Концерт CoH и X3D5 в Москве, 18.06.2017

18 июня в московском культурном центре «ДОМ» состоялось живое выступление двух проектов: отечественного X3D5, играющего в нойзово-эмбиентной стилистике, и стокгольмского проекта CoH, автором и единственным участником которого является инженер, выходец из Нижнего Новгорода Ivan Pavlov (Иван Павлов).

* * *

Я заметил афишу совершенно случайно, и, конечно, обрадовался, поскольку давно хотел посмотреть на проект Ивана Павлова вживую. К слову, Иван не в первый раз выступает на этой площадке, однако до сих пор ни одного его выступления мне видеть не доводилось. До сего момента его творчество у меня в большей степени, пожалуй, ассоциировалось с проектом SoiSong, который они делали совместно с культовой (что, впрочем, не мешало Ивану в своих интервью называть его по-домашнему и куда более милым русскому уху именем «Петя» 😺) фигурой британской (и не только) постиндастриал-сцены Питером Кристоферсоном (увы, ныне покойным), знаменитым участником Throbbing Gristle и Coil. Проект успел выпустить три полноформатных релиза, причём последний вышел уже после смерти Кристоферсона. Концепция проекта была во многом экспериментальная, эксплуатирующая стилистический «калейдоскоп»; в целом, как по мне, получилось достаточно органичное сочетание постиндустриальной электронной музыки (включая IDM/нойз-эффекты, атмосферный дарк-эмбиент и т.д.) и импровизаций в стиле ню-джаза.

Что же касается проекта CoH (можно название проекта читать и по-русски: «Сон»), то слушал я выходившие из-под его пера релизы немного, и находил там мягкий и приятный уху глитч/IDM, тоже импровизационного характера и с меньшей «харшевостью» в саунде, что иногда можно было найти у SoiSong, с тёмной атмосферой, насколько я помню (да, увы, я довольно плохо слежу за релизами и музыку, тем более такого плана, предпочитаю слушать по большей части именно на концертах 😺). Кстати, сам Павлов сейчас живёт с семьёй в Стокгольме, и музыкой занимается, насколько я понимаю, не в качестве основной деятельности, а скорее, в виде дополнительного заработка или хобби.

В любом случае, во всех своих творческих «личинах», Иван Павлов — фигура на постиндустриальной сцене, во-первых, довольно известная и в какой-то степени «статусная» — именно так его я и воспринимал; во-вторых, «своя» — имея в виду происхождение музыканта. И конечно же, талантливая. Хотя, конечно, мне доводилось слышать мнение, что, дескать, в CoH вложено много пиара, а наши играют, как минимум, не хуже, — однако сам я подобное мнение не разделяю. Не только потому, что нахожу приятным его творчество для себя лично, сколько потому, что Иван Павлов, что называется, «своё дело знает» и — в студийных ли записях, в живых ли выступлениях — демонстрирует действительно качественный, профессиональный и гармоничный электронный саунд на радость слушателям (кстати, то же можно сказать и про ещё одних наших музыкантов, подвизавшихся на ниве постиндустриальной экспериментальной электроники, Reutoff). Что, кстати говоря, прошедший концерт ещё раз подтвердил.

Другой же участник мероприятия, проект российского музыканта Виталия Стромчинского X3D5, до сего момента мне вообще знаком не был. Вычитал накануне, что Виталий также пишет экспериментальную электронную музыку и, помимо этого, является владельцем московского лейбла экспериментальной электроники Eternal Turns, образовавшегося в 2014 г.

X3D5


Весь цвет московской андеграундной культуры? 😺

Зайдя в помещение «ДОМа» к назначенному времени, к своему немалому удивлению я обнаружил, простите, «аншлаг». Грешным делом подумал, что всякий «нойз» и «индастриал» давно уже вышли из моды, и ценителей, требовавших «вернуть 2007-й год», осталось три с половиной инвалида. 😺 Впрочем, не всё так грустно: по мере выступления X3D5 народ немножко подтягивался. Я предпочёл расположиться на высоком стуле справа, возле барной стойки, откуда и внимал выступлению.

А услышал я полнозвучный нойзовый эмбиент, колкий, скрежещущий и тотально мрачный.

Виталий орудовал за двумя ноутбуками. Атмосфера понравилась, звук накатывал какими-то разорванными свинцовыми волнами. Тут я и вспомнил, что это музыка не для всех, и для прослушивания требует какой-никакой подготовки; сам же я давно подобного не слушал и даже поначалу испытывал дискомфорт от давления пульсирующей волны шума. 😺 Но ничего, «въехал» довольно быстро. Музыка, знаете ли, благоспешествует медитациям: например, представляешь, как, словно терминатор, под дикий ор сирен с какого-то маяка вдали плывешь по морю расплавленного свинца, и по пути тебе то тут то там попадаются всякие недорасплавленные куски металла, режущие тебе чресла. 😺

В целом, творчество проекта оставило положительные впечатления. Хотя с непривычки поначалу и звучало жёстковато, тем не менее, как мне показалось, сет нельзя охарактеризовать как брутальный «пауэр-электроникс», где слушателя сносит диссонантным шумом, — скорее, как нойзовый эмбиент со своим разворачивающимся «нарративом» и атмосферой. Что лично для меня, в данном случае, в плюс.

CoH

К сожалению, самого Ивана Павлова за выступлением я не успел cфотографировать: во-первых, положив рядом с колонкой гвоздику, он сразу попросил зал не шуметь во время выступления, которое он посветил не только собравшимся, но и своему почившему другу, который оказал на него большое влияние как музыканта; воцарилась сосредоточенная атмосфера. Во-вторых, в зале было достаточно темно.

Постараюсь немного описать услышанное.

Первое, что я услышал, были высокочастотные стрекочущие сэмплы, похожие на звуки то ли статического электричества, то ли на пение цикад, на фоне которых расстилался, с эхом и реверберацией, женский голос на английском; трещали радиопомехи, фоном разливался довольно сильный гул, напоминающий гул самолета или какой-нить стартующей ракеты «Фау-2» и резко обрывающийся единичными каким-то «капающими» свистами. В общем, довольно атмосферное и тревожное начало: представляется, то ли едет порыкивающий грузовик с нацистами, которые будут тебя расстреливать, как найдут, либо подкатывает, «дышит в спину» какое-то инфернальное аниматическое зло. 😺

Далее пошли «лесные» саундскейпы, с «выползками» на опушку или прогалину (если представлять зиму), открытую то ли для жужжания и стрекотания ЛЭП, то ли космическому шуму. Видеоряд здесь достаточно скромный скромный: редко мерцающие геометрические фигуры (я, впрочем, особо не всматривался).

Далее саунд перешел в мягкий эмбиент с гулким басовым остинато и относительно тихими мелодичными сэмплами — звучит достаточно благозвучно, консонантно, тепло и не давяще, хотя и мрачновато (тут отнюдь не в укоризну), конечно. Сэмплы с женскими голосами не пропадают; добавилось немного «позитива» в стиле, скажем, экспериментальной норвежской психоделики When (что на альбоме Trippy Happy), но всё, в целом, довольно мягко и даже танцевально. Сэмплы здесь напоминают то ли треск статического электричества, то ли хлёсткий дождь. Слышны гулкие удары: концептуально — то ли гром, то ли «коллективное бессознательное» грозно прорывает оболочку сознания.

Под конец на первый план постепенно вышли какие-то заклинания в стиле буддистских мантр, хитро затюнингованные под горловое пение. Павлов с этого момента и до тех пор, пока последний звук не погас, покинул сцену (ненадолго), многозначительно оставив на какое-то время гипнотически звучать зацикленные вокальные сэмплы; на сцене остался пульт и гвоздика рядом с колонкой…

В общем, мне весьма понравился этот сет CoH, получил большое эстетическое удовольствие. Я даже не поленился и пожал Павлову руку после выступления. 😺 Что немного раздражало, так это публика, которой к началу выступления CoH заметно прибавилось: точнее, та её часть, которая шастала в моей локации туда-сюда, мешая мне сосредоточится и полностью окунуться в многомерные саундскейпы. Но это, в общем, мелочи…

Итого

Во-первых. Сеты обоих музыкальных проектов: и X3D5, и CoH — нашёл для себя интересными и профессиональными, любопытство и эстетические чувства были в полной мере удовлетворены. Своих 900 (что ли) рублей мероприятие однозначно стоило. 😺

Во-вторых. Кому как, конечно, но лично мне приятно, что вообще есть и не сбавляет творческой и концертной активности русский музыкант, который не только пишет музыку, задавая высокую профессиональную планку, но и который в своей среде заслужил доверие и авторитет, в т.ч. и тесным сотрудничеством с грандами постиндустриальной электроники типа того же Кристоферсона; в конце концов, артистов такого уровня у нас не сказать чтоб много. Даром что музыку, которую он пишет, вряд ли можно порекомендовать ушам «массового слушателя».

Запись опубликована в рубрике Концерт с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

86 − = 77