Концерт Moon Far Away и Neznamo в Москве, 10.11.2019

Позавчера, воскресным вечером, в небольшом, но довольно уютном клубе Вермель состоялся концерт заслуженных мастеров российской неофолк-сцены — архангелогородцев Moon Far Away. А в качестве поддержки перед основным выступлением публике демонстрировал своё мастерство доселе мне не известный проект Neznamo.

С тех пор, как я их видел последний раз, MFA — этим летом — сумели выпустить новый полноформатный альбом с алхимическим названием Athanor Eurasia (2019), который в сети набрал немало тёплых отзывов, притом не в последнюю очередь — у западного слушателя. Сам же я ознакомился с ним аккурат перед концертом, сколько времени позволяло, — всё же концерт приурочен к промо этой работы, а значит, бо́льшая часть вещей будет сыграна именно оттуда. В качестве отступления пару слов своих впечатлений об альбоме также скажу ниже.

Neznamo

Когда я вошёл в помещение клуба, на сцене уже минут, наверное, 15 за пультом стоял мужчина в балахоне. В зале и на сцене свет был приглушён, под стать создаваемой выступавшим музыкальным проектом атмосфере.

Как я и сказал, до сего момента об этом московском проекте мне ровным счётом ничего не было известно. (Не в этом ли ещё один разумный довод ходить на концерты? 🙂 ). Подозреваю, выступает он и вообще активничает не так часто.

Впрочем, в сети кое-что можно найти. Позволим себе процитировать информацию с сайта лейбла MoonSun (где Neznamo и издаётся):

Проект unknown был основан в 1996 году Дмитрием Шиловым с целью изучения человеческого опыта и существования путём погружения в области бессознательного, используя для этого звуковые/мелодические образы. в период с 1996 по 2002 было выпущено несколько разноплановых работ, базирующихся на стилистике ambient. с 2002 по 2006 год деятельность проекта приостанавливается. в конце 2006 года проект получает новое название — neznamo. звукоряд neznamo — мистическое сплетение гулов и шумов, создаваемых с помощью народных инструментов, голоса, камней, дерева и песка, звуков резонансных устройств и записей живой природы.

Предельно доходчиво. Стало быть, от живого выступления следовало ожидать большего. 🙂

Что ж. Из колонок доносился монотонный односложный гул тревожного такого окраса; ритмически варьировалась, в небольших пределах, амплитуда громкости. В общем, саунд, как мне показалось, тяготел к дарк-эмбиенту.

Задний фон тоже особым разнообразием не блистал: на статичном видеоряде красовалось лого с названием проекта в церковно-славянском стиле.

Иногда фронтмен что-то напевал в ритуально-атмосферном ключе, достаточно тихое, органично вписываясь в саундскейп. Периодически у него в руках оказывался какой-то компактный, умещающийся в ладони, деревянный духовой инструмент типа дудки или рожка, но тому, впрочем, отводилось довольно эпизодическая роль.

Под конец выступления саунд немного было разнообразился перезвоном колокольчиков, но увы, это электронные сэмплы.

В общем, на протяжении где-то часа, что проект выступал на сцене, слушатели были погружены в один и тот же саундскейп (сам по себе довольно простой и монотонный), без особой смены декораций. Как фоновая музыка для чтения и/или создания определённой атмосферы (тёмного, конечно, окраса) — вполне, ну а для лонгплея всё же скучновато. Можно было спокойно выходить из зала, возвращаться снова и осознавать, что за время отсутствия не потерял ровным счётом ничего.

Moon Far Away

Отыграв свою программу, Neznamo покинул сцену, а после небольшого перерыва на неё под аплодисменты вступили долгожданные Moon Far Away.

Повторюсь, лично я последний раз видел их аж 4 года назад, в ноябре 2015-го, когда они весьма неплохо выступили на одной сцене с белорусами Erde, так что этого концерта я особенно ждал.

Публики, кстати, было «в самую плепорцию»: не очень тесно, но и откровенно малым число пришедших тоже не назовёшь. Думаю, человек около ста набралось, что для ритуального русского фолка не так уж и мало (хотя, конечно, в какой-то иной реальности могло быть и больше).

* * *

Пожалуй, не сказать хотя бы пары слов в качестве отзыва на Athanor Eurasia было бы не правильно. Альбом мне тоже, в целом, пришёлся по вкусу, хотя я музыку в последнее время предпочитаю воспринимать именно что на концертах.

На первый взгляд он кажется несколько эклектичным: в трек-листе присутствуют песни как на русском, так и на английском, примерно поровну.

Далее, в сравнении с предыдущими работами заметен крен в сторону этакого натур-минимализма в плане выразительных средств. Так, открывается работа инструментальной композицией The Song Of The Five Lakes Watermill, прочерчивая магистральный стилистический вектор. Мы слышим гитару в спокойном умиротворяющем фоне — как бы сидим на берегу реки, созерцая движение колеса времени. Кстати, название композиции дано неспроста: на ней можно услышать

звуки работы водяной мельницы Кенозерского национального парка, записанные на диктофон и доработанные позже в студии.

Помимо чисто языкового аспекта, эклектичен Athanor Eurasia ещё и потому, что сам собой разбивается на две разные подтемы: помимо указанной фольклорной линии мы отчётливо слышим западный неофолк классического образца, as we know it. Притом уже во втором треке, The Blank Flag Of The Europe. Который, кстати, тоже вполне минималистичен (что характерно для жанра), однако тут эстетика, скорее, не созерцания, но действия, учитывая, несмотря на спокойный мужской вокал, прекрасную динамику.

Был бы я евразийским философом, в качестве концептуального нерва альбома выдумал бы сейчас что-то типа алхимико-диалектического единства русской лунарной и европейской солярной интуиций, но подобного рода мазки широкой кистью мне чужды, к сожалению или к счастью. 🙂

На протяжении всего альбома эти самые «интуиции» разворачиваются перед слушателем красной нитью: неофолк европейского образца спокойно соседствует с обработанными мотивами русского фольклора, иногда оборачивающиеся религиозным стихом (Два Лазыря).

В некотором роде особняком стоит композиция Любила Меня Мать, Обожала, где используется электроника, а также голос Александры Васильевны Кокориной, пожилой носительницы русской фольклорной традиции, силами коллектива Moon Far Away у которой, кстати, вышел диск Песни Устьи (2016).

Кульминационная точка — Celebrate!, записанная вместе с Тони Уэйкфордом из легендарных Sol Invictus. Композиция торжественна по духу, но вместе с тем чувствуется минимализм русского фольклора в инструментальном плане, используются традиционная перкуссия, погремушки, гусли (возможно). Здесь, как мне кажется, обе концептуальные подтемы удачно сопрягаются, объединяясь в нечто единое. Возникают ассоциации с масленичными обрядами.

В целом, по звучанию и атмосфере, как мне показалось, Athanor Eurasia получился хотя и по-своему интересным и запоминающимся (а где-то даже неожиданным), но неярким, не достаточно сочным. С другой стороны, нити основного фольклорного мотива музыканты не теряют, подсвечивая их в оригинальном ракурсе.

Что касается идейного подтекста, то здесь Moon Far Away пытаются сшить в ещё более тесное (чем у них получалось ранее) целое русскую фольклорную традицию и западный неофолк; и в определённых пределах у них это, пожалуй, получилось, несмотря на то что обе этих линии на протяжении альбома прослеживаются в более-менее чистом виде. В отличие от предыдущих работ, здесь эта связь смотрится более артикулированно, более явно. Иными словами, складывается впечатление, что MFA хотели бы стилистически удержаться в рамках не некого абстрактного world music с тёмной ритуальной атмосферой, но именно neofolk’а — своеобычного, но всё же понятного западному слушателю.

Отсылки же к «евразийской» идее и эстетике в данном случае сложно принимать со всей серьёзностью, поскольку ничего эссенциально азиатского, ориенталистического ни в музыке Moon Far Away, ни в русском фольклоре (тем паче, северном) нет. Чистая, кристальная «Евразия» — это совершенно другой культурный пласт. Это Dead Can Dance, Rajna, Vas, балканские (и использующие этот колорит) проекты типа Irfan, Stellamara и др. Там или наследие огромной евразийской империи с колониальным прошлым (Британской, прежде всего), которая действительно вобрала в себя многообразие местных восточных культур, или непосредственная близость Турции (Балканы). В творчестве Moon Far Away, как по мне, эстетика совершенно иная.

Хотя, в Европе нашу культуру действительно часто воспринимают как «восточную», что делает её удобной (привычной) для восприятия тамошним наблюдателем. И вкупе с изданием на немецком лейбле Prophecy Productions, Athanor Eurasia видится больше как комплимент западному слушателю. С другой стороны, с расширением аудитории группу в любом случае можно только поздравить.

* * *

Так вот, музыканты вышли на сцену с составе квартета, в холщовых костюмах в традиционном стиле, в привычных загадочных масках и босые, что на некоторых из числа присутствующих, видимо, произвело сильное впечатление. 🙂

Открылось выступление композицией Напади, Роса с нового альбома. Слышно спокойное гитарное соло, затем вступает сольный женский вокал под размеренную гулкую перкуссию. Кстати, голос у солистки довольно характерный: низковатый и отчасти «холщовый», что ли, — в общем, ложащийся в общую атмосферу.

Поля вы, Поля — тоже спокойная и атмосферная. Наряду с минорными интонациями, композиция окрашивается и в отчётливый светлый оттенок. Сюжет песни, кстати говоря, трагичный и даже отчасти жестокий, в духе русского фольклора. В выразительный инструментарий добавляются погремушки в руках солистки.

Выступление проходит в рамках минималистической концепции, как и сам альбом Athanor Eurasia. Кажется, даже присутствующая бас-гитара внешне стилизована под акустику.

Впрочем, электронные сэмплы тоже использовались: у фронтемна Алексея Шептунова рядом, на невысокой подставке, был ноутбук, с которого он и орудовал, помимо игры на гитаре и пения.

Звучит Два Лазыря — этот традиционный религиозный стих получился, благодаря добавлению ритмичной перкуссии, в меру подвижным, светлого оттенка. Здесь также солирует женский вокал. У вокалистки Елены в руках периодически оказывается небольшая флейта-свирель.

Звучит тревожная классическая неофолковая вещь в среднем темпе, с мужским вокалом. Женский, впрочем, тоже не исчезает полностью, выступая в роли поддерживающего бэк-вокала.

Показалась довольно любопытной русская колыбельная, сыгранная в динамичном маршеобразом (отчасти неофолковом) стиле — интересное сочетание.

Ещё одна фолковая композиция в размеренном темпе, светлого окраса; в руках у барабанщика какая-то «сыпучая» погремушка.

Звучит ритмичное электронное вступление, по которому сразу узнаёшь Не Вели Ветры с легендарного альбома Беловодие (2005). Очень люблю эту песню у MFA, кстати, и здесь не отказал себе в удовольствии подпевать. Но в данном случае мужской вокал со сцены, увы, звучал довольно тихо (кстати, не только в этой песне).

Подвижная Жито Жала — тоже из старого, но оттого не менее любимого репертуара MFA.

Цветики тоже сразу узнаёшь по характерной перекличке флейт в начале композиции, в данном случае довольно эффектно смотрелось.

Довольно ритмичная Олюшка с альбома Minnesang (2010), отчасти подвижно-танцевально окраса. Следом — достаточно подвижная композиция в стилистике классического неофолка, с опорой на акустическую гитару и атмосферными электронными сэмплами — Сталь Свет Любовь (Steel Light Love) с нового альбома. Вкупе с пением дуэтом создаётся магически-обрядовая атмосфера.

Ещё одна классическая неофолковая композиция, с торжественно-увертюрным вступлением и маршевой перкуссией. Притом до боли знакомая — это A Rose in Hell из репертуара Sol Invictus. Было бы полнейшим сюрпризом её услышать на этом концерте, если бы заранее не знал, что в записи нового альбома принимал участие Тони Уэйкфорд. Кстати, поймал себя на мысли, что голос Алексея здесь оказался весьма схож с вокалом Тони: и внешне, и экспрессией.

Выступление подходит к завершению, и звучат духоподъёмные Ты Взойди, Красно Солнышко и И Свет во Тьме Светит, прекрасно смотрящиеся в качестве кульминации и торжественной коды.

На бис артисты исполнили фольклорную солдатскую песню, двухголосным a cappella. Вот здесь, когда Алексей выступал стоя, мужской вокал стал гораздо лучше слышен, чем ранее.

На этой весёлой и даже залихватской (по тональности прозвучавшей песни), но на самом деле грустной (по фабуле) ноте артисты объявили, что завершают своё европейское турне в поддержку нового альбома, поблагодарили публику и удалились со сцены.

Резюме

Рад был снова наконец-то увидеть Moon Far Away в Москве. В сентябре прошлого года, когда они выступали на одной сцене с немецким музыкантом и поэтом Uwe Nolte, не срослось, зато сейчас удалось-таки окунуться в творчество архангелогородцев и восполнить некоторые пробелы. Пускай звучание со сцены казалось, в целом, не таким плотным, а атмосфера выступления — не такой тёмной и ритуальной, как почему-то ожидаешь, зато выступление получилось спокойным, неофолковым и где-то даже воздушным. При этом нимало не утратившим аутентичный фольклорный колорит. В общем, видно, что музыканты продолжают своё творческое становление, что не может не радовать.

Жаль, так и не удалось услышать вживую великолепную поморскую Волна Шумит, которая в студийном исполнении MFA особенно прекрасна, но будем надеяться. 🙂


Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.