Концерт VNV Nation в Москве, 03.03.2019

Вечер минувшего воскресенья, 3 марта, я решил провести в компании грандов futurepop‘а, команды VNV Nation из Гамбурга. в рамках своего российского турне, охватившего 3 города, на московской концертной площадке «Театр» они давали заключительный лайв в поддержу нового альбома Noire (2018), вышедшего в октябре прошлого года.

Что до меня, VNV Nation на сцене я видел впервые. Их шведских коллег Covenant, прекрасных, я уже успел заценить (в сентябре 2017 г.) — теперь пришла очередь за вторым локомотивом жанра.

Выступили VNV Nation на московской сцене не одни — им помогал канадский проект iVardensphere, поставленный на «разогрев».

Но обо всём по порядку.

iVardensphere

Пришёл я на концерт, паче чаяния, практически вовремя. На сцене уже демонстрировал своё мастерство публике канадский электронный проект iVardensphere — имя мне доселе не знакомое. За пультом стоял одинокий фронтмен, так что у меня сложилось было впечатление, будто выступает либо one-man-project, либо вообще какой-то диджей. Но судя по информации в интернете, количество участников проекта, вообще говоря, относительно немалое — просто до Москвы, видимо, добрался всего один. 😺

А играл он, между прочим (перед полупустым залом), довольно зажигательные и цепкие электро-индустриальные вещи. И делал это довольно эффектно, в сопровождении тумана и яркого освещения софитов. Некоторые из числа публики, у сцены, с удовольствием танцевали.

Саунд показался, во-первых, атмосферным, а во-вторых, достаточно жёстким (местами вплоть чуть ли не до нойзовой консистенции) и ритмичным. Ориентированным больше, конечно, на танцпол. Кажется, такое принято называть power noise. Иногда возникали аллюзии на This Morn’ Omina. Более того, фронтмен использовал достаточно интересные примочки, добавляя пикантности.

У меня, правда, было не танцевальное настроение, так что я предпочёл копаться в телефоне под этот электронный свето-музыкальный рокот. Кстати, подумалось, что мы в этом отношении немцев напоминаем: в основном народ стоит и смотрит («втыкает») на сцену, а танцуют лишь немногие энтузиасты. 😺

VNV Nation

{
В качестве вступления. Работу Noire, композиций откуда было сыграно в этот вечер действительно много, я, хотя и не освежил впечатления непосредственно перед концертом, в прошлом году послушал в записи и даже что-то по-быстрому законспектировал. Этот конспект на всякий случай тоже приведу as is — внизу, в примечании. Вкратце, альбом очень понравился, показался разноплановым и вполне в духе VNV. На концерте же никакого разрыва и отграничивания нового материала от старого не было. Все вещи вышли примерно равные по эмоциям и энергетике и гармонично шли одна за другой. Кстати, сам Ронан со сцены повторял, что ничего, мол, страшного, если не узнаете какие-то песни — просто они с нового альбома.
}

Вышли (по-моему, даже чуть ли не выбежали, как-то неожиданно появившись 😺) хедлайнеры в составе трио. Что первым бросилось в глаза — так это то, что основатель и фронтмен, Ронан Харрис (Ronan Harris), человек со светлой ирландской душой, казалось, буквально сиял от радости. И конечно, этот настрой не мог не передаться публике, реагировавшей на артистов самым тёплым и восторженным образом.

Ронан оказался очень харизматичным дядькой, общался с публикой очень активно, постоянно бегая по сцене и приветствуя всех желающих. С такой вот ролью «живчика» он, учитывая вдумчивую и лирическую тональность музыки VNV Nation, совершенно не ассоциировался. Однако всё встало на свои места, когда Ронан во всеуслышанье сообщил, что он ирландец (да ещё и полушутя: зачем вы ко мне, мол, обращаетесь на немецком? я же ирландец! 😺). А поскольку ирландцы, по его словам, «very passionate people», многое происходящее на сцене перестало вызывать удивление или «когнитивного диссонанса». 😺

Открыть концерт было решено первым же треком с нового альбома: A Million. И с первых же секунд (за исключением медленного интро) были заданы общие тон и динамика: во-первых, характерный для futurepop в меру сочный саунд с пульсирующими электронными паттернами, а во-вторых, общий мелодизм, дополняющий пронзительный лиричный, с нотками ламентации, вокал Харриса. В целом, выглядело довольно динамично и танцевально.

Дальше с новой работы переключились на старенькое: зазвучала Retaliate с альбома Transnational (2013). По концепции это futurepop (минорный лад), но больше, как мне показалось, с более танцевальной EBM’ой структурой. Притом саунд отнюдь не глупый, с интересными «инкрустациями», да и мелодичная тема развивалась.

Сам Ронан не переставал бегать, отпуская комплименты в адрес собравшихся (какой-то девушке сказал, что у неё классные волосы 😺).

Кстати, он мягко, но очень настойчиво просил выключить вспышки на телефонах, и эту просьбу периодически повторял. Видимо, дело было не столько в том, что свет (которому могли мешать вспышки) составлял важную часть шоу, сколько в удерживании внимания публики, чтобы та не отвлекалась на постороннее.

И надо сказать, оно того стоило — в итоге, получился, наверное, максимум внимания на сцену и хороший, очень живой двусторонний контакт. А посыл Ронана был примерно таков: вы — на концерте, так и будьте на концерте! Правда, лично мне это не мешало фотографировать и периодически конспектировать происходящее. 😺

После прозвучавшей лиричной композиции с нового альбома на очереди была похожая по тональности, светло-лиричная Space & Time с альбома Automatic (2011) — тут к моему удивлению подпевали чуть ли не хором. А Ронану растроганные зрители преподнесли бутылку с каким-то крепким алкоголем — и он с удовольствием сделал глоток. 😺

Вообще, по ходу концерта немного хулиганили ребята во вполне ирландском духе, иногда наливая прямо на сцене и принимая подарки от благодарных слушателей (кстати, не только в виде алкоголя, но и флага, с котором Ронан с удовольствием носился и подыгрывал публике). И ведь я не заметил, чтобы опрокидывание рюмок как-то повлияло на его вокальные способности, на демонстрируемое им и его командой мастерство — всё было под контролем.

Так вот, саунд тут, кстати, благодаря электронно-синтипоповой основе, получился достаточно интересным. Однако танцевать под такое всё же тяжеловато — оно, скорее, для эмоционального вчувствования.

Далее вернулись назад к Noire — зазвучала более спокойная When is the Future?. Яркая композиция с тональностью светлой грусти. В целом, получился чуть ли не эталон futurepop’а, по-моему. Кстати, на именно на эту композицию VNV Nation был снят официальный чёрно-белый («в стиле нуар») клип в Японии, предварявший выход альбома.

Резко, тревожно и динамично началась Honour с альбома (точнее, EP) Honour 2003. Запомнилась в т.ч. благодаря резким мелодекламациям Ронана (взятым из речи Рузвельта в 1936 г.): «I hate war!» И тут уместно сказать, что Харрис вроде никогда не политизировал VNV Nation — но оставляя за скобками политику Рузвельта и политику вообще, фраза ведь кажется очень актуальной.

Прозвучала пара приятных минорных композиций с придающими изюминку саунду «технологичными» сэмплами. В промежутках между ними Ронан не особо старался сдерживаться в похвалах «рашн водке». 😺

Следом шла достаточно подвижная, динамичная The Farthest Star (если не ошибаюсь) в приятной минорной тональности. Отмечу высокий лиричный вокал Ронана, который настолько сильный и вызывающий внимание на себя, что не даёт в полной мере воспринимать музыку как танцевальную, даром что сам он буквально требовал, чтобы публика не стояла на месте.

Звучит Illusion с альбома Judgement (2007) — одна из самых известных песен VNV Nation — медленная, с характерным оттенком светлой грусти и обречённого сожаления. Начиналась она практически в полной темноте, затем подсветкой делались те или иные акценты. Сам Харрис предварил её исполнение комментарием, что эта песня в т.ч. «about pain» и вообще попросил быть внимательными во время её исполнения. Зал подчинился и подпевал. Кстати, мне такой дюже лиричный пафос не особо зашёл; я-то всё ждал трагичную Beloved — но вот её, увы, не прозвучало.

Достаточно «синтовое» вступление с динамичной канвой — звучит минорная God of All[1] с Noire. По саунду это приятный классический futurepop.

Далее Харрис вновь призывал не стоять на месте под какую-то подвижную композицию с «колющими» электронными сэмплами. Кстати, ещё раз отмечу, благодаря стараниям музыкантов (особенно, наверное, клавишника и «ноутбуксаундмахера», скромно стоящего слева на сцене) в саунде всегда присутствовала своя интеллигентная приятная изюминка.

Сыграли также Chrome с Matter+Form (2005), динамичную жестковатую композицию. Ну а Control, откровенно уже жёсткую, с альбома Automatic (2011) волей-неволей пришлось петь залом. Точнее, подпевать, выкрикивая ироничный рефрен: «I want control!», — контроль публики со стороны Харриса был неоспорим, равно как и её желание подчиняться. 😺 Благодаря бойким упругим EBM-битам смотрелась она как 100% танцевальный EBM-хит, кабы не приправа в виде умных синтов, иногда даже интересно замещающих гитарный саунд (ну или мне показалось).

Контрастом звучала Homeward с помянутого Matter+Form — неспешная спокойная композиция со светлой «космической» атмосферой, лиризм которой «огрубляют» лишь выделяющиеся EBM’ные электронные паттерны в основе.

Вновь переключившись на чествуемый Noire, сыграли и Immersed — она мне понравилась в записи[2], но тут почему-то как-то не заострил внимание на понравившихся нюансах. Ронан упирал на танцевальность, но композиция всё же достаточно сложна.

Прозвучала светлая и подвижная Resolution с Automatic (2011), после чего артисты удалились со сцены. Чтобы, конечно же, выйти на бис и сыграть хиты VNV Nation.

Медленно разворачивалась лиричная и атмосферная Nova (с того же Automatic) — тоже одна из самых известных их песен.

Следом сыграли спокойный фьючер в приятной минорной тональности — к сожалению, не уловил названия композиции, хотя было интересно. Спрашивать рядом стоящих было как-то неловко, потому что люди были погружены в атмосферу (по крайней мере, в моей локации).

А закончили песней All Our Sins[3], по совместительству завершающей альбом Noire, — очень эмоциональная и очень трогательная композиция, динамично разворачивающаяся и звучащая светлым гимном или даже исповедью. Притом звучание достаточно минималистично, сопровождалось мягкой перкуссией. Здесь, конечно, всё внимание — на пронзительный вокал. Любопытно и эффектно выглядело и световое решение: белое освещение было интересным образом сгруппировано и направлено на Ронана, неподвижно стоящего в центре.

Резюме

Несмотря на то, что публики могло быть и побольше (впрочем, к выступлению хедлайнеров народ хоть как-то подтянулся — а то ж на iVardensphere в этом отношении было грустно), концерт прошёл по энергетике просто великолепно. И в самой существенной части это заслуга лично Ронана Харриса. Хотя, разумеется, и клавишик, и ударник — тоже большие молодцы.

Звук, кстати, никаких особых нареканий не вызывал. Световое сопровождение тоже показалось очень профессиональным.

Пожалуй, VNV в этот вечер явственно пытались соединить и преподнести публике в таком виде танцевальный драйв и вдумчивое настроение, характерное для их творчества. Несмотря на весь позитив, вот этот вот танцевальный запал (подкреплённый ритмичными EBM-паттернами) и приподнятое, очень дружелюбное настроение артистов не всегда, как мне показалось, гармонировали с атмосферой самих песен.

Про постоянный живой контакт артистов с публикой я уже отмечал — добавлю только, что он обеспечивался и такими деталями, как совместное пение гимна СССР/РФ. Аудитории понравилось, хотя мне, честно, было немного неловко. 🙂

Что ещё поражает в проекте VNV Nation, так это колоссальное, какое-то немыслимое количество текстов песен, которые Ронан выдаёт без запинки, с точностью какого-то компьютера. При этом вкладываясь в них эмоционально и совмещая с резвыми передвижениями по сцене и живым общением с публикой. Притом подчас это белые стихи, и их очень много. И даже алкоголь не помешал исполнению! Для сравнения, вспомним те же живые выступления не менее влиятельного коллеги Ронана по тёмной сцене, Петера Хеппнера, стиль которого куда более «интровертен»: читать тексты собственных песен со стоящего перед глазами пульта. 😺

И кстати, в общении с публикой английский Харриса удивительно внятен и понятен (даже если и некоторые слова не до конца улавливаешь). Даже тогда, когда он попытался объяснить про любовь-агапе, высшую форму любви, которая, по его мнению, царила между ним и пришедшими в этот вечер на концерт. 😺 Меня здесь прям инсайт озарил, почему современным lingua franca стал именно английский. Правда, раздухарившийся под конец Ронан начал выдавать фразы и на своём родном ирландском. 🙂


Примечание

{записано 17 октября 2018 г.}

Слушаю сейчас новый альбом #VNVNation с названием Noire (2018). Добрался до трека God of All[↑] (3-й по счёту) — чудесная вещь, как по мне. Мягкая, воздушная, с приятной меланхолией — и небанальная; упругие синты добавляют динамики и делают её очень даже уместной для танцпола. Плюсом, конечно, то, что Р. Харрис обладает приятным вокальным тембром, что очень украшает саундсферу — а здесь, по-моему, особенно удачно.

В целом, типичный альбом для команды, как по мне, никаких новых находок или радикальных изменений в саунде вроде нет. Мягкий минорный фьючер, слушается всё легко и приятно. Местами — нуарненько, атмосфера, как в старых ч/б-кинолентах. Местами — несколько затянуто.

Ещё заслушал: Wonders — светлая и воздушная, с интересными аранжировками и танцевальным ритмом. Следом идущая Immersed[↑] — вот это класс, звучанием чем-то их коллег Covenant напоминает: тревожная, «инопланетная», с жестковатым многослойным саундом и качёвым ритмом. Lights Go Out — чуть ли не постпанком звучит? Реально классный динамичный трек, неожиданный. В общем, «продолжаем наблюдение». 😺

Заключительная All Our Sins[↑] — квинтэссенция VNV Nation, по-моему. Звучит как торжественный гимн или философская ламентация, с симфоническим замахом. Соло Ронана великолепно, конечно.


Запись опубликована в рубрике Концерт, Культура с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.