2 сентября, в минувшую субботу, на концертной площадке «Арена Олимп на ЗиЛе«, что рядом со знаменитым автомобильным заводом, в рамках российского концертного турне выступили пионеры жанра futurepop, именитые шведы Covenant, знакомые, наверное, каждому готу и ценителю музыкальных жанров «тёмной сцены» и постиндустриальной танцевальной электроники, в частности. Также на одной сцене с Covenant выступили давно сыскавший авторитет на постиндустриальной сцене харизматичный и общительный музыкант Даниэль Майер (Daniel Myer) со своими музыкальными проектами и отчасти отечественная, отчасти молдавская группа Unity One, играющая заводной futurepop/syntpop/EBM в приятных аранжировках.
* * *
До самого последнего момента я не знал, смогу ли посетить этот концерт, хотя очень хотел. В итоге, к моему удовольствию, всё же «срослось». Кстати, доселе мне ни разу не доводилось бывать в стенах этой «Арены». Судя по её расположению, я заранее прикинул, что искать придётся долго, по задворкам (как клуб «Вольта» в своё время), однако судьба оказалась благосклонна: довольно скоро, спешным шагом, добрался дотуда от м. Тульская, притом по пути открывался живописный вид на Даниловскую набережную и Данилов монастырь, настраивающий на индустриальный лад. 😺 Главное было не пройти лестницу и вовремя спуститься с эстакады вниз аккурат возле другого берега Москвы-реки и перейти на другую сторону. Впрочем, всё равно умудрился опоздать на полчаса. 😺
Вопреки ожиданиям (от «ЗИЛа» и «Арены» ожидаешь чего-то такого монструозного, в стиле какого-нибудь «Главклуба» или Stadium’а), помещение оказалось достаточно небольшим, камерным. Народу было не особо (что как раз ожидаемо) — так тем лучше: в толкотне лично мне достаточно некомфортно воспринимать музыку и двигаться в такт.
Architect
Когда я зашёл в клуб, на сцене уже представляла ушам взыскательной публики свой проект Architect известная и — не побоюсь этого слова — авторитетная персона на европейской электро-индустриальной сцене, Даниель Майер (Daniel Myer). Вообще говоря, Майер — автор и участник множества проектов, включая не только наиболее известный, пожалуй, Haujobb (впрочем, тут у Майера есть напарник) и Architect, но и множество других проектов и творческих «личин», которые, видимо, множатся, как «пузыри» в творческой «мультивселенной». 😺 Он также одно время плотно сотрудничал с Covenant’ом, и вот теперь совместно с ним гастролирует: не только в качестве «разогревной» команды, но заодно и в качестве полноправного участника. Правда, систематически творчество Майера я, признаться, как-то не слушал…
Так вот, то, что делал Майер за пультом, я воспринял очень приятственно; именно такие ожидания были от живого звучания зрелого электро-индустриального проекта для взрослой и умной аудитории. 😺 Со сцены я услышал плотный атмосферный электро-индастриал, местами на грани дарк-эмбиента. Выдавался сочный, глубокий электронный саунд с упругими битами, но при этом воздействующий на слушателя элегантной мягкостью и «бархатистостью». Порадовала живая ритмичная перкуссия, на создание которой маэстро периодически отвлекался от своего пульта — местами даже возникали аллюзии на маршиал-индастриал. В целом, здесь (на композиции, в смысле, которую я застал первой) вышло не только продуманно и «технологично», «сочно», но и довольно драйвово.
На следующей композиции саунд стал более подвижный, больше танцевального характера. Хотя по мере разворачивания и добавилось немного «харшевости», характерной для электро-индастриала, эта вот «дарковая» атмосфера, идущая красной нитью, никуда не девалась. Далее ритмика и мелодика развились в EBM/IDM под импульсивные мелодекламации; периодически Даниэль снова брал в руки барабанные палочки, коими орудовал довольно интенсивно под чёткие EBM’ные биты и атмосферные, отчасти «космического» звучания, сэмплы.
Далее Майер представил то ли очередной свой сайд-проект, то ли попытался охарактеризовать концепцию звучания в целом, в которой он предпочитает творить: мне послышалось что-то вроде «I call it „technoEBM“». И действительно, представленная следом композиция показалась, скорее, динамичным EBM’ом в своей основе, но с щедрой приправой точно выверенных «технологических» сэмплов и эффектов, характерных для IDM’а; а местами даже, как мне показалось, звучание было похоже на This Morn’ Omina: не только сложными пассажами, но и гипнотичной компонентной в саунде, подчёркивающейся ритмическими паттернами и перкуссией.
А вот на следующей композиции я услышал, скорее, futurepop: во всяком случае, мелодика и меланхолия в саунде (а также, судя по всему, и в лирике) вполне позволяли так рассудить, хотя и весомая доля «харшевости» в саунде, конечно, присутствовала.
Далее многие в зале узнали следом исполненную песню (а я, впрочем, нет 😺), многие даже подпевали: технически это был чёткий EBM с сочными битами. Следом прозвучала композиция Techmarket (вроде бы так Даниэль её представил), более медленная и вдумчивая, с пульсирующими низкочастотными EBM-битами. В целом, довольно «технологичная» вещь, местами даже с индустриальными сэмплами типа металлического лязга и экспрессивным вокалом («go out! go out!»)- в общем, электро-индастриал в «правильном» смысле слова. 😺
Это был «финальный аккорд». Далее Даниэль удалился со сцены под аплодисменты собравшихся, и образовался небольшой антракт, во время которого крутили треки Diorama и прочую мягкую готичную меланхолию; к выступлению готовились Unity One.
В общем, Даниэль Майер (который, кстати, постоянно двигался и «заводил» зал), произвёл приятное впечатление; живое выступление его соло-проекта(-ов) (Architect и др.) очень понравилось: в первую очередь, собственно музыкой и «саундсферой», — даром что пришёл я не к началу. Было даже как-то и жаль, что он относительно быстро закончил.
Unity One
Эти ребята начали своё выступление довольно бойким и энергичным EBM’ом/futurepop’ом (отличительный признак futurepop’a, как по мне, — немного «плосковатый» отчётливо минорный саунд под «лиричный» вокал, тексты песен примерно соответствуют). Визуальный стиль команды отчасти напоминает милитаристический образ Nachtmahr (вокалист даже внешне чем-то Томаса Райнера напоминает; но образ у него здесь, скорее, не строгого «фюрера», а более «музыканта-романтика»). Фронтмен у команды достаточно подвижный и, как мне показалось, не лишённый харизмы: на месте, словно статуя, не стоит, достаточно активно жестикулирует и пытается «зажигать». От музыки повеяло какой-то такой милой фьючерпоповой ностальгией: приятные незамысловатые мелодии и лирика, хороший, энергичный вокал, танцевальный ритм.
Далее на радость публике прозвучала ещё более подвижная лиричная вещь, тоже с минорной гармонией и танцевальной ритмикой, под которую многие пританцовывали.
Следом — ещё одна подвижная композиция, но EBM-биты здесь уже так сильно не выделяются (хотя ближе к завершению всё же наподдали динамики). В общем, прозвучало практически чистым futurepop’ом.
Далее публике была представлена более спокойная и более атмосферная вещица, с воздушно-«спейсовыми» сэмплами и отчётливыми танцевальными электронными битами, и тоже приятной минорной тональности. Примерно в таком же духе отзвучала и следующая песня, тоже с немного «воздушной» гармонией, более светлая по окрасу.
Дальше зазвучал «медляк» под обволакивающий, отчасти «технологичный» электронный саунд. Эту композицию сменила подвижная и танцпол-ориентированная песня, саунд здесь можно охарактеризовать как futurepop/electropop (хотя потом, впрочем, пошли более-менее упругие EBM-биты).
По её завершении солист объявил, что следующая песня должна быть знакома собравшимся — я, впрочем, не распознал. Прозвучал просто приятный фьючерпоп, солисту помогал стоявший за пультом бэк-вокалист.
Ну и завершении фронтмен объявил, что кто-де под следующую композицию не будет танцевать, того он вычислит после концерта. 😺 Впрочем, нужды в том не было: и динамика выступления Unity One в целом, и эта композиция в частности благоспешествовали, как минимум, активному пританцовыванию. Зал окутал приятный сочный саунд, в то же время чувствовалась танцевальная лёгкость; на фоне чего солист затянул: «Каждую ночь ты сидишь у окна, перемещая звёзды…» — в общем, под всеобщее одобрение и местами хоровое пение сыграли кавер на песню «Нажми на кнопку» незабвенной отечественной синтипоп-команды «Технология » (до сих пор, кстати, дающих концерты). 😺 Если мне не изменяет память, своё прошлогоднее октябрьское выступление, где они играли с немецкими коллегами Solar Fake, Unity One также закончили этим кавером.
Далее команда поблагодарила публику и удалилась со сцены.
В целом, выступление Unity One оставило весьма позитивное впечатление. Хотя команда и не сказать чтоб особо известна, искренних похвал она заслужила. Ставка ими делалась на «хитовость» и танцевальность песен, а также на «театральную» компоненту. И вместе с тем, и саунд оказался довольно приятным и далеко не «плоским» — всё это в совокупности и «выстрелило».
Кстати сказать, вижу я Unity One не в первый раз: они выступали на разогреве у немецкого фьючерпоп-дуэта Solar Fake в октябре прошлого года, в клубе «Теартъ». Так вот, на том концерте, хоть я и отметил для себя позитивные стороны выступления этой команды, но почему-то, как помню, посчитал их позёрами — теперь же немного изменил мнение. Видимо, дело привычки и наработки на узнаваемость. 😺
Covenant
В антракте крутили, по-моему, атмосферный нойзовый эмбиент. Я решил взять в баре тёмного пива, и оно оказалось, кстати, не ахти, точно не стоило своих 330 руб. 😺
Тем временем, шёл уже десятый час вечера, народу стало заметно больше. Видимо, многие шли поглазеть исключительно на Covanant, и я не думаю, что это удачная тактика: ведь вновь пришедшие отказали себе в удовольствии насладиться выступлениями других отличных команд.
Наконец под аплодисменты и клубы плотного пара на сцене появились хедлайнеры в составе трио, притом выступивший ранее со своими соло-проектами Даниель Мейер собственной персоной стоял за пультом справа.
Первым делом бросилось в глаза (и думаю, не одному мне), что бессменный вокалист и композитор группы Эскил Симонссон (Eskil Simonsson), во многом благодаря вокалу и харизме которого, по моему мнению, проект и держится, сменил причёску: предстал он перед публикой бритым налысо и в очках. Я совершенно такого не ожидал, на мгновение проскользнула даже шальная мысль: «царь-то не настоящий». 😺 Но нет, его приятный баритоновый тембр очень узнаваем, хоть и местами (из-за накладок по линии звукорежессуры, наверное) звучал достаточно тихо. И отмечу, что иногда Эскил, пожалуй, пел СЛИШКОМ низко, из-за чего вокал производил смазанное впечатление и слова было довольно сложно разобрать. Мне даже как-то показалось, как бы он не решил ненароком пробовать петь в манере Леонарда Коэна; и потом я нашёл в интернете фотографии, где Эксил — в шляпе a la Коэн. 😺
Открыли Covenant своё выступление композицией Monochrome (впрочем, я могу ошибаться!) со знакового и любимого многими альбома Northern Light (2002): из пелены плотного, вязкого саунда вырывались монотонные пульсирующие электронные биты и местами «стрекочущие» сэмплы. И сцену, и партер окончательно обволокло туманом.
Следом сыграли более подвижную и глубокую Bullet с того же альбома — одну из наиболее узнаваемых композиций группы. Саунд плотный (плотней, нежели на студийной версии), присутствует должная сложность и технологичность; во время исполнения Эскил активно передвигался по сцене.
Далее он объявил композицию I Close My Eyes с последнего (и оставившего у меня смешанные впечатления) альбома The Blinding Dark (2016) — здесь вдумчивый темп, радующие ухо сложные сэмплы; но в целом, пожалуй, слишком «лёгкая» для Covenant вещь: да, качовые танцевальные биты, но маловато этой самой «дарковости».
Затем прозвучала ещё одна песня с нового альбома — среднетемповая, в техно-ритме; в отличие от предыдущей, мрачноватая и «шершавая» штука. В саунде узнаётся рука Майера, по-моему, хотя, в целом, достаточно типичная для Covenant стилистика. Баритон Эскила разливается под мягкие фьючерпоповые паттерны.
Следом — в интро какой-то индастриал-взрыв, пошли жестковатые сложные IDMэовские паттерны, был слышен уверенный бэк-вокал. Возможно, это Prometheus с того же Northen Light в электро-индустриальной перелицовке (а возможно, и нет).
Далее прозвучала композиция внезапно с очень подвижными EBM’ными битами, в такт которым мигала «светомузыка». Низкий вокал Симонссона тут вполне «в тему», вносит весомый вклад в доминирование мрачной атмосферы. Сэмплы и электронные паттерны умные, хотя, в целом, пожалуй, получилась «колбасная» вещь для танцпола. 😺
Кстати, вокал своей мягкостью и лиричностью рельефно оттенялся на фоне жёстковатого электро-индустриального саунда, создавая интересный баланс звучания.
Следующая композиция, The Beauty and the Grace (вышла на альбоме Modern Ruin, 2011), как объявил Эскил, похлопывающий того по плечу, написана Даниэлем Майером. Прозвучала, в общем, среднетемповая вещь с глубокими упругими синтами, плотным и немного «давящим», жестковатым (местами переходящим в умеренно-танцевальный) и лиричным вокалом.
Далее — атмосферная меланхоличная среднетемповая композиция с чёткими мощными EBM’овыми битами и лирическим бархатным вокалом, иногда низким и похожим на речитатив; в целом, понравилась, хотя может показаться и излишне жестковатой (впрочем, вокал здесь хорошо сглаживает нарочитую «шершавость» саунда).
Следом Эскил объявил, что прозвучит «song for pilgrims, strangers» — зал окутал плотный среднетемповый саунд с чёткими битами. Получился атмосферный и динамичный благодаря аранжировкам электро-индастриал.
Далее — Ignorance and Bliss (с альбома Leaving Babylon, 2013), подвижная и в целом futurepop’овая, хотя и на фоне EBM’ной подложки; также запомнились бьющая в глаза «светомузыка» и светлая кода.
На следующей — вначале зазвучали достаточно медленные зацикленные синти-паттерны, под которые вокалист скрылся в туман. 😺 Плавно развернулся среднетемповый электро-индустриальный саунд: относительно жёсткий EBM перемежался с минорным фьючером (который всё же доминировал); это известная их песня Like Tears in Rain с альбома United States of Mind (2000), только вокал Эскила был непривычно низкий, прям как у солиста Kirlian Camera на The Desert Inside.
На следующей композиции микрофон (и инициативу) взял энергичный Майер, а Эскил ушёл за пульт и в бэк-вокалисты — получился, по-моему, EBM, даром что медленный и вдумчивый, с бодрыми кричалками и активным «выходом в народ» г-на Майера. 😺
Далее — «рокировка» назад, теперь снова солировал Симонссон; я услышал быстрый фьючер под мягко пульсирующие танцевальные биты, и только потом понял, что представили Call the Ships to Port. Однако вокал местами был, как это неоднократно встречалось на этом выступлении, слишком низкий. Народ, впрочем, песню узнал (ну ещё бы!) и даже, к моему полному изумлению, активно попробовал толкаться и слэмиться. 😺 Что до саунда, то на сей раз он более-менее классический: как для Covenant’а (студийной версии этой композиции), так и по настроению, более-менее ровный и холодно-отстранённый в скандинавском стиле.
Отыграв эту композицию, музыканты удалились со сцены. Биса публике пришлось выпрашивать довольно долго. 😺
Наконец троица вновь поднялась на сцену. Эскил объявил, что сейчас прозвучит The Morning Star с нового альбома, которую он сам очень любит, — и действительно, это одна из лучших и атмосферных вещей на The Blinding Dark, по-моему, вполне в духе творчества Covenant: вроде отрешённая и меланхоличная по настроению, но «живые» сочные биты и мягкие умные сэмплы (в духе, скажем, Seabound).
Далее прозвучала подвижная, скорее, EBM’ная вещь с «воздушной» гармонией, которую также сменил среднетемповый мягкий ибиэмчик со «звенящими» сэмплами — Dead Stars с альбома United States Of Mind; солирует здесь почему-то Майер.
После этого музыканты окончательно удалились со сцены.
Итого
Что касается выступления Covenant, то, несмотря на то, что оно, в целом, понравилось, осталось стойкое впечатление «чего-то не хватает» в послевкусии; не было ощущения полноты и полного удовлетворения. Плюс, как мне показалось, немалую часть своего творчества они «забыли». С одной стороны, в фокусе внимания были композиции с последнего альбома The Blinding Dark (2016), это понятно. Но с другой, как мне кажется, можно было включить в сет больше узнаваемых и драйвовых вещей из старого материала, разогревая двигательную активность публики. Например, с того же Modern Ruin (писавшегося, кстати, в сотрудничестве с Майером) есть совершенно прекрасная композиция Judge оf My Domain, подвижная и атмосферная (правда, Майер в её создании не участвовал). Очень ждал её, но увы. Или со старого альбома Europa (1998) много просто отличных электроиндустриальных вещей типа Go Film, звучащих очень свежо до сих пор — жаль, если в современное звучание Covanant они не вписываются.
А в целом, остался очень доволен мероприятием (эвона какой отчёт накатал 😺).
Дорогой автор, песня Go Film, кстати, была!!! Плохо слушал)))
По поводу последнего альбома — не соглашусь. На мой взгляд — это один из самых сильных и концептуальных альбомов группы.