Dead Can Dance — Anastasis (2012)

Уже в который раз переслушиваю действительно долгожданный новый альбом Dead Can Dance с вполне логичным названием Anastasis, и в очередной раз меня, признаюсь, не покидает чувство некого недоумения. Да, ворчанию ума при эстетическом восприятии дОлжно уделять меньше внимания, вместо того отдавшись «потоку переживаний»; однако и чисто эмоционально не спешу здесь захлёбываться «накрученным» экзальтированным восхищением какого-нибудь юного DCD-мана. Не стану здесь также описывать каждую композицию в отдельности, — за этим можно обратиться к рецензиям в соответствующих изданиях, или же послушать всё самим.

По факту, пред нами добротная, композиционно и идейно-тематически выверенная работа, продолжающая линию, заданную последними дисками DCD и которой (или вдоль отрезков которой, во всяком случае) уже чуть ли не третий десяток лет продолжают идти многие коллективы. Лейтмотив — это по-прежнему «анабасис», т.е. дальнейшая разработка творческой интенции, направленной, во-первых, (с Запада) на Восток и его осмысление (в том, впрочем, «извинительном» ключе, который свойственен в подобных обстоятельствах европейцам — ещё точнее — англичанами, учитывая историческую канву взаимоотношений с Индией); а во-вторых, идущей через древнегреческие гармоники и надлежащим образом подобранный «звукоизвлекающий» инструментарий к музыкальному духу Середневековья.

В вокальном отношении всё также узнаваемо — гипнотические глоссалалии Джеррард, ставшие её вокальной «визитной карточкой», и богатый, с бархатными обертонами тенор Перри; добавлю, между делом, что здесь вокал Перри получился, на мой взгляд, несколько усталым и тускловатым, и, по-моему, не стоило чересчур поддаваться стремлению добиться практически идеально гладкого и объёмного звучания — техническая полировка чересчур усердна (в частности, ревербация). По большому счёту, это придирки, конечно; благодаря мастерству музыкантов и звукорежиссурному таланту Перри, работа получилась качественная и, что называется, «на уровне».

Что не понравилось и что не как раз не обрадовало (см. начало), так это отсутствие попытки выйти за пределы траектории ранее выработанного творческого движения (т.е. того самого двоякого вектора, о котором я говорил выше), интуитивно верного и, в конечном итоге, коммерчески успешного. Согласен, это красиво и по-прежнему способно ввергнуть неискушённого слушателя в эстетический восторг, но в то же время очень жаль: музыканты не посчитали возможным, например, совместными рефлективными шагами спуститься к позабытым наработкам Spleen and Ideal и Within The Realm Of A Dying Sun; да, пускай этот, кажется, глубоко погружённый творческий пласт и добавил бы чересчур тёмных и тяжёлых оттенков, однако это было бы настоящим сюрпризом и, на мой взгляд, будучи использованным в «щадящем режиме», обогатило бы работу. Но быть может, всё впереди?

В общем, лично я рад, что музыканты вообще приняли решение после стольких лет, как и ранее, работать вместе. Пускай даже ничего нового они и не откроют (хотя зачем зарекаться или, наоборот, вообще подходить со столь высокой планкой?), и будут вынуждены «конкурировать» с коллективами, которых сами же и породили своим творчеством, можно быть уверенным, в виде их творчества коллекция всегда пополнится интересным качественным материалом, к которому так или иначе возвращаешься, в отличие от десятков других дисков.


Запись опубликована в рубрике Musike, Parerga and Paralipomena с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.