Фестиваль M’era Luna 2019. День второй, 11 августа, воскресенье

Первая часть повествования — вот здесь.

* * *

Вернувшись электричкой после насыщенного первого дня фестиваля из Хильдесхайма на свою ганноверскую станцию, по дороге в апартаменты решил зайти в местный Макдональдс (к этому времени уже опустевший), где сделал важную символическую штуку: купил самый дешёвый кофе (1 или полтора евро). На самом деле, я не хотел взбодриться кофейком (в этом смысле вполне хватило впечатлений от фестиваля), а просто хотел выказать символический жест благодарности этому заведению, которое днём ранее, по моему приезду в Ганновер, услужливо предоставило бесплатный вай-фай, который мне очень и очень пригодился. Перед этим я с той же заветной целью — подключиться к интернету — заходил в какое-то местное кафе, где меня продинамили. Короче говоря, слава транснациональным корпорациям. 😺

И, закрывая тему с Макдональдсами, — мне показалось, в Москве персонал как-то более вышколен под корпоративные рамки, что ли. Здесь же царит более раздолбайское какое-то настроение, и, наверное, даже не потому, что работает много мигрантов. И ещё странная деталь: на следующий день, когда я решил здесь немного подкрепиться, мне сообщили, что карты они принимают только при заказе от €5, чего в прошлом году точно не было. Не знаю, чисто ли это ганноверское нововведение, инициатива конкретного ли ресторана или же подобное с некоторых пор имеет место по всей Германии.

* * *

Открывающие второй день фестиваля выступления шли с 11 утра по расписанию: на главной сцене должны играть финские металисты Fear of Domination, а в ангаре — Yellow Lazarus. Но поскольку о существовании этих команд я узнал аккурат из расписания на M’era Luna, решил особо не спешить, дать, в конце концов, малость подуставшим ногам немного заслуженного отдыха и выспаться.

Впрочем, практически под окнами у меня располагалась лютеранская евангелическая церковь, которая уже к девяти утра по местному времени оглашала мирно спящие окрестности мягким колокольным звоном, — привет, кстати, любителям попенять РПЦ за колокольный звон в выходные. 🙂


Лютеранская евангелическая церковь Gnadenkirche zum Heiligen Kreuz в Ганновере;
фото — моё, но сделано здесь же в прошлом году

Когда я пришёл на станцию, на часах было уже около половины одиннадцатого; в принципе, где-то за час вполне можно было добраться, однако в Хильдесхайме я заскочил в местную донерную, где не спеша подкрепился. Кстати, в прошлом году, в другой здешней донерной, хозяин оказался из Турции, притом довольно неплохо разговаривающий по-русски (понял, что я из РФ, по предательски выглядывающей из кармана рубашки красной корочке загранпаспорта 😺). Вообще, я заметил, никакой мигрантофобии тут нет: напротив, местные весьма охотно завтракают в турецких донерных.

Что ж, пора двигаться. Мелькают знакомые пейзажи: аккуратные рыжие черепицы домов, кладбище, заветный тоннель под мостом.

По мере приближения ко входу до ушей всё громче доносились приятное пение и мелодия — на главной сцене играли Scarlet Dorn.

Scarlet Dorn

Здесь примечательна, конечно, история успеха. Сама Scarlet Dorn родом откуда-то из Сибири, и её родители эмигрировали в Германию, когда её было совсем мало лет. За то время, пока она росла в Германии, девушка стала (возможно, таковой и остаётся до сих пор) фанаткой гамбургских готик-металистов Lord of the Lost и записала в рамках какого-то фанатского соревнования видео, которое привлекло внимание фронтмена группы. Тот оказался настолько под впечатлением от творчества Скарлет, что решил спродюссировать её дебютный релиз Lack Of Light, 2018.

Я, правда, альбом не слушал и вообще вряд ли бы узнал о существовании Scarlet Dorn, если бы не фестиваль, но надо сказать, остался весьма доволен услышанным со сцены. Да, немного не мой стиль (тяжеловатый рок), но приятные певучие мелодии, атмосферная минорная тональность, чувственный вокал…

К моменту моего прихода она уже дуэтом с каким-то парнем, и это смотрелось довольно мило. Да и собравшихся у сцены было, как видно, не особо много, и никто не мешал занять удобную локацию и свободно перемещаться. Короче говоря, оставалось только пожалеть, что застал лишь малый кусок выступления.

Formalin

Про эту берлинскую команду ранее я тоже ничего не слышал, хотя Formalin с 2010 года имеет в активе несколько изданных альбомов на крупном «альтернативном» немецком лейбле Out of Line.

Едва появившись на сцене, эта троица сходу обрушила на присутствующих стену тяжёлого, степенного электро-индустриального саунда. Наверное, по совокупности стилистических приёмов (а также образа музыкантов) такое правильно называть аггротеком, с некоторыми фишками которого иногда выглядело малость перебором: ну, взять хотя бы довольно сильный шум (лепту здесь вносит экспрессивный ударник).

На второй композиции включился ритм поживей, и в целом наблюдать за происходящим на сцене стало любопытней. Но тем не менее, сложно отделаться от впечатления, что смотрится выдаваемый «продукт» немного попсово. Так, как будто основная ЦА — клубная молодёжь (которая здесь, впрочем, тоже присутствует). 🙂

На следующей получился классный мягкий и динамичный EBM. Кстати, клавишник у них ещё и гитарист по совместительству. Но даже когда он переключается на гитару, саунд по преимуществу остаётся электронным — кажется, электрогитара существует здесь по большей части для дроун-эффектов.

В общем, ребята артистичны, бодры, настроены на отдачу и иногда выдают довольно интересный саунд — но, в целом, немного не моё.

Faelder

Faelder — это т.н. супергруппа, проект, состоящий из некоторых участников довольно известных немецких команд Unheilig и In Extremo. Результатом их совместной работы стал выпуск студийного альбома Incurable (2018). Насколько я понимаю, этим проектом музыканты хотят выражать какие-то «тёмные» и интроспективные стороны своих творческих интенций, но при этом оставаясь в массовом сегменте. И наверное, им это удаётся.

Мне же услышанное со сцены показалось чем-то в стилистике Раммштайн, включая и то, что у вокалиста достаточно сильный вокал. Как мне показалось, кое-что играли на мотив немецкого фольклора — во всяком случае, выглядело, будто перед тобой аранжировка народной песни.

В общем, будучи не особым ценителем тяжёлой гитарной музыки (да ещё и с полностью немецкоязычной лирикой), за выступлением команды особо не следил, предпочитая неспешно прогуливаться по фестивальной территории.

Heldmaschine

Внезапно в ангар набилось реально куча народу — при этом я о выступающих здесь Heldmaschine и понятия не имею. 🙂

Группа они достаточно молодая (образовалась в 2011 году), стилистически относится всё к тому же NDH. Короче говоря, судя по лайнапу M’era Luna, несложно догадаться о масштабах влияния ВИА Раммштайн на умы и эстетические предпочтения немецких слушателей и музыкантов. 🙂

Я, если честно, думал, мне будет не особо интересно за этим наблюдать, однако начали Heldmaschine с довольно-таки зажигательной вещицы и вообще выдавали не просто гитарный, а электронно-гитарный, а где-то даже электро-индустриальный саунд с танцевальным драйвом.

Слышен бойкий тяжёлый (если не сказать брутальный) рок с электроникой; этот брутальный эффект усиливался тональностью немецкоязычной лирики и отрывистым грубым баритоном фронтмена.

Запомнилась довольно драйвовая мрачная композиция с рефреном (и таким же названием) Radioaktiv.

Паче чаяния, вышло довольно нескучно; пританцовывал бы активней, будь народу чуточку поменьше. 🙂

Versengold

Versengold — довольно известные ребята на немецкой фолк-сцене, выступают с 2003 года. Правда, я ранее за ними особо не следил и специально не слушал. Да и их концертные афиши в стольном граде Москве мне не попадались.

А продемонстрировали они со сцены, в составе секстета, весёлый, зажигательный фолк-рок (хотя Вики и пишет, что они чисто фолковая команда). В живом саунде — выделяется скрипка-фиддл, что придаёт звучанию милый аутентичный колорит. Иногда, как мне казалось, нет-нет да и проскакивали знакомые ирландские мотивы, однако по-немецки — на моё русское ухо — это выглядело немного «кринжово». 🙂

Народу вокруг сцены оказалось достаточно много, несмотря на, в общем-то, только начало дня. Собравшиеся активно подпевали, двигались, прыгали в такт музыке. Подумалось, что Versengold для готического фестиваля довольно необычная, но эффектная находка.

Что до меня, я какое-то время послушал, после чего отправился прогуляться. Кстати, во время прогулки по территории — что в первый день фестиваля, что во второй — неоднократно замечал парный мужской полицейский патруль. Хотя полицейские были при оружии, они не выглядели грозно и вообще не похоже, чтобы кому-то делали замечания. Сейчас обратил внимание, что за порядком на фестивале следит, оказывается, и женский патруль. Против фотографирования фрау не возражали. 🙂

Настала пора идти в сторону ангара, где по расписанию выступают меланхоличные немцы Melotron.

Melotron

Группа, участники которой поочерёдно выплывали на сцену, появились на сцене в конце концов в составе трио. Слышен степенный, тяжеловатый, довольно плотный мелодичный саунд с отчётливой «тёмной» атмосферой. Стильный фронтмен (Энди Крюгер) в красном жилете отнюдь не пребывает у микрофона в застывшей позе, а активно перемещается и танцует на сцене.

Народу, кстати, присутствует почему-то относительно немного, тогда как у нас, в РФ, группа достаточно хорошо известна и с какой-то периодичностью довольно успешно гастролирует. Мне, кстати, относительно недавно, в конце прошлого года, довелось побывать на их московском выступлении в рамках традиционного декабрьского фестиваля Moscow Synthetic Snow 2018, и оставили Melotron тогда довольно приятное впечатление.

Да и это выступление не стало исключением — во всяком случае, лично я наблюдал за происходящим на сцене с удовольствием. Хотя, надо признать, далеко не все композиции выглядели прям супер-драйвовыми.

Показалось забавным, что выдаваемый саунд, скорее, спокойного такого, созерцательного характера (даже по меркам фьючерпопа, предполагающего всё же некую динамику), — а Энди нарочито прыгает по сцене и искрит энергетикой так, будто собрались на какой-нибудь шведский электропоп. 🙂

Звучит их хит (по мне, так самая запоминающаяся композиция в репертуаре) Gib Mir Alles; здесь, помимо фронтмена, волей-неволей переключаешь внимание на музыканта с белым клавишным инструментом.

В определённый момент он занял вакантное место вокалиста у микрофона, в то время как фронтмен переместился за клавиши. И хотя у него голос не такой глубокий и отдавал какой-то робкой наивностью, по контрасту смотрелось очень даже неплохо. Аккомпанировала его вокалу приятная меланхоличная мелодия на фоне подвижных битов; кроме того, он периодически переключался на игру на мелодике. В общем, мне (да и залу, в целом, тоже) такой вокальный «своп» весьма понравился. Насколько я помню, на упомянутом московском фестивале Мелотрон также использовали эту фишку.

Далее фронтмен вернулся к своей обычной роли «первой скрипки», и одна за одной пошли композиции с узнаваемой в меру плотной, тёмной атмосферой на фоне мягких (в «щадящем режиме») EBM’ных битов — лично мне это всё хорошо зашло.

Короче говоря, не самое яркое, пожалуй, на сей раз выступление получилось у Melotron, но зато очень тёплое и камерное.

Diary of Dreams

К мэтрам немецкого романтического дарквейва у меня отношение, разумеется, уважительное. Однако выступления Diary of Dreams я видел уже не один раз в Москве, и последнее было в феврале месяца в формате «супергруппы» Coma Alliance совместно с Торбеном Вендтом из Diorama. Так что, как бы кощунственно оно ни звучало, особого смысла детально слушать выступление DoD лично мне на сей раз не было. Тем более, что Адриан Хейтс любит экспериментировать с тяжёлым гитарным саундом, который мне редко когда заходит. 🙂

Здесь на сцене DoD выступили в формате трио. И как раз первое, что я услышал, — мощный, напористый, достаточно тяжёлый гитарный саунд. Консистенция метала, фактически. Хотя, конечно, сама по себе тёмная, гнетущая (это всё в хорошем смысле) атмосфера, а также сопровождающие электронные сэмплы вкупе с узнаваемым низким вокалом Хейтса присутствовали.

Впрочем, позже всё же зазвучал фирменный экспрессивный darkwave, немного, правда, утяжелённый.

Медленной светлой грустью разливается рефрен композиции Traumtanzer, который публика подпевала хором. Вообще, фанатов Diary of Dreams среди собравшихся было довольно много, и многие из собравшихся подпевали довольно активно.

На мой взгляд (хотя и вполпригляда), группа выступила хорошо, хотя, во-первых, довольно много внимания уделялось тяжёлому саунду, и во-вторых, в контексте фестиваля уникальность и интерес к выступлению (тем более, с учётом того, что Diary of Dreams довольно часто балуют своими приездами российскую публику) как-то размазывались. И, возможно, у меня уже начала сказываться усталость. 🙂

Funker Vogt

На Funker Vogt мне тоже сразу не удалось протиснуться в зал, но уже снаружи можно было слышать хороший, бодрый EBM/futurepop в их исполнении.

В отношении этой немецкой команды я как-то всегда привык думать, что ребята ничем особенным не выделяются — ну, «ещё одна» EBM-команда, разве что излишне зацикленная на милитаристической тематике. Несколько хитовых композиций помнил и на этом всё. Так было, помнится, до 2013 года, когда они выпустили блестящий альбом Companion in Crime, который мне тогда прям очень хорошо зашёл. Кстати, вдруг кому пригодится: как по мне, это отличный саундтрек к «философскому» творчеству Стругацких типа «Града Обречённого», которое я в 2013 году и перечитывал. 🙂

Надо сказать, я был на их живом выступлении в Москве в марте 2018 года, и к этому времени они уже успели найти себе нового вокалиста. Бессменный, казалось, фронтмен Jens Kästel решил в том же 2013 году (аккурат после выхода Companion in Crime) покинуть «радистов» и сосредоточиться на собственных проектах. Но группа всё же не распалась и получила новое творческое дыхание.

Темп композиций не сбавлялся, кажется, ни на полсекунды. Многие с любопытством продолжали наблюдать за происходящим на сцене снаружи, на свежем воздухе, через вывешенный монитор. И надо сказать, наблюдать там было за чем, тем более, звук был на достаточно хорошем уровне.

Судя по увиденному, проект Vunker Vogt в современном изводе — это не только музыка, но и шоу. Ребята (зажигали, кстати, аж два вокалиста) облаком разбрызгивали на сцене содержимое из огнетушителя (хорошо хоть не публику, как любят Nachtmahr 🙂 ), на заднем фоне, в обречённой позе, висел какой-то манекен. Жаль, издалека из зала было довольно сложно следить за происходящим и разглядывать некоторые детали.

Ну и с т.зр. музыки «радисты», по большей части, выдавали задорные, как любят писать, EBM-боевики. Я бы с удовольствием более участливо окунулся в эту праздничную атмосферу, однако чувствовал (и не зря), что силы надо бы поберечь для олдскул-ибиэма в исполнении Spetsnaz.

Combichrist

Что касается Комбикрайста, к этим американским звёздам аггротека (собственно, как и к остальным проектам норвежца Andy LaPlegua) всегда, сколько помню, было несколько ироничное отношение. Это, как мне кажется, исключительно «танцполовский» проект, довольно успешный в своём плане, однако не претендующий на что-то более «глубокое» просто by design. В Москву они приезжали неоднократно, но я ни разу на них так и не сходил. Собственно, особого желания наблюдать за их выступлением не было и сейчас.

Послушал немного для проформы — показалось, в целом, достаточно нудноватым творчеством, хотя народу у главной сцены собралось, надо признать, реально много.

До ушей доносились эмоциональные кричалки типа we are dead inside, death is recycling и прочее. В общем, долго у сцены не стоял, хотя и допускаю, что это просто не моя музыка. 🙂

Spetsnaz

Здесь я решил дожидаться в ангаре заранее, хотя и можно было предположить, что народу будет относительно немного — вряд ли набьётся прям битком, во всяком случае. Но всё же я хотел пробраться поближе ко сцене.

Было заметно, как зал потихоньку наполняется крепкими парнями — всё же это олдскульная EBM-культура, которая не мыслима без определённого антуража. Стало быть, стоит ожидать и слэма в зале, без которого, кстати, не обошлось прошлогоднее выступление одних из основателей жанра, Front 242.

Spetsnaz — команда, конечно куда менее известная, однако существуют они достаточно давно (с 2001 года) и к настоящему времени имеют в активе 4 полноформатных релиза. Ну и, собственно, они одни в лайнапе фестиваля представляли стиль anhalt EBM (т.е. «олдскульщиков»), так что не потолкаться в слэме, пускай даже с моей сухопарой комплектацией, было бы преступлением. 😺

Наконец, Spetsnaz появились на сцене; как полагается по жанровому канону, в минималистичном формате: в составе вокалиста и ударника.

Несмотря на усталость, удалось довольно бодро и ко всеобщему удовольствию потолкаться; меня один раз прям конкретно сбили на пол, но, слава Богу, о бетон ангара ничем критичным не ударился.

Далеко не все из числа присутствовавших одобрительно отнеслись к слэму, ну тут уж извините. 😺 По ходу выступления были какие-то мелкие инциденты, когда охране нужно было вмешаться (то ли кого-то довольно сильно толкнули, то ли просто стало плохо), но в целом охрана публике не мешала развлекаться.

По итогам, мне очень сильно отдавило ноги, притом масштаб трагедии в полной мере оценил только, вернувшись в апартаменты: обе ноги довольно сильно опухли и болели. Однако ходить, слава Богу, я всё же мог.

В общем, лично для меня выступление шведов Spetsnaz ноленс-воленс получилось самым запоминающимся на фестивале. Хотя, конечно, если просто стоять и слушать (но зачем?), думаю, прям ударных, боевых хитов у ребят получилось не так уж и много; и в целом, у них сет-лист выдался достаточно ровный, как ни странно.

Кстати, исполнили кавер на композицию Shame мэтров жанра, британцев Nitzer Ebb, сообщив со сцены, что это эксклюзив для почтеннейшей публики. Но если честно, особенно хитовой я б её не назвал. 🙂

Joachim Witt

Следом, на главной сцене, выступал довольно интересный проект, названный, как несложно догадаться, по имени фронтмена.

Сам Йоахим Витт — фигура достаточно известная и уважаемая на немецкой альтернативной сцене. Ещё в 70-х он выступал в составе своей краутрок-команды; он участник совместных музыкальных проектов с Петером Хеппнером (одно время был участником Wolfsheim), Тило Вольфом и другими немецкими артистами. Сам он музыкант достаточно плодовитый, в рамках соло-проектов с 1980 года записал 17 студийных альбомов.

Однако его творчество прошло полностью мимо меня, да в РФ он, если не ошибаюсь, не посещал с концертом.

Я какое-то время послушал и как-то сходу не смог определить, к чему более тяготеет саунд: к року или всё же металу (по-моему, фифти-фифти). И, решивши прогуляться, обратился за помощью зала. 😺

Один из присутствующих, стоявших со мной в очереди в кофейную лавку, с энтузиазмом нахваливал исполнителя, но в то же время сожалел, что за пределами Германии о нём мало кто знает. Думаю, не в последнюю очередь такая ситуация сложилась потому, что вся лирика (которая, как мне показалась, в данном случае важна) — исключительно на немецком, что при прочих равных не особо способствует продвижению в ненемецкоязычные регионы.

Я, в свою очередь, поделился впечатлениями, что звучит, вообще говоря, очень неплохо и драйвово, и было видно, что музыкант, несмотря на свой почтенный возраст, выкладывается по максимуму. И публика это чувствует, наградив под конец выступления команду Йоахима Витта долгими овациями.

Assemblage 23

Мне уже доводилось видеть выступление этого знакового американского futurepop-проекта в Москве (8 апреля 2017 года, ещё в старом «Театре» на Басманной), и тогда мне весьма понравилось. Более того, тогдашним своим выступлением проект Тома Шира подтвердил в моих глазах статус флагманского на фьючерпоп-сцене. И тем обидней было, увы, не получить тех эмоций сейчас.

Assemblage 23 здесь, как и на том московском концерте, выступили в формате дуэта. Основатель и фронтмен проекта, Том Шир, сам по себе довольно харизматичный артист, как мне показалось.

Зазвучал узнаваемый подвижный фьючер, композиция Binary.

Неспешная меланхоличная Naked с лёгкими танцевальными паттернами.

Протяжным гулом под танцевальные биты зазвучала композиция Drive со светлым припевом — звук, по-моему, на троечку, немного грязновато. Кажется, где-то примерно с этого времени он стал каким-то расплывчатым и кашеобразным — возможно, мешало эхо с главной сцены (выступления шли параллельно на обеих).

Document — по мне, одна из лучших композиций. Однако, как мне показалось, в спектре внятными остались лишь танцевальные биты — остальное в определённый момент слилось в какую-то мешанину.

На Disappoint (ещё одна топовая композиция в репертуаре) — удачное сочетание минорной тональности и танцевальных битов. Однако тут я, будучи уже не в силах наслаждаться выступлением под такой саунд, вышел из ангара наружу, где выступление транслировалось на мониторе, — и что интересно, снаружи-то звук был лучше и чище, перекрёстное эхо со сцены практически не мешало!

Короче говоря, несмотря на положительные эмоции от факта присутствия одной из любимых futurepop-команд на фестивале, лично для меня выступление Assemblage 23 на M’era Luna стало всё же разочарованием, особенно по контрасту с московским пару лет назад. Возможно, надо было протиснуться куда-нибудь правее, куда перекрёстное эхо бы не доносилось (но не факт).

Subway to Sally

Потсдамцев Subway to Sally, играющих на основной сцене параллельно Assemblage 23, я особо никогда не слушал. Как пишет Вики, играют они фолк-метал. И действительно, со сцены доносился среднетемповый метал-саунд в основе с парящей поверх партией скрипки.

В общем, немного не моя музыка. И к тому же, мне почему-то не понравился вокал фронтмена. Но народу у главной сцены собралось прилично.

De/Vision

Эти ребята достаточно и вполне заслуженно известны, будучи старейшей (выступают с конца 80-х гг. прошлого века) немецкой synthpop-командой. Однако лично меня, признаюсь, их творчество никогда особо не занимало. С другой стороны, в апреле прошлого года мне довелось быть на их московском выступлении, и тогда мне их сценический подход, в целом, показался весьма профессиональным и цепляющим. И к тому же, фронтмен, Штеффен Кет, как мне показалось, очень неплохой вокалист, которому подходят исполняемые группой лирические композиции.

Вместе с тем, особого драйва (особенно в танцевальном каком-то аспекте) я тогда, помнится, не ощутил. Так что и в этот раз, если честно, смотрел на De/Vision без особого энтузиазма, и желания протискиваться в зал не было. 🙂

В общем, пока непосредственно в ангар решил не спешить, отдыхая вместе с остальными собравшимися снаружи:

Выступали De/Vision на сей раз в составе трио. Саунд, хотя и с синтипоповыми «рюшечками», всё же больше напоминает, в основе своей, в меру монотонный фьючерпоповый. Живая перкуссия здесь для поддержания простого ритмического паттерна.

Короче говоря, та же меланхолия в среднем или даже медленном темпе на фоне проникновенного баритона солиста.

Мнения о команде не поменял (я говорю исключительно о живых выступлениях — в записи же De/Vision, признаюсь, я не особо слушал): с одной стороны, если ждать от них бойкого танцевального задора, может показаться действительно скучным, однако нельзя не отметить концептуальность и местами даже гипнотичность саунда.

И кроме того, местами композиции оказываются не лишёнными вовсе танцевальной динамики. Вот взять ту же песню Try to Forget — достаточно приятная синти-электроника с «технологичными» сэмплами на фоне ровных танцевальных битов, — зал не только танцевал, но и подпевал с удовольствием.

И что самое важное (в контексте отзвучавшего выступления Assemblage 23) — досадных косяков со звуком на выступлении De/Vision не было.

Fields of the Nephilim

Заслуженные ветераны готик-рока вряд ли нуждаются в представлении. Однако по иронии судьбы и к своему стыду, я никогда особо ими не увлекался и до сего момента не был ни на одном их выступлении. И, если честно, мне не особо-то и хотелось стоять в плотной толпе.

В конце концов, я предпочёл присесть где-то поодаль на пыльную землю аэродрома (предварительно подстелив буклет, разумеется — зачем же ещё их раздавали 😹), пытаясь внимать выступлением мэтров на расстоянии (справедливости ради, далеко не я один избрал подобную тактику).

FOTN своему стилю не изменили: стильные плащи, ковбойские шляпы, стелющийся пар, словно смог на пыльных лондонских улицах. У них достаточно спокойная музыка, которой самое оно неспешно внимать под какой-нибудь напиток в клубе с приглушённым освещением: тягучий, приблюзованный гот-рок с фирменным порыкивающим вокалом фронтмена Карла МакКоя.

Не мог, конечно, не обратить внимания на хит Moonchild, с которым «нефилимы» больше всего и ассоциируются.

Повторюсь: мне кажется, они бы прекрасно зашли в камерном формате, где их музыку можно распробовать получше. В формате же оупенэйра куда больше остались довольны, как мне кажется, фанаты, которые знают их хиты наизусть. Хотя надо отдать дань звуко- и видеорежиссуре: звук был вполне хорош, и само выступление транслировалось на большом экране.

Suicide Commando

На московском выступлении этих бельгийцев я был в марте прошлого года. И в целом, остался доволен концертом, однако не могу сказать, что прям сильно тогда зацепило. Но тем не менее, зашёл в ангар в неком предвкушении. 🙂

Нынешний лайнап — всё то же трио, с клавишником и живыми ударными.

В саунде — всё тот же жёсткий, тёмного окраса и довольно атмосферный электро-индастриал/EBM, достаточно хорошо заходящий для танцпольного формата. Впрочем, доминируют здесь среднетемповые композиции. Вокал — практически полностью дисторшированный. Звук хороший, сильный, прекрасно и без помех было слышно с дальних рядов; видеоряд на сцене транслируется аж на 3-х мониторах.

Атмосфера композиций довольно «злобная» (странно было бы ожидать иного от команды с таким названием 🙂 ). Так же, как и в прошлый раз, на видеоряде яркой бегущей строкой транслировались бесхитростные, но «скользкие» тексты песен.

В том смысле, что, пожалуй, наши казённые борцы за нравственность, не оценя художественной изящности, над некоторыми слоганами могли бы и перевозбудиться (например, по части призывов к суициду), если б знали языки. По счастью, на выступления в Германии юрисдикция РКН не распространяется. 🙂

Я бы не сказал, что композиции особо прям драйвовые, но что-то в них определённо есть. В целом, смотрелось, слушалось и танцевалось под сет Suicide Commando лично мне достаточно комфортно. Плюс, Ван Рой в своей манере активно зажигал зал, беспрестанно бегая по сцене. Даже доносящееся эхо с главной сцены, где уже начали выступать VNV Nation, не особо смазало впечатление.

И плюс, народ потихоньку начал покидать ангар, освобождая танцпол, очевидно стремясь застать выступление хедлайнеров, — так что мне уходить отсюда было даже прям жалко. Однако пропускать многообещающее выступление VNV Nation было бы всё же странно (тем более, надо было ещё благополучно дойти до электрички обратно в Ганновер).

VNV Nation

Когда я подошёл, народу у главной сцены набилось более чем прилично, и люди всё прибывали и прибывали. Очевидно, выступление VNV Nation — не только финальная точка, но и кульминация фестиваля, поэтому в этом смысле всё ожидаемо. Впрочем, мне удалось-таки протиснуться чуть вперёд.

Сразу скажу, я был относительно недавно (в марте этого года) на их московском выступлении и остался тогда весьма впечатлён: не только музыкой и вокалом Рона Харриса, но и излучаемыми им энергетикой и харизмой. На мой взгляд, проект VNV Nation был преподнесён тогда московской публике с самой лучшей стороны. Ну и конечно, про остальных участников проекта тоже не надо забывать, хотя с фронтменом им откровенно повезло. 🙂

Так вот, на сцене они, как и тогда, играли с составе трио.

Звучит мелодичная, элегичная Illusion. Интересно, что на московском выступлении Ронан, помню, попросил собравшихся не пользоваться во время её исполнения зажигалками — здесь же народ не стеснялся и раскачивал зажигалками (и просто покачивая поднятыми кверху руками) довольно активно в такт песне. 🙂

Под жёсткие ритмичные биты, в стилистике чёткого анхальт-ибиэма играет Control — тут было бы просто грешно не размять ноги, даром что опухшие. 🙂

Звучит приятная, более спокойная (хотя и с элементами EBM) God of All с последнего альбома Noire (2018).

Короче говоря, было сыграно ещё много композиций, включая хиты типа Immersed и Nova. Кстати, закончили, как и московское выступление, торжественной композицией с упомянутого Noire All Our Sins — однако я к этому времени уже был на ночных улицах Хильдесхайма, двигаясь по направлению к станции.

Очевидно, хедлайнерами VNV Nation поставили совершенно по праву, хотя и выступают на M’era Luna они не в первый раз. Дело даже не в том, они одни из основоположников futurepop‘а — музыка у них, несмотря на минорно-рефлексивные интенции (что вряд ли можно назвать преимуществом для массового формата), яркая, эмоциональная и смотрится хорошо как в формате клуба, так и более масштабном. Кроме того, Ронан Харрис — харизматичный артист и, к тому же, довольно сильный вокалист.

Живые выступления — это важная часть жизни проекта VNV Nation, в чём я ещё раз смог убедиться. И я, конечно, пожалел, что не мог на сей раз остаться и дослушать/дотанцевать концерт до конца.

Кстати, в сети выложено, оказывается, полное видео этого выступления VNV Nation:

Beloved, судя по всему, не сыграли и здесь. 🙂

Что-то вроде резюме по воскресенью и фестивалю в целом

Наиболее понравившиеся мне выступления за день (не обязательно в порядке произведённого впечатления): VNV Nation (хоть и застал его относительно небольшую часть, но оно того стоило), Spetsnaz, Suicide Commando, Melotron, Funker Vogt, Scarlet Dorn. Разочарование: американские гости Assemblage 23 — впрочем, надеюсь, возможность нормально насладиться их живым выступлением ещё представится, тем более, судя по позапрошлогоднему московскому концерту, хорошо выступать они умеют.

В целом, наиболее яркими за все два дня фестиваля, на мой взгляд, были VNV Nation и Mono Inc., а одними из самых неожиданных и запоминающихся — Neuroticfish. Ну и Spetsnaz, само собой, по озвученным выше причинам. Кстати, несмотря на то, что после их концерта на ногах не осталось практически живого места, боли при ходьбе я не чувствовал — вот она, сила эмоциональной анестезии. 🙂

Думаю, это прекрасно, что на сей раз не было нужды в привлечении таких громких хедлайнеров типа The Prodigy (при всём к ним уважении), не имеющим никакого отношения к готической субкультуре. Выступление VNV Nation стало более чем достойным финальным аккордом.

P.S. Ну и по мелочи. По сравнению с прошлым годом, в этот раз, как мне показалось, среди посетителей визуально было как-то больше молодёжи. B довольно часто мелькали пары с детьми школьного возраста — правда, подозреваю, для детей подобный фестивальный формат всё же довольно тяжёлое испытание.

В плане каких-то забавных декораций обставлено было вроде чуточку менее богато, чем в прошлый раз. Ну например, небольшая лужа у входа в прошлом году была украшена забавным манекеном в виде образа смерти с косой; были ещё какие-то детали. Но в целом, это всё не так существенно, конечно.

Куда важней, что с погодой, как и в прошлый раз, очень повезло: по большей части, было достаточно тепло, солнечно и весьма комфортно в одной лёгкой рубашке. 🙂 Правда, во второй день набежали тучи (весьма кстати прикрывая жаркое солнце), но дождём так и не разродились. Разве что одно время едва-едва накрапывало, однако довольно быстро прекратилось.

В плане организации огромный плюс — доступная питьевая вода, этого в жару и тем более после активных телодвижений на танцполе (и вообще передвижений по территории) особенно не хватает.

Что не очень порадовало — отсутствие wi-fi, равно как и отсутствие каких-то более бюджетных вариантов с едой (в пересчёте на наши деревянные вышло всё же дороговато). Ну, относительно скромные и более-менее и сытные восточные (продавцы, видно, откуда-то с ЮВА) закуски с макаронами, соусом и курицей стоили порядка € 7-8. Шашлык, конечно, можно было найти, но это надо было выходить куда-то к палаткам за пределы территории со сценами. Продававшееся кофе и горячее какао тоже дешёвыми не назовёшь; тем более, в случае какао там обычный порошок Nestle, на который у меня ещё сдачу чуть не зажали. 😺


Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт, Культура с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.