене сидел относительно известный (в узких кругах 😺) московский музыкант, мультиинструменталист-»шумодей» с праздничным для русского уха именем Джон Кукарямба — на данном выступлении вместе с африканским барабаном джембе ему досталась важная роль основного перкуссиониста, создающего нужную ритмику и атмосферу. На заднем плане находились басист с электрогитарой авторского производства (поперву я вообще не понял, что за инструмент он держит — гитара чем-то напоминала акустическую) и соло-гитарист (с электрогитарой узнаваемого вида) Владимир Анчевский.

Кстати, все музыканты были с практически одинаковым, нанесённым чёрной кистью, художественным орнаментом на лицах и руках, что, возможно, сообщало публике «месседж»: при всех возможных вариациях выступление, тем не менее, будет концептуально целостно.


Картинка с youtube.com

Начали музыканты с исполнения песни «Небесный город», что с достаточно старого (2002) одноимённого альбома. Записывая данные строки, я специально нашёл на Yandex.Music эту песню (сразу оговорюсь, что, к стыду своему, систематически творчество Рады и Терновника никогда не слушал) — в сравнении со студийной версией живое звучание песни оказалось несколько переформатировано (в сторону от «ба́рдового» исполнения) и «утяжелено», особенно имея в виду элекрогитарный саунд. Нет, оно не стало лучше/хуже — оно было просто другое. Но впрочем, и там и там звучала узнаваемая «цокающе-булькающая» перкуссия табла. И точно могу сказать, мне понравились оба варианта.

В принципе, сказанное можно отнести практически ко всем исполненным вещам: студийные версии подчас разительно отличаются от «живых», что я услышал на концерте. В целом, «фолковый» (в широком, «world-music’овом» стиле) саунд оказался «армирован» электрогитарным звучанием: где-то сильно, где-то поменьше. Но это точно не шаблонное звучание; Вл. Анчевский, по-моему, играл прекрасно, гитара в его руках качалась, переливалась от характерного для рока стиля чуть ли не до дроун-эмбиента, от лёгких «поддерживающих» рифов до полноценного импровизационного голоса.

Короче говоря, его электрогитара здесь была полноправным, иногда и ведущим участником, в конечном счёте создавая атмосферу, близкую, наверное, к психоделическому року. Единственное, я пожалел, что совсем не было электронного саунда; но вероятно, в данном случае он был бы избыточным: гитары и живые импровизации его полностью заменяли.

…Следом сыграли совсем старую (с одноимённого альбома 1999 г.) композицию, Любовь моя печаль. Здесь Кирилл взял в руки сопрано-саксофон и добавил несколько даже джазовых оттенков. Саксофонные импровизации, к моему удовольствию, продолжились и в сыгранной следом песне Серая кукушка.

Замечательная, очень эффектная композиция с хорошей динамикой Холодно звучала, по-моему, как среднетемповый психоделический рок. Особое очарование её придал колкий вокал Рады, а электрогитара местами аккомпанировала жужжащим дроун-эмбиентом. Эта динамика перетекла на игравшуюся следом Горем запорошена, где перекличкой к вокализу под аккомпанемент тяжеловатых гитарных риффов снова зазвучала саксофонная импровизация.

На композиции Княгиня (с того же альбома Заговоры, 2005) Кирилл оставил саксофон и вернулся к табла, создававшем вместе с Джоновым барабаном джембе интересный перкусионный ритм; электрогитара здесь «запела» в задумчивыми интонациями, а вот вокал Рады звучал сильно и напряжённо.

Саламандра показалась мне достаточно степенной, тяжёлой, минорной; и с другой стороны, здесь хорошо разыгрался сопрано-саксофон Кирилла. Это сочетание мне очень понравилось, слушал с огромным удовольствием, бегло набрасывая впечатления на телефон 😺.

В Смокве тяжесть и терпкая минорность несколько отступили, я услышал блюзовые интонации на фоне осветлённого саунда. Здесь была продемонстрирована забавная перекличка гитары, сакса и вокала Рады. Но «лёгкость», впрочем, начала исподволь метаморфировать — динамика нарастала крещендо, и местами ощущалась чуть ли не стена звука. Рада, кстати, со сцены сказала, что это одна из первых композиций коллектива, и более того, одна из самых «вариативных» — т.е., на каждом выступлении у коллектива получается своя версия.

Во время исполнения композиции Змеи Рада взяла в руки, по-моему, какие-то колокольчики. В целом, получилась светлая ритмичная вещь с чёткими партиями табла и джембе, иногда выстукивающими ритмический рисунок дуэтом. На Пусто в раю Кирилл снова взял в руки сакс и открыл композицию под аккомпанемент джембе. Песня началась вроде бы осторожно, медитативно, Рада надела на ладонь колокольчики (другие, не те, что во время исполнения «Змей»). Однако постепенно мощь нарастала — и снова жужжащий саунд электрогитары дополнял сильные вокализы.

Перед исполнением следующей композиции Рада, взявшая на сей раз в руки бубен, сообщила, что Потемнело писалась для большого количества барабанов и бубнов; а поскольку бубнов на сцене недоставало, попросила почтенную публику помочь и по мере желания постукивать по столу в ритм. 😺 Предложением неожиданно воспользовался, например, мой случайный сосед по столику, во время исполнения композиции стучавший ладонью по столу довольно активно. 😺 А началась песня с партии бас-гитары; Рада здесь пела отрывистым высоким голосом под чёткий жёсткий ритм, продемонстрировав сильный вокализ.

Для исполнения композиции Покойница («Куда же ты идёшь») Рада взяла в руки трещётку. А вокал продемонстрировала особенно «колоратурный», сильный, с импровизационной перекличкой с саксом Кирилла под ритмический рисунок барабана Джона. В целом, получилась очень пульсирующая, мощная композиция, этакий магический танец (тем более, Рада пританцовывала). У меня даже сложилось впечатление, что это одна из кульминационных композиций выступления — настолько музыканты вложились в неё. У Владимира аж струна лопнула под конец исполнения! 😺


Картинка с youtube.com

Без вышедшей не на долгое время из строя гитары сделалось несколько сиротливо, и, пока Владимир менял струну, зазвучала Ангел мой светлый под аккомпанемент оставшейся бас-гитары. Впрочем, мне показалось, эта композиция раскрылась бы куда полней в неофолк-ключе, с классическими живыми инструментами, нежели в «электрогитарной» вариации.

А не что-то — все исчезло на некоторых выступлениях, что можно найти на youtube, звучит под остинато электронных низкочастотных сэмплов — а здесь должная упругая динамика создавалась риффами электрогитары. К тому же, синхронная игра обеих перкуссионистов создавала чёткий «поддерживающий» ритмический рисунок. У Рады были в руках на сей раз, насколько я запомнил, деревянные погремушки, но, как с остальными инструментами (кроме разве что бубна), их звучание было, по-моему, практически не слышно. Также обратил внимание на педаль под микрофоном, которой Рада периодически пользовалась, видимо, для создания любопытного эхо-эффекта.

Тем временем, на сцене появился несколько припозднившийся Сергей Летов со своим тенор-саксофоном, в очках и благообразным «философским» лицом, тоже украшенным орнаментом (нанесённым прямо на лоб 😺) — и музыканты начали играть Ты будешь танцевать. И это прекрасно, что он присоединился — инструмент в руках Сергея звучал смело, звонко и очень профессионально. Сауд в целом получился достаточно медленным, степенным, с немного тревожными пульсациями; местами создавалось впечатление переклички на «птичьем языке» слаженных импровизаций тенор-саксофона Сергея, сопрано-саксофона Кирилла и глоссолалиев Рады. Я уж думал, что услышал сейчас чуть ли не самую искреннюю, живую композицию этого вечера… До тех пор пока музыканты не сыграли следующую. 🙂

Венчало выступление длинная, совершенно шикарная композиция Этно — как сказала Рада (во время исполнения, кстати, державшая какое-то время в руках металлическую чашу, по которой постукивала толокушкой), она у них всегда импровизационная. В итоге, звучало степенно, вдумчиво, очень медитативно; на этом местами вязком и тягучем фоне под «шаманистскую» перкуссию Джона пробивались звонкая перекличка саксов и вокализы Рады, местами наподдавала электрогитара — и в этой медленно разгорающейся плазме музыкальных вибраций не было ровным счётом ничего лишнего. В общем, по-настоящему кульминационно.

Итого

На позавчерашнем выступлении Рада и Терновник презентовали себя как очень профессиональный, очень талантливый, очень самобытный коллектив, опирающийся на сложные импровизации и слаженную синхронную работу абсолютно всех его участников — по сути, вниманию публики был представлен этакий музыкальный «хэппенинг» (даром что этот опыт взялся, разумеется, не «ex nihilo», а прекрасному выступлению музыкантов предшествовали многие и многие часы вдумчивых репетиций). Спасибо большое коллективу за прекрасный вечер.


Примечания

[1] термин следует понимать узко и относить к той музыке, что развилась или возникла под прямым влиянием жанра «дарк-фолк»

Запись опубликована в рубрике Концерт с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

59 − 52 =