«Самоорганизующие» мощи Николая Чудотворца

Прямо сейчас наша «прогрессивная либеральная общественность» изо всех утюгов верещит про «средневековье» и «деградирующих граждан», стоящих в колоссальной длины утомительных очередях поклониться мощам святителя Николая в Москве, в Храме Христа Спасителя. Я воспроизведу пару аргументов нашей либеральной «совести нации» и, будучи явно не в модном нонче тренде, постараюсь всё же найти добрые слова в адрес стоящих в этих очередях людей.

Первое. Наши «либералы» утверждают, что мол, московских храмов, где якобы можно приложиться к частичке мощей Святителя Николая, достаточно — а почему-то столпотворения там не наблюдается, к ним можно приложиться буквально в любой день любому желающему. Однако во-первых, совершенно не факт, что хранящиеся в московских храмах мощи подлинные, поскольку история их обретения в каждом конкретном случае не всегда прозрачна. А во-вторых, ещё один вытекающий отсюда контраргумент мы рассмотрим в самом конце, касающийся «человеческого, очень человеческого» чувства гражданской солидарности, которое дозволено испытывать нынче в РФ, увы, только по ограниченному кругу поводов.

Далее. Дескать, мы наблюдаем работу в режиме овертайма пропагандистской машины государства, которая сейчас, перед грядущими выборами, изо всех фанфар силится показать всю расцветшую «духовность» российского общества, ставя это в заслугу действующей власти, а следовательно, набрать дополнительные очки в т.ч. и лично г-ну Путину (или его преемнику) в марте 2018 г. Некая логика в этом действительно есть: разумеется, событие такого масштаба, как привоз мощей Святителя Николая в Россию (даром что не навсегда), имеет и пропагандистскую составляющую (возможно, достаточно большую и важную), это так. Но это событие — совершенно точно — следует рассматривать и во «внутреннем», имманентном контексте, в поле собственно религии и культуры, а не только и не столько во «внешнем». А ведь «либеральная общественность» пытается бить в т.ч. и по религии как по институту, который якобы является «отсталым» и не вписывается в логику прогресса и витрину «цивилизованных ценностей». Но на деле мы видим, что на том же Западе религия (христианство), несмотря на приписываемый обществам западного типа «индивидуализм», «рационализм», «прагматизм» и т.п., играет существенную роль. Притом речь не только о романо-католических странах (кстати, не надо думать, будто раз уж во Франции существует похабное издание Charlie Hebdo, то там якобы жутко бездуховно — просто в устоявшихся демократических обществах принято, во-первых, уважать свободу слова, а во-вторых, ранжировать издания и их важность с причитающимися им «весовыми коэффициентами» и не делать инфоповодов там, где это неуместно — этому следовало бы поучиться обществу российскому, да куда уж нам), но и, например, о протестантской Швеции, где под эгидой Церкви Швеции и функционирует целый богословский вуз.

Также было бы небесполезным немного отвлечься и вспомнить о том, что там, где декларативно «нет религии», с математической неизбежностью заводится квазирелигия. Ну вот так человечество (на определённом уровне организации социума) устроено, хотим мы того или нет. Ну что нам с вами рассуждать рассуждать о мощах свт. Николая, когда прямо в центре Москвы преспокойно себе лежит, простите, мумия, а в кремлёвской стене нашли вроде бы вечное пристанище останки совершенно не понятных личностей, никакой особой святости за которыми при их жизни не обнаруживалось. Этот «социал-демократический» колумбарий вместе с главмумией демонтировать бы к чёртовой, просите, матери, а останки перенести в куда более подходящее место. Или действительно, сделать какой-нибудь аттракцион для любителей некро-стилистики — но для этих целей потребуются не только колоссальные финансовые вложения на маркетинг, рекламу и прочую раскрутку, но и — самое важное — твёрдого политического самоопределения режима, допускающего должный уровень рефлексии (или самоиронии). А с последним — увы, никак: нынешняя наша власть одной ногой (как минимум) увязла в «социал-демократической» и коммунистической жиже, откуда она и зародилась, а потому свои символы просто так не сдаст, тем более, кому-то на потеху — это надо понимать. Подчеркнём: эти некросимволы для власти всё ещё имеют существенное символическое значение. Иными словами, наша власть в какой-то степени остаётся псевдорелигиозной: по генезису и просто, что называется, «по факту». И поэтому нет ничего особо удивительного в том, что с формальным закатом СССР православие стало для неё на эти же самые псевдорелигиозные рельсы.

Но в данном случае интересы в виде религиозных ценностей, которые разделяет достаточно большое количество людей в РФ (а не все они парадно-православны — к этой категории логично отнести как раз верующих чиновников, со всеми оговорками), и квазирелигиозные ценности власти (которая рассматривает религию в качестве одной из неофициальных опор собственной легитимности) совпали: ведь тот факт, что в Россию прибыли настоящие мощи действительно широко почитаемого издревле на Руси святого, на этом фоне смотрится как причащение к подлинным ценностям.

И конечно, либеральными пропагандистами напрочь игнорируется тот факт, что, вообще-то, имеет место событие действительно знаковое в культурно-историческом контексте: впервые за чуть ли не тысячелетие мощи Святителя Николая покинули Италию, и притом отправились не куда-нибудь, а к восточным схизматикам! Иными словами, папа Римский Франциск и патриарх Кирилл проявили на встрече в Гаване в феврале прошлого года достаточно высокий уровень дипломатии: и в том смысле, что встреча была знаковой сама по себе, и в том, что по итогам был сделан некий символический жест и мощам святителя Николая было разрешено покинуть город Бари (разумеется, не навсегда: в конце июля, после прибытия в Петербург, мощи должны вернуться обратно) для почитания православными в Москве и Санкт-Петербурге (во всех СМИ сообщается, что очереди к мощам в Москве гигантские, притом паломники продолжают прибывать сюда со всей России). Даже невзирая на то, что эта встреча критиковалась некоторыми нашими православными клириками и активистами из числа «консерваторов». Ещё раз подчеркнём: святитель Николай особо почитаем у православных, в то время как на Западе в массовом сознании (за исключением некоторых стран и городов) он более известен как Санта Клаус.

И последнее. Оставляя за скобки помощь людям от молитвенного обращения к Николаю Чудотворцу и его мощам (можно с этим спорить, но вполне можно допустить, что это может «работать» в той или иной степени, по тем или иным причинам), можно предположить, что людям в РФ, к сожалению, подчас не на что надеяться. В стране с нищим населением, с которого собираются всё новые и новые налоги и поборы, атомизированным социумом, деградирующей медициной, разваливающейся социальной инфраструктурой людям подчас просто не на кого положиться, кроме как на Бога и святых, как это ни печально. Ну или на добрую волю лично Владимира Владимировича, который, словно волшебник в голубом вертолёте, скомандует убрать свалку или и выделить деньги на лечение. В стране, где вытравливается, закатывается в асфальт всеми методами любого рода самоорганизация (строжайше запрещена политическая, конечно — но можно экстраполировать на любую социальную самоорганизацию, происходящую мимо ока муниципальных или федеральных властей — РФийское государство боится «стихийного» сплочения людей, как чёрт ладана), эти утомительные очереди в мощам, как ни странно, могут являться некой отдушиной. Судя по сводкам СМИ, в очереди работают волонтёры, которые носят стоящим еду и воду, уделяют повышенное внимание «уязвимым» категориям граждан (инвалиды, дети, беременные женщины), заботятся о тех, кому внезапно стало плохо и т.д. Мы предполагаем, эффект стояния в этих очередях заключается ещё и в том, что люди просто вышли на улицу и посмотрели друг на друга: что они приехали из разных уголков страны, что их много и что они вообще всё ещё умудряются как-то существовать, несмотря на прогрессирующую дисфункцию государственных институтов. Видимо, за это следует госпиарщикам сказать спасибо.

Запись опубликована в рубрике Политика, религия с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

95 − = 87