«Троица. Всё живое» — 2017

В минувшее воскресенье, 4 июня, т.е. вчера, аккурат на праздник Троицы, в подмосковных Электроуглях прошёл очередной ежегодный фестиваль отечественной живой музыки Троица. Всё живое. Фестиваль, стартовавший в 2013 г. и отметивший вчера своё пятилетие, традиционно проходит в формате оупенэйра, где аж со двух сцен приглашённые музыкальные коллективы с разных городов и весей (притом иногда и не только России) под приветливым лесистым покровом и в окружении настраивающих на летний лад зелёных шариков (кстати, зелёный цвет как раз Троицу и символизирует) несут музыкальную культуру в массы.

Кстати, здесь я уже второй раз; и если на прошлогоднем мероприятии чувствовался тематический общий знаменатель в виде фолк-музыки (пускай и в самом широком понимании), то нонче с тематикой был полный разнобой (если, конечно, не считать сам православный праздник Троицы, с котором коллективы не преминули поздравлять посетителей). Организаторами, «учредителями» и идейными вдохновителями мероприятия выступают клирики Храма Святой Троицы в Электроуглях о. Александр и о. Андрей. Что, впрочем, не даёт особых оснований считать, что проходит оно под эгидой РПЦ; во всяком случае, какого-то «пиара» РПЦ, соответствующих баннеров и т.п. замечено не было.

Надо отметить, идея и труд организаторов заслуживают всяческого уважения: для тех, кто нечасто выбирается на концерты, формат фестиваля предоставляет возможность ознакомиться с творчеством разномастных музыкальных коллективов — как молодых, так и уже завоевавших всероссийскую известность и любовь публики, — притом совершенно бесплатно. Более того, несмотря на ориентированность на не особо взыскательное, так скажем, ухо массового слушателя, лайнап фестиваля в разные периоды включал в себя действительно самобытные, интересные вниманию меломанов российские команды, притом подчас сыскавшие известность за рубежом едва ли не большую, чем на отечественной сцене. Помимо известных рок-команд, в разные периоды участниками фестиваля были: московские этно-электронщики «Волга», фолк-рок-индустриальщики Тiтло, известная фолк-рок-исполнительница Инна Желанная, белградцы (Сербия!) Бело Платно, играющие аутентичный сербский фолк, петербуржцы Theodor Bastard, гипнотизирующие слушателя оригинальным этно-этереалом с сильной энергетикой и являющиеся одной из лучших отечественных команд в принципе, и др.

Лично я посетил данное мероприятие второй раз. В прошлом году я туда ездил смотреть par excellence выступления Тiтло и Theodor Bastard, однако попутно открыл для себя интересный фолк-авангардный коллектив из Москвы Bio Trio и ещё одних москвичей, Магелланово Облако, играющих довольно приятный софт-рок (ну или «инди-рок») «лирического» свойства и саунд которых обогащён бархатными партиями виолончели и флейты.

С того времени прошёл, в общем, год, и о существовании феста я практически полностью забыл. Вчера, далеко уже за полдень, я заглянул на «Яндекс.Афишу» и случайно увидел, что фестиваль давно уже идёт — Троица в этот раз выпала аж на две недели раньше. Среди списка выступавших вычитал команду из Ростова-на-Дону Motorama, это название показалось знакомым. В случайном порядке бегло промотав пару-тройку композиций, найденных на youtube, решил: надо ехать. 😺 Благо, место проведения находится от меня относительно недалеко.

«Motorama«

К настоящему времени, с 2010 г. Motorama выпустили уже 4 полноформатных релиза, притом все издал французский лейбл Talitres Records, специализирующийся на инди-музыке. Команда, вышедшая на сцену в составе троих участников, одетых в минималистичные чёрные цвета, и была представлена публике ведущими в качестве инди-рокеров, однако на самом деле (во всяком случае, судя по тому материалу, что они вчера представили посетителям феста где-то в течение 40 минут) играют Motorama постпанк: только не резкий, импульсивный, обрывистый, «холодный», как у корифеев жанра, а несколько другого, гораздо более «мягкого» и «тёплого» свойства.

Прочёл в интернете, что вокал солиста, Владислава Паршина, сравнивают с Яном Кёртисом, но это, как мне показалось, неточное сравнение. У солиста Motorama спокойный, немного тихий баритон, которым он старается дополнять «воздушную», отчасти шугейзинговую концепцию саунда, который, конечно, подаётся с основными постпанковыми риффами. Музыка этакого печально-светлого оттенка; англоязычная лирика, насколько я смог уловить, скорее, «элегического» свойства, однако никакой свинцовой тоски или же «давящего» настроенческого посыла в ней не содержится — напротив, под чёткую живую римт-секцию хочется покачиваться в такт и шевелить ногами, что многие, в т.ч. и я, радостно и делали, в то время как мысли твои тают и взмываются куда-то ввысь. 😺

В общем, кто как, а я прослушал выступление ростовского трио с огромным удовольствием. Отмечу слаженность и профессионализм игры всех музыкантов (включая, конечно, ударника), по ходу выступления которым приходилось постоянно «рокироваться» гитарами. Кстати, понравилась техника игры солиста: во-первых, он как бы «перекрещивал» (в смысле, крестное знамение наносил 😺) гитару во время биения по струнам — во всяком случае, наблюдаю такое впервые, кажется; а во-вторых, иногда случайными чёткими ударами маркировал ритмический рисунок, что придавало саунду особый шарм.

Достаточно любопытно, что публике тоже зело нравилось происходящее на сцене: ведь постпанк не особо у нас популярен, и, так скажем, будучи жанром, к тому же, минималистичным и вообще «с особой эстетикой», всё же требует от слушателя определённого уровня культуры и подготовленности. Что же до меня, то, к стыду своему, признаюсь, что до сих пор не ознакомился ни с одним альбомом этого замечательного коллектива, и спасибо организаторам «Троицы», что обратили моё внимание на ростовчан.

«Добраночь«

Вторым коллективом, привлекшим моё внимание и выступление которого мне хотелось послушать, были наши соотечественники Добраночь, играющие «сборную солянку» из балканского, цыганского, еврейского, украинского и русского фолка и успевшие приобрести некоторую известность. Солист со сцены объявил, что они играют и поют, в основном, клезмер, опираясь на традиции восточноевропейских евреев, а потому некоторые песни звучат на идише. И сразу после этого сбацали кавер на Rammstein, известнейшую Du Hast. 😺 Но сразу скажу, несмотря на то, что публика лихо отплясывала, да и музыканты очень старались, лично для меня, избалованного недавними живыми выступлениями ансамбля Горана Бреговича и Эмира Кустирицы с его No Smoking Orchestra, перформанс Добраночи выглядел как-то кисло, чуть ли не дешёвым «закосом» под них. Даже танцевать особо не хотелось. 😺 Ну, знаете, как после хорошего вина пьёшь какую-то, протисте, сивуху. Притом копировались даже детали, как, например, фокус со смычком скрипки в разных местах, в т.ч. в штанах и в зубах.

Да и тексты песен с русскоязычной лирикой какие-то примитивные, как мне показалось — таких случаях я говорю, что это просто не мой эстетический уровень. Либо просто «не пошло́», манера подачи, наверное, показалась слишком развязанной… Ни в коем случае не хочу никого обидеть, тем паче что, сам жанр кабаре (правда, клезмер-кабаре я слушал и смотрел вживую относительно мало) с живыми инструментами очень ценю. Про Бреговича и Кустурицу уже упоминал, но вот, например, в феврале месяце с.г. мне довелось побывать на выступлении лондонской команды Whiskey Moon Face — конечно, играют они не клезмер, но тоже разудалый «неформатный фолк». И там тоже и тромбон, и кларнет, и сакс, и «развязанная» манера подачи — однако если выступление WMF вызвало восторг, то здесь это самое «не пошло». Также можно вспомнить прекрасную драматическую эстетику The Tiger Lillies

Это я всё к тому, что на такой багаж перформанс Добраночи лёг откровенно плохо. Вместе с тем, нельзя не отметить, что кое-что интересное у них нашлось и на мой капризный вкус: (с натяжкой) забавная пародия на «техно» и «казацкая лезгинка», которая действительно очень удачна. Но я здесь про личные впечатления, вызванные, по сути, одним-единственным выступлением; однако по результатам могу сказать, что я, скорее, разочаровался. Но публика, слава Богу, оказалась куда менее взыскательной и ворчливой, нежели я, и с удовольствием отплясывала, водила хороводы — в общем, резвилась и отдыхала. С этой т.зр. приглашение Добраночи, безусловно, было очень удачным.

«Asketics«

В промежутках между этими основными выступлениями я немного послушал и выступление музыкантов Asketics, коллектива из Петрозаводска. Кстати, проект выступает на фестивале не в первый раз. Подумал грешным делом, что их творчество покажется небезынтересным, тем более что Петрозаводск отложился у меня в памяти, как минимум, совершенно прекрасными певцами милого абсурда в серо-баритоновых тонах Громыка. Отчасти, конечно, так и вышло: электронный контрабас, местами качовые мелодии… Однако, в целом, увы, «немного не моё»; насколько мне показалось, основной идейный импульс уложен этаким «хипстерским» хип-хопом под абстрактный электронный саунд, задуманный отчасти в эмбиент-ключе и местами довольно гипнотический.

«Мегаполис«

Также перед Добраночью послушал выступление старой московской рок-группы Мегаполис, существующей ещё с советских времён. Меня нельзя назвать поклонником отечественного рока, однако рока вот в буквальном понимании, т.е. какого-то напора и бьющей по ушам хлёсткой лирики, со сцены я не услышал: напротив, коллектив Олега Нестерова продемонстрировал приятный среднетемповый «пришугейзенный» минорный саунд под спокойный вокал. Сам фронтмен обращался к публике то ли «дорогие», то ли «любимые» и поздравлял с праздником — как будто бы собравшиеся знакомы ему лично, а само выступление было в каком-то камерном формате; такой подход, конечно, располагал. 😺 Пели не только свои песни, но песни и на стихи поэтов-шестидесятников с трагической судьбой типа Геннадия Шпаликова. В общем, этакий «ретро-рок» (или «бард-рок») задумчивого оттенка.

Заключение

В целом, фестиваль, как и в прошлый раз, оставил положительные впечатления; я отсмотрел ровно те выступления, что и хотел, и даже больше. А те, которые не хотел, не смотрел (уехав аккурат после того, как отгремели последние аккорды «Добраночи»): типа группы «Кирпичи». 😺 По большому счёту, одних лишь Motorama мне хватило бы, за привоз которых организаторам огромное спасибо. Относительно разочаровался лишь в Добраночи, поскольку тут у меня была сильно завышена планка ожидания.

Организаторы не взимают никакой платы за вход на мероприятие, вместе с тем, судя по сайту, краудфандингом заявленная сумма набирается на немногим более 60%. Отсюда понятно, что мероприятие держится на личном энтузиазме организаторов. При этом при практически полном отсутствии охраны и «фейс-контроля» поведение публики выглядело достаточно культурным: никто не хулиганил, не дрался, не валялся, хотя, конечно, народ и выпивал. Народу, насколько я могу судить, было несколько меньше, чем в прошлый раз, но в тот раз была жаркая солнечная погода, а сейчас — сами видите, что на улице происходит. 😺

Вообще, «культуртреггерский» посыл организаторов, стремящихся познакомить публику с разнообразными командами, — это очень важная работа, поскольку, с одной стороны, мы en masse находимся под плотным колпаком российской теле- и радиопопсы и «русского» «шансона», а с другой, под огромной инерцией т.н. «русского рока» и его клише, явления, по сути, местечкового, устаревшего и мешающего развитию отечественной музыкальной культуры: во всяком случае, предельно несправедливо сводить всё то, что происходит в музыкальном творчестве огромной страны, к одному лишь этому феномену и его «деривативам». В такой оптике из поля внимания выпадают не то что отдельные коллективы, целые жанры музыки; возникает парадоксальная ситуация: музыканты подчас более востребованы за рубежом, нежели у себя на родине.

Отмечу также, несмотря на определённый «форсинг» православия со стороны «линии партии», в массовом сознании оно отдаёт официозом, люди всё равно остаются чужды религии. Напротив, фестивали, подобные «Троица. Всё живое», разворачивают хотя бы на немного бытующие когда-то религиозные традиции (сопрягающиеся, кстати, с фольклором) «лицом к народу». Грустно, что подобные мероприятия не столь востребованы, сколь хотелось бы видеть.

Запись опубликована в рубрике Musike, Концерт с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

72 − 62 =