Фолк-фест «Тропою предков» 19.12.2015

19 декабря в Москве выступали известные питерские фолк-рокеры Тролль Гнёт Ель в компании с другими артистами в рамках фолк-фестиваля «Тропою предков». Помимо них, хедлайнерами были также заявлены москвичи Калевала и фолк-металисты Alkonost из Набережных Челнов. А, что называется, «на разогреве» выступали фолк-рокеры с толкиенистическим названием Дарвинион. Лично я посетил данное мероприятие с основной целью — посмотреть вживую «Троллей». Несмотря на то, что я их слушал как-то урывочно и за их творчеством особо не слежу, но во-первых, фолк-рок как жанр мне видится, как минимум, слушабельным, а Тролль Гнёт Ель — довольно известный отечественный его представитель; а во-вторых, я был наслышан о манере проведения живых выступлений этой команды, и мне она весьма импонировала. Ну, если бы они там устроили пивную вечеринку, я был бы даже не против. 😺 Но они устроили несколько другое, не менее впечатляющее, но к сожалению, в полной мере «ловить волну» вместе с остальными посетителями мне не захотелось, хотя и можно было бы. 😺 Собственно, кроме разве что хедлайнеров (да и то, повторюсь, знакомство моё сугубо поверхностное), с творчеством выступавших групп знаком не был от слова «практически никак», а некоторые названия вообще впервые слышал. 😺

Мероприятие было заявлено как «фолк-фестиваль», однако по факту концертный лайнап состоял исключительно из отечественных фолк-металистов и фолк-рокеров. В этой связи сразу отмечу, что не являюсь поклонником метала вообще, но послушать фолк-рок фолк-метал был совсем не прочь, тем более, отечественные коллективы. И тем более, коллективы достаточно известные: например, те же Калевала как-то выступали на Красной площади, что всё-таки говорит об уровне. А тут как раз и подвернулся удобный случай составить представление об отечественной фокл-метал/фолк-рок-сцене, так сказать, «in toto», а потому в этом смысле лично мне были практически одинаково интересны все коллективы, кроме разве что отдельно выделяющихся хедлайнеров.

Дарвинион

Так вот, концерт то ли начался позже обычного, то ли я приехал слишком рано, хотя на часах было практически семь вечера. 😺 Публики к этому времени было относительно немного, из чего можно сделать вывод о не особой популярности группы Дарвинион. Место постоянной дислокации группы, если судить по концертам и фестивалям, где они появляются, — Москва. Заявились они на сцену в составе 6-ти человек. Помимо двух вокалисток, гитаристов и ударника, в концертном лайнапе была ещё и скрипачка, что как-то сразу настроило на позитивный лад лично меня, поскольку тем самым сразу, так сказать, манифестировалась фолк-составляющая творчества, ради которой я, собственно, и заявился на мероприятие. 😺 Гитарист начал с того, что поздравил публику с грядущим зимним солнцестоянием, что хотя и прозвучало несколько непривычно, но настраивало на нужный лад — тематика мероприятия всё же фольклорная.

Своё выступление Дарвинион начали с какой-то достаточно драйвовой вещи, мне весьма понравившейся. Вокальные партии исполняли две барышни, по ходу выступления вытанцовывая и артистично жестикулируя у микрофонов — в целом команда смотрелась живенько. Саунд, в принципе, обычный, ро́ковый — и в этом смысле интересно, что песня Солнце Купалы мне не только понравилась, но и более того, показалась чуть ли не одной из лучших, хотя там уже не роковый, а скорее, «метальный» саунд, который «скормить» моему, так сказать, «эстетическому анализатору» обычно получается плохо. 😺 Запомнилось исполнение песни Солнцеворот, примерно в том же духе, и одна композиция чуть ли не в блюзовом каком-то ключе. В целом, импонировала, по-моему, преимущественно минорная тональность аранжировок. Лирика хотя и показалась относительно примитивной, в стиле «фэнтези» по мотивам славянского фольклора, но всё же не пошлой. Правда, к фольклору и традиции это всё имеет примерно такое же отношение, как «винный напиток» из категории «для населения» к вину — но особых претензий на какую-то аутентичность группа и не выказывала. 😺 В целом же, Дарвинион показались довольно симпатичной и достаточно позитивной группой, их выступление мне в общем и целом понравилось. Относительно скучно было разве что в середине их выступления. Кстати, группа преимущественно концертная, альбомов у них, мягко говоря, немного; и как раз в конце выступления они агитировали публику покупать их последний альбом Апрель и сопутствующий мерч. 😺

Alkonost

После выступления Дарвинион занавес опустился и образовался перерыв. Народу стало заметно прибывать (в самом деле, пришлось долго стоять в очереди за пивом 😺), и было интуитивно понятно, что многие приехали на фестиваль посмотреть на команду из Набережных Челнов Alkonost и следующих выступавших, тогда как Дарвинион прельщал немногих.

Честно говоря, лично для себя ничего особо интересного в Alkonost‘е не обнаружил. Название группы, несмотря на с непривычки первым делом возникающие «алкогольные» ассоциации, дано в честь мифической птицы из русского художественного творчества (впрочем, образ птицы Алконоста совершенно не аутентичен и однозначно восходит к древнегреческому мифу об Алкионе и её муже Кеиксе, которые разгневали богов, за что были превращены в птицу), изображаемой в живописи радостной. В целом, настроение было действительно, гм, радостное. По ходу выступления публика начала активно бросать по залу какую-то резиновую Зину куклу, забросив её даже на сцену, в результате чего гитаристу Alkonost‘а пришлось, не прерывая выступления, отфутболивать её назад в зал. 😺 К тому же, в центре зала особо разохоченные граждане устроили забаву, что-то типа дружеской толкотни; правда, шла она пока что вяло (вволю публика начала толкаться на выступлении Калевала).

Так вот, если Давривион играли то, что можно было назвать «фолк-роком», то здесь и по саунду, и по манере исполнения музыканты старались держаться в стиле классического хард-рока/метала: тут и ритуальное «потрясание патлами», и жестикуляции «козы», и соответствующий «тяжёлый» саунд с гроулингом. Но при этом композиции достаточно мелодичные. Публика, кстати, это всё воспринимала очень тепло и реагировала соответствующе, и сразу стало понятно, что ты тут немного не вписываешься в ландшафт. 😺 Несмотря на реакцию публики, мне показалось, саунд и женский лидирующий вокал у Alkonost‘а слились в сплошную аудиальную кашу: у вокалистки, видимо, был неплохо поставленный вокал, но к сожалению, было банально тяжело его вычленить из этой каши; возможно, нужно было погромче включить микрофон. Но в целом, как ни странно, выступление нашло в конце концов и во мне тёплый отклик, особенно мне понравилась мелодичная композиция «Русалка». Под конец свое выступления Alkonost сыграли какую-то вещь из нового альбома впервые, запросив поддержки зала, — и её, собственно, получили.

Калевала

После выступления Alkonost‘а народу в зале стало совсем плотно. Думаю, подавляющему числу пришедших на мероприятие выступавшая следом московская фолк-метал-команда Калевала была прекрасно знакома, и ждали её с нетерпением. На сцене она появились в количестве, кажется 5-ти человек. Сразу бросился в глаза аккордеон (но впрочем, он был по большей части для антуража, как мне показалось), а также вокалистка в ярком красном платье, постоянно перемещавшаяся по сцене. Что касается звучания, это, безусловно, метал, притом, скорее, трэш-метал. Производили какой-то шумовой эффект, заводя публику быстрым темпом композиций и харизмой. Казалось, публике было совершенно всё равно, что там они играют, — она, к тому времени заправившись впечатлениями от выступления Alkonost’а и алкоголем, исступлённо плясала и толкалась под любую композицию. 😺 Мне же наиболее всего понравились мелодичная и красивая Улетай на крыльях ветра (неудивительно — ведь это кавер на балетный акт «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, что-то типа «современного прочтения классики» в «металической» обработке) и достаточно злая и драйвовая композиция Ярило (кстати, по поводу Ярила у меня в памяти всплыла торжественная хоровая осанна «Свет и сила, бог Ярило, красное Солнце наше» из ещё одной классической вещи, оперы «Снегурочки» Римского-Корсакова), про «попутного ветра в спину» и «никто никому не нужен» 😺 — остальное же как-то мимо прошло. Например, весьма известную у нас «казачью» песню «Батька атаман», которую Калевала пели чуть ли не хором вместе с залом, я вообще не понял, мне её было объективно сложно воспринимать в такой «тяжёлой» обработке, учитывая то, что я и без того не поклонник творчества группы «Чиж и Ко».

Так что, как ни странно, Калевала, несмотря на свою известность и популярность, — это, пожалуй, единственная группа из выступивших на фестивале, оставившая у меня смешанные впечатления. Лично я ожидал от них побольше фолка и поменьше метала, но получилось как-то наоборот, учитывая, что само название группы — с явственно фольклорными референциями («Калевала» — это известный карело-финский эпос). Впрочем, на бис они сыграли композицию Доху я купила, от которой чем-то таким фольклорным таки повеяло. 😺

Тролль Гнёт Ель

После перерыва на сцене появились хедлайнеры, и буквально же с первых аккордов я, пожалуй, почувствовал себя в «бане», а не в предбаннике: Тролль Гнёт Ель выдали самый настоящий фолк-рок. 😺 Помимо облачённого в рясу колоритного фронтмена за электрогитарой, в первом ряду стояли барышня в балахоне, играя на вистле и периодически вокалируя, и скрипач, держа в руках скрипку какой-то странной конструкции. Кстати, прямо во время выступления она ненадолго вышла из строя, но музыканты повели себя абсолютно спокойно и не ударили в грязь лицом, начав импровизировать. Впрочем, скрипку быстро починили и веселье продолжилось. Что касается партии вистла, то, на мой взгляд, во многом именно бойкое, громкое и узнаваемое звучание вистла и создавало фолк-атмосферу. Публика, кстати, в момент выступления Тролль Гнёт Ель разошлась не на шутку, умело подбадриваемая или даже управляемая фронтменом, выступавшим в роли этакого гамельнского крысолова из средневековой легенды. 😺 Игрались разудалые хиты с «хмельным» подтекстом, что также создавало «правильную» атмосферы. «Толкания» не только не закончились, но и вылились в импровизированные хороводы, вовлекая всё больше и больше народу. И для меня совсем уж выглядело новшеством, когда фронтмен объявил «танец на костях», призвав пригласить друг друга на медленный танец. 😺 Интересный такой неожиданный «dating», многие с удовольствием приняли участие. Вполне может статься, кто-то таким образом подобрал себе «вторую половинку». Я, впрочем, во всём этом безобразии не участвовал, предпочитая стоять немножко поодаль. 😺

Короче говоря, у меня сложилось впечатление, что Тролль Гнёт Ель — во многом именно концертный проект; во всяком случае, прослушивание дома в наушниках совершенно не даст того эффекта, что произвело живое выступление. Такого я, честно говоря, совсем не ждал и не был готов — т.е. повторюсь, от публики требовалось не просто стоять и слушать (а ведь, меду прочим, было что), а принимать активное участие. Добавлю, в конце выступления музыканты записали новогоднее видеообращение и торжественно откупорили бутылку шампанского, радостно облив впереди стоящих и поздравив раздухарённую публику с Новым годом, сопровождая поздравления обещанием выступить перед москвичами уже в следующем, 2016 году.

Вместо заключения

Прошедшее мероприятие познакомило меня с ранее не известными мне отечественными командами (за исключением разве что хедлайнеров Тролль Гнёт Ель), творчество которых так или иначе связано с, так сказать, фолк-элементами — даром что творчество это, наверное, по большей части «вторично» (ну, наверняка у музыкантов есть те, на кого они ориентируются — в зарубежной метал-субкультуре, особенно финской, чего только нет). 😺 В целом, этому знакомству я, невзирая на свою нелюбовь к металу как жанру вообще, рад. Несмотря на название фестиваля, это, конечно, не фолк-просветительство в стиле, скажем, Moon Far Away и подобных команд, которые действительно используют аранжировки на настоящие фольклорные тексты, сохраняя традицию, однако главное — это, видимо, доставление удовольствия публике (среди которой были люди разных возрастов) и просто хорошее настроение, чего было с избытком.

Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

32 − = 26