Выступление Erde и Moon Far Away, 14.11.2015, Москва

На 14 ноября с.г. было анонсировано концертное мероприятие, на котором планировалось совместное выступление гомельской группы Erde, в прошлом году выпустившей хорошую работу в стиле неофолк/маршиал-индастриал Böse Zeit, и знаменитых архангельцев Moon Far Away. Честно говоря, наткнулся на постер во VK совершенно случайно, ища новости про неофолк-сцену. Так-то ни на один паблик я не подписан, да и аккаунта во этой соцсети меня нет. Впрочем, слава Богу, что наткнулся на рекламу мероприятия заблаговременно. 😺 В общем, долго особо не раздумывая, решил концерт посетить.

Вместо вступления

Сперва вкратце пройдёмся по организационным моментам.

Клуб «Театръ», предоставивший площадку для выступления, к сожалению, с организационной т.зр. был отнюдь не на высоте. Я дошёл до здания клуба на ул. Старая Басманная где-то к 19:30, и к этому времени ко входу в двери клуба образовалась огромная очередь; при этом люди, чтобы пристроиться в её «хвост», были вынуждены идти прямо по проезжей части (что, мягко говоря, небезопасно), поскольку очередь заняла весь тротуар. Стояние в очереди по холоду заняло чуть более получаса, и за это время я успел замёрзнуть. Попасть в клуб физически удалось только к началу девятого вечера, и это притом, что начало мероприятия было запланировано на 19:10.

Хитрость здесь ещё в том, что клуб решил сразу срубить бабла убить «двух зайцев»: в эти же самые часы, в соседнем помещении, проводился концерт какой-то метал- или рок-группы. Когда я подошёл в хвост очереди, поинтересовался, не на Moon Far Away ли стоят парень с девушкой, мне в ответ посветили несколько удивлёнными лицами и озвучили совершенно мне не знакомое название группы.😺 Подобное «совмещение», само собой, неудобно из-за неизбежности столпотворения, а также тем, что в «малом зале», где, собственно, и проходил нужный нам концерт, выступавших было подчас банально плохо слышно из-за музыки и шума с соседнего мероприятия. Несколько странно, конечно, выглядит решение проводить два мероприятия одновременно, не имея при этом надлежащей звукоизоляции в помещениях и между ними.

Ещё из организационных моментов: ладно бы цены на алкоголь было б не назвать «демократическими» — в баре не было тёмного пива от слова «никакого» (кошмар!) и не принимались карты к оплате! 😈 Есть ещё мелочи, но боюсь, впрочем, если всё перечислять, повествование рискует сильно затянуться…

Idisi

Когда мне наконец удалось попасть в помещение, в зале играл квинтет Idisi, состоящий исключительно из участниц женского пола, что, прямо скажем, редкость для жанра (для «тусовки» неофолкеров, точнее). 😺 Я их не слушал никогда, и более того, о существовании этого коллектива узнал только из афиши мероприятия. Тем более было любопытно. Отмечу артистизм участниц, а также довольно умелое владение барабанами и волынками. Периодически девушки, облечённые в белое, что-то вещали на одном из кельтских(?) языков и немецком — естественно, деталей не разобрал. 😺 Но в целом, по «концепции» (нацепив декоративные ро́жки), было понятно, что они прикидывались то ли нимфами у Пана (роль Пана, впрочем, играть было некому 😺), то ли создавали атмосферу «под толкиенизм».

Про саунд скажу, что, во-первых, благодаря живым барабанам, звучало «нескучно». Хотелось ногами выстукивать ритм в такт перкуссии, повинуясь «условному рефлексу», идущему, видимо, ещё с тех времён, как наши предки кроманьонцы (если и не более древние) под бой барабанов из шкур мамонтов и леопардов бегали по африканским саваннам и живописным долинам Рейна… Во-вторых, интересно звучала партитура волынок, хотя и, в целом, привычно и узнаваемо — во всяком случае, для меня, поскольку ирландский и шотландский фолк, где эти инструменты используются очень активно, я весьма ценю.

Я попал, видимо, практически под конец их выступления, однако впечатление осталось исключительно положительное. Может, конечно, девушки демонстрировали и не какие-то там заоблачные вершины вокально-музыкального мастерства, но выступление посмотрел с интересом.

Erde

Далее, после небольшого перерыва на сцену вышли белорусы Erde (ранее, насколько я понимаю, дуэт назывался Svalbard). Честно говоря, я не ожидал от них ничего такого выдающегося, и более того, грешным делом заподозрил, уж не протащат ли они ненароком «контрабандой» какую-нибудь гадость типа воспевания «Великого княжества литовского», «Битвы под Оршей» и прочий такой штамповочный «местный колорит». 😺 Но нет, ребята, по всей видимости, ограничились лишь репертуаром из успешной работы Bose Zeit (2014), притом были весьма доброжелательны и, видно, волновались перед выступлением (первым для них в международном формате). Начали с совершенно прекрасной песни (на белорусском) Der Wind на стих белорусского писателя и поэта В. Короткевича, которую я сразу узнал (ну ещё бы, один из лучших треков на Bose Zeit). Настолько проняло (особенно в контрасте с предыдущими выступающими), что захотелось чуть ли не зигу кинуть 😺 ещё сильней притопывать и головой кивать в такт.

Также мне весьма запомнилась композиция Unruhevollen Jugend, внимать которой мешал разве что слишком громкий звук. Вообще, название можно перевести как «тревожная молодость» — и тут же вспоминается: «забота у нас такая, забота наша простая, жила бы страна родная…» 😺 Кстати, по всей видимости, название действительно содержит аллюзии на кавер-версию этой советской песни группой из ГДР Feeling B, вышедшую когда-то давно под названием Lied von der unruhevollen Jugend и в записи которой, кстати, принимал участие небезызвестный Тилль Линдеманн. Но это, повторюсь, только аллюзии (а возможно, лишь мои догадки 😉): судя по расслышанному мною тексту, никакого отношения к молодёжи, якобы заботящейся о «стране», композиция не имеет: как раз напротив, там ламентации и тревога на тему глупости и слепоты молодости, готовой с радостью отдаться любым идеалам, навязанным «взрослыми дядями».

Я очень порадовался, когда на сцену пригласили Алексея Шептунова (фронтмена Moon Far Away) для совместного исполнения лучшей, пожалуй, композиции с того же Bose Zeit: Gore («Горе»), лирика из фольклора старообрядцев («С другом я вчера сидел — ныне смерти зрю предел…»). Эту композиция лично я встретил теплее всех и даже пытался подпевать, поскольку сам Bose Zeit у меня именно с ней, собственно, и ассоциируется, по большей части. Кстати, Алексей играл на каком-то хитром деревянном инструменте, название, к сожалению, не знаю.

Когда на сцену для совместного исполнения с Erde пригласили Павла Блюмкина из Majdanek Waltz, я, много интересного не ожидая и немного подустав, и ушёл за пивом. С одной стороны, вовсе даже не зря, поскольку под пиво всё происходящее стало восприниматься как-то определённо лучше. 😺 Но с другой… Тут дело вот в чём. Лично мне Majdanek Waltz, если честно, всегда казались несколько скучноватыми. Я, конечно, понимаю, что культовая группа, да ещё и рязанская (ассоциации с Есениным) и всё такое, но вот как-то так. Но тут я реально не ожидал ТАКОЙ динамики (особенно чеканно звучала фраза «кто-нибудь, отзовись!»). Ну т.е. живое исполнение Die Quelle откликнулось во мне даже лучше, чем студийная версия, которая сама по себе очень неплохая. По-моему, у музыкантов определённо имеются хорошие перспективы сотрудничества: динамизм и брутальность Erde в сочетании с отрешённостью и трагизмом Majdanek Waltz.

Кстати, забавный момент. В конце концерта, когда я ждал, пока очередь в гардероб наконец схлынет, ко мне внезапно подошёл Павел Блюмкин и, обознавшись, спросил, не я ли, часом, организатор их концерта в Рязани: тоже, дескать, высокий и бородатый. 😺 Я же в свою очередь совершенно искренне поблагодарил за выступление. Только, говорю, тексты у вас очень трагичные, на что Павел развёл руками: а шо, мол, делать, жизнь сама по себе — штука совершенно трагичная. И ведь он совершенно прав! 😺

Короче говоря, благодаря всему этому, у меня возникло острое желание переслушать Bose Zeit (чем, собственно, и занимаюсь прямо сейчас, за написанием данного текста), воспринимая работу уже под несколько другим углом.

В целом же, ребята отыграли очень живо и душевно, с упором на стилистику маршиал-индастриала. Причём это чувствовалось не только в саунде (использовалась живая барабанная перкуссия и исключительно электронные аранжировки), но тому способствовал и внешний вид фронтмена, а также подача образа на сцене — всё выглядело довольно брутально; ровно настолько, впрочем, насколько нужно.

Moon Far Away

Так вот, после на сцену вышли хэдлайнеры Moon Far Away в составе четырёх человек. Практически у всех сыгранных композиций лидирующий вокал был женский; Шептунов, насколько я помню, не солировал. Сперва они сыграли пару вещей из нового репертуара, текст для которого, насколько я понимаю, был специально записан во время фольклорной экспедиции по Архангельской области у местных бабушек (собственно, так оно и происходит, только обычно на эти экспедиции гоняют студентов филфаков 😺). Обе композиции понравились (как лирика, так и музыкальная обработка/аранжировка): одна, насколько я помню, была про павшего седого воина с изрезанной грудью и его верного коня, другая лирически обыгрывала трагичную любовь девушки из деревни (у девушки, как сказали бы современные психиатры, были «суицидальные идеации» 😺).

Moon Far Away, клуб Теартъ

А после пошли уже известные вещи, из знаменитого альбома «Беловодие» (2005) и далее из более поздних работ. Я, кстати, перед концертом специально ничьё творчество не переслушивал, полагаясь исключительно на собственную память и ассоциации, вызываемые музыкой, без привязки в дискографии вообще. Так вот, совершенно точно звучали Жито Жала, Цветики, Мама Русь, практически (потому что музыкантов позвали на бис) венчающая выступление гимнообразная и «мантрообразная» одновременно И Свет Во Тьме Светит, с которой меня «проняло» 😺 Хотя, конечно, я «проартикулировал ртом», среди прочих посетителей, желание услышать на бис «Волна Шумит», но увы, Шептунов с вокалисткой спели a capella что-то другое.

Кстати, благодаря живой перкуссии и видеоряду, всё смотрелось/слушалось довольно хорошо и динамично. Честно говоря, я изначально ожидал более спокойного и где-то даже скучноватого живого исполнения от MFA (вспоминая концерт чуть ли не 7-8-летней давности), но слава Богу, мои ожидания в этом смысле не оправдались. А впрочем, дело тут не столько в исполнении и аранжировках, сколько в само́й трагичной, чуть ли не «похоронной» специфике фольклорных песен (во всяком случае, некоторых), к особому «драйву» не располагающей.

Вместо заключения

В общем и целом, мероприятие весьма понравилось, ушёл с хорошим настроением и желанием при случае прийти ещё; а вот место проведения, а также некоторые организационные моменты — по причинам, указанным в начале обзора, — не очень. 😕 Хотя Moon Far Away на этой площадке выступают не в первый раз, видно, посторонний скомканный шум с соседнего рок-концерта им тоже в конце концов обрыднул (тогда, когда надо был исполнять a capella). 😺 Но с другой стороны, нет худа без добра: благодаря такой организации билет стоил относительно недорого, что позволило попасть на концерт максимально широкому кругу ценителей отечественной и не только неофолк-сцены, что, полагаю, мотивирует музыкантов на дальнейшее творчество.

Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

40 + = 45