Концерт Ain Soph и Spectre в Москве, 01.02.2019

1 февраля в Москве, в небезызвестном Культурном центре «ДОМ», состоялся концерт мэтров итальянской андеграундной индустриальной музыки, старейшего и знакового римского проекта Ain Soph. А днём позже, в субботу, итальянцы выступили в Санкт-Петербурге.

Также в рамках этого турне один из участников Ain Soph, Marcello Fraioli, выступил перед москвичами со своим сольным проектом Spectre.

Формальный повод выступить у итальянцев был: в прошлом году они, прервав 16-летнее молчание, выпустили новый альбом: Finis Gloriæ Mundi (2018). Кстати, такой перерыв в случае с Ain Soph вряд ли можно считать чем-то экстраординарным: музыканты несильно завязаны на маркетинг и не особо заинтересованы в широкой дистрибуции своих пластинок; кроме того, насколько я понимаю, музыкой профессионально они не занимаются, творя по настроению и в своё удовольствие. Впрочем, в свободном доступе новой работы нет (разве что в социальной сети «ВКонтакте»), а на сайте лейбла доступны лишь отрывки первых трёх композиций.

Кстати, перед концертом альбом я так и не послушал, но это не так важно: куда интересней было посмотреть фактически на живых классиков юберграунда (воспользуемся довольно удачной терминологией Р. Тейлора из Changes).

* * *

Подход к выбору стилистических музыкальных приёмов у Ain Soph, как известно, на протяжении их творческой карьеры серьёзно менялся: если раньше, с самого зарождения проекта (1984 г.) это были мрачные треки в стиле экспериментального (пост-)индастриала, создававшиеся, скорее, как аккомпанемент к магическим ритуалам и который они записывали на кассеты, то с альбомов Ain Soph (1990) и Aurora (1992) музыка стала более «дружественной» слушателю, более спокойной и не такой экспрессивной, сдвигаясь в сторону неофолка, дарк-кабаре и ро́ковым экспериментам.

Однако мрачную атмосферу Ain Soph удалось пронести и дальше, сквозь новые работы и новые подходы к написанию музыки, да и экспериментальный вектор в их альбомах, безусловно, сохранился. На альбоме Октябрь (2002) уже не так много шансона и неофолка, а больше атмосферных неоклассических композиций. В общем, я думаю, если одним словом, то их музыку можно аттестовать как dark avant-garde с эзотерическим уклоном. И не только их: можно вспомнить и другие уважаемые итальянские андеграундные коллективы типа Mushroom’s Patience, Teatro Satanico, тех же австрийцев Nový Svět и др., более-менее схожих по стилистике и творчество которых довольно сложно классифицировать — только лишь предельно абстрактно «тёмным авангардом».

Несмотря на стилистические повороты, мировоззрение музыкантов за всё это время не изменилось: они как были приверженцами магии, эзотерики, мистицизма различного толка, традиционализма и т.д., так и остались. А вот выразительные средства, наиболее подходящие в тот или иной период времени для собственного духовного развития, меняются.

Ненадолго остановимся на новом альбоме, Finis Gloriæ Mundi.

Во-первых, это концептуальная работа, и, как можно догадаться из названия, связана воедино эсхатологической тематикой. Притом на сей раз духовные изыскания римлян довольно тесно, как мне показалось, переплетается с христианской символикой.

Название первого трека, Vanity, отсылает к известной Книге Екклесиаста. И кроме того, название последнего, L’Angelo Sterminatore — Il Settimo Sigillo, содержит аллюзии на Откровение Иоанна Богослова. Хотя, конечно, Ain Soph близко не само христианство, а христианский мистицизм различного толка типа проповедей Мейстера Экхарта.

С музыкальной т.зр. альбом получился весьма интересным и разноплановым. Тут есть и ро́ковые пассажи, и стилистика кабаре (цепляющая Figli Di Nessuno), и даже EBM: композиции God Is At Home и — особенно — Screams From The Abyss, с шершавым саундом и упругими пульсирующими сэмплами, местами сделанная в духе творчества ещё одних именитых итальянцев, Kirlian Camera.

Кстати, на вдумчивой индустриально-неофолково-роковой Ombre Nel Silenzio слышен женский голос, декламирующий стихи на русском языке. Женский вокал (принадлежащий Аннабель Мойнихэн из Blood Axis) встречается и на God Is At Home на фоне холодных электронных сэмплов — правда, стихи здесь уже на английском.

В рамках христианского эсхатологического нарратива апеллирование к дарк-эмбиенту на финальной композиции L’Angelo Sterminatore — Il Settimo Sigillo выглядит органично, тем более, в оформлении григорианских молитв а-ля Raison d’Etre.

В целом, несмотря на весь этот стилистический калейдоскоп, lo-fi-эстетику и мрачную, тягучую атмосферу, сделано всё довольно мягко, и прослушивание альбома проходит легко и комфортно, чему я как раз и предаюсь в момент написания сих строк. 🙂

* * *

Про проект Spectre участника Ain Soph, к стыду своему, раньше я не слышал. А меж тем, Марчелло создал его в 2006 г., если не раньше, и из-под пера проекта вышло уже два полноформатных альбома.

А вживую, как мне показалось, по преимуществу получился атмосферный дроун-эмбиент. Во время игры Марчелло периодически подносил гитару к колонке — впрочем, как при этом изменялся саунд, я не уловил. 😺

Импровизации получились не давящего на уши, а мягкого (несмотря на дроун и чувствительную шероховатость) и светлого оттенка. И оказалось, что Spectre — это не только музыка: Марчелло под конец выступления своего проекта внезапно начал мелодекламимовать на итальянском под гудящий аккомпанемент.

После чего к Марчелло на сцене добавился ещё один участник, и музыканты начали исполнять репертуар Ain Soph. Тут, в четыре руки (тем более, второй музыкант не только секвенсором орудовал, но и ещё играл на клавишах), вышло более динамично и подвижно, в конце концов, более разнообразно. Когда был слышен достаточно жёсткий нойзовый саунд, когда маршеобразный, когда, напротив, завораживающий и гипнотичный, с разноплановыми цикличными электронными сэмплами.

Звучало пение Марчелло (как мне показалось, у него довольно неплохой вокал) под немного сбивчивый ритм. Иногда исполнялись довольно светлые композиции в кабаре-стилистике.

В целом, какого-то экстраординарного авангарда в исполнении Ain Soph я не услышал — скорее, ритмичные (по большей части) импровизации с электрогитарным саундом, электроникой и их сочетанием (местами довольно атмосферным).

Закончили молитвенной L’Angelo Sterminatore — Il Settimo Sigillo, очень атмосферной, — правда, в конце переключились с григорианских напевов на мантру Шивы.

Краткое резюме по концерту

Короче говоря, выступление итальянцев понравилось, хотя не сказать, чтобы оно произвело сильное впечатление — скорее, всё прошло лампово и где-то даже по-домашнему. Формат получился камерный: во-первых, не ожидал, что Ain Soph будут выступать дуэтом (получился этакий концертный lo-fi) — думал, что коллектив у них всё же побольше. Во-вторых, народу на концерт пришло довольно мало — реально ожидал, что в пятничный вечер побольше ценителей «тёмной сцены» изъявит желание посетить мероприятие.

Оба музыканта, паче чаяния, оказались достаточно спокойные и сосредоточенные, без каких-либо экзальтаций на сцене a la Brighter Death Now.

Кстати, в плане саундсферы Spectre и Ain Soph, как мне показалось в тот вечер, отличались незначительно — выступление одного проекта плавно перетекло в другое. Стилистически и идейно они оказались «похожи до степени смешения».

И как ни странно, хотя концерт был заявлен в поддержку нового альбома, особых ассоциаций с ним не возникло — разве что сейчас, задним числом, понятно, что как минимум одну композицию с Finis Gloriæ Mundi всё же сыграли, хотя и тут не обошлось без импровизаций.


Запись опубликована в рубрике Концерт, Культура с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.