2 января наступившего года, на площадке 16 Тонн, на радость московской публике, получившей прекрасный повод оторваться от скучного доедания новогодних оливье, выступили знаменитые петербуржцы Н.О.М. aka Неформальное Объединение Молодёжи, старейший отечественный коллектив, известный ценителем ещё с советских времён.
Я сам у удовольствием воспользовался этим поводом, тем более, давненько уже не был на их выступлениях и не следил за их творчеством, даром что творческая активность — самая разнообразная — у НОМовцев постоянно бурлит. Впрочем, некоторые их песни-перформансы, будучи однажды услышанными, настолько глубоко буравят подкорку, что волей-неволей вспомнишь о них, даже ничего перед концертом толком не переслушивая. Типа знаменитого Вкуса алкоголя во рту, 7% или едко-сатирического Обезьяноида. Хотя первые две лично меня, признаюсь, скорее отталкивают — но это тоже ведь эстетическая эмоция! 😺
Так вот, выступление называлось Крысиный Новый год и было приурочено, как несложно догадаться, к наступившему (правда, по китайскому календарю ещё пока не) году крысы.
Я подошёл практически вовремя — НОМ уже вышли на сцену (в составе септета), откуда в глаза бросалась колоритная фигура А. Ливера (Дмитрий Тихонов) в костюме Деда мороза, «зажигающего ёлочку» под аплодисменты публики.
Федул Жадный, по ходу представления примерявший на себе, наверное с десяток разных сценических образов, изображал злобного дровосека, намеревающегося вырубить ёлочку «под самый корешок». Собственно, зажгли под бойкий плясовой рефрен «Ах, что за ель, что за ель» (кстати, песня называется Хор затейников из кондукторского резерва) ко всеобщему ликованию. На мой взгляд, получилось весьма эффектное начало.
Надо сказать, что немалой долей успеха этого московского выступления (а выступили они блестяще), с моей т.зр., НОМ обязаны личному обаянию Дмитрия Тихонова — это замечательный артист, у него определённо актёрский талант. Образ так и просится на экран или в театр — ему бы подошёл Мефистофель, прям в самую плепорцию. И это помимо, разумеется, шикарного баса!
Однако неправильно было бы не упомянуть и остальных участников коллектива: замечательную харизматичную вокалистку В. Зверькову, которая, помимо этого, бо́льшую часть выступления играла на аккордеоне. Также весьма порадовала девушка за ударной установкой (В. Векшина) — прям все эмоции пропускала через себя, хотя её и не всегда было видно за спинами остальных участников. Не помню, чтобы раньше она у них играла. Также выделялась фигура А. Кагадеева в заячьем костюме, игравшего на басу.
На протяжении двух часов лично я смотрел за происходящим на сцене практически не отрываясь, по ходу концерта перемещаясь потихоньку с поперву достаточно плотно набитых задних рядов вперёд и вперёд. Было довольно увлекательно наблюдать все эти театральные травести, а также погружаться в собственно музыкальную атмосферу, которая стараниями музыкантов держалась, как по мне, выше всяческих похвал.
Публика, кстати, подобралась довольно разномастная; средний возраст собравшихся был в районе, наверное, лет 40, хотя были и студенты, и люди пожилого возраста. В общем, любви к НОМ все возрасты покорны. Правда, новогодние празднества всё же сказались: некоторые пришли довольно заметно «на бровях», в какой-то момент в задних рядах возникла даже небольшая потасовка. :)
По большому счёту, концерт в какой-то степени можно назвать музыкально-театральной постановкой. Общую жанровую линию (это тот случай, когда разговор о предметной чистоте музыкальных стилей смысла не имеет) я бы, проводя какие-то искусствоведческие аналогии, определил как faux-naïve (буквально «примитивизмом» как-то рука не поднимается обозвать) — иронично-лукавое, где-то саркастическое, где-то даже «псевдодебильное», но при этом исполнительски профессиональное дуракаваляние в этаком незлобном лайт-формате.
Иногда лицедейство НОМ может показаться чем-то вроде музыкального оформления картин Васи Ложкина или, скажем, более злобного и саркастического творчества Николая Копейкина (который, кстати, является участником группы и часто выступает в ними на сцене). Да, используются, подсвечиваются под разными углами образы, символы (если не сказать «архетипы») из советского прошлого, из русского фольклора, из обыденной жизни — но это всего лишь образы, взывающие, как мне кажется, к эмоциям каждого в меру его способности и желания их прочувствовать. А в целом, полотно, куда вшивается весь этот занятный калейдоскоп, прекрасно воспринимается целиком.
Тем не менее, если всё же говорить о собственно музыке, то саунд строится по большей части на ро́ковой закваске. Что неудивительно, учитывая активное использование гитарных риффов и живой ударной установки. Впрочем, присутствующие клавиши и электроника (силами Николая Гусева) — как, например, в довольно мягких «приблюзованных» композициях типа Едем, Зайцы, совершенно прекрасных и клип на которых мне в своё время очень понравился, — расширяют эти рамки. По-видимому, музыкантам и самим нравится эта песня — во всяком случае, в качестве основных костюмов были выбраны именно заячьи ушки, а не, скажем, крысиные носы. :)
Короче говоря, творчество НОМ — коллективно-экспериментальное; музыканты идут по своему намеченному пути, чем нас и радуют.
Да, выскажу, наверное, общее место, но пару раз ловил себя на параллелях с творчеством словенцев Laibach, особенно в «монументальных» треках типа Jedem das Seine (автор текста, кажется, активно выступающий с концертами писатель-бард М. Елизаров). Вокал Дм. Тихонова действительно напоминает бас М. Фраса, да и в целом у этих проектов немало общего, в плане «постмодернистской» эстетической выплавки из символов эпох и культур, хотя и разных и по-разному организованной.
НОМ, конечно, куда менее тяжеловесны и более дружелюбны, в них напрочь отсутствует милитаристическая эстетика (да-да, несмотря на появившегося на сцене красноармейца с ружьём 🙂), без которой сложно себе представить словенцев. Так что тем, кто про Лайбах ничего не знает и не был на их концертах, вряд ли стоит специально ознакамливаться с их творчеством только лишь ради сравнения с Н.О.М.
Что до меня, мне однажды довелось побывать на московском концерте Laibach — могу сказать, что от выступления петербуржцев я остался в большем восторге. :)
Краткое резюме
В общем, прекрасное, бодрое музыкальное начало года! Почти два часа пролетели незаметно, и лично у меня хватило бы сил на продолжение банкета, тем более, Пасеку так и не сыграли. :)
Чем, кстати, хорош «постмодернизм» — можно полностью абстрагироваться от какого-то компонента действа (заменяя его на свои собственные ассоциации) и не потерять ровным счётом ничего. В данном случае я «абстрагировался» от текстов песен — тем более, их не всегда улавливаешь со сцены, — полностью отдавшись музыке и перформансу, которые говорили сами за себя, поглощая тебя полностью.
Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.