Как я на Folk Summer Fest ездил, или холодное лето 2017-го


Вчера, 22 июля, решил я вдруг съездить на отечественный фестиваль Folk Summer Fest, что проводится каждый год на территории усадьбы «Отрадное» (с. Волковское Тарусского р-на Калужской обл.). В этот раз он проводится уже в пятый раз. На самом деле, ни разу ещё доселе не бывавший на этом мероприятии, мне не особо хотелось ехать, поскольку походно-туристическая романтика сама по себе немного, скажем так, не в моём вкусе: фестиваль традиционно проводится в формате оупен-эйра, растягивается на несколько дней и предполагает размещение в палатках. Однако, глянув на лайнап, я в первую очередь вспомнил, что давно уж не видел живых выступлений именитых архангелогородцев Moon Far Away, прославившихся в своё время альбомом Беловодие (2005).

Играют они не столько фолк, сколько неофолк (т.е., корни жанра надо искать в готической субкультуре или, в более общем смысле, в schwarze szene), местами даже с отчётливо «ритуальной» стилистикой. В отличие от многих популярных команд, довольствующихся довольно грубыми и чересчур вольными «интерпретациями» фольклорных тем в своём творчестве, MFA обращаются именно к аутентичному русскому фольклору, по большей части фольклору русского севера (включая сюда, скажем, традиционные песни поморов типа «Волна шумит»). Не проходят Moon Far Away и мимо и религиозных тем: например, очень хороша в их исполнении (композиция вышла на альбоме Bose Zeit белорусской команды Erde) версия старообрядческой ламентации «Горе», или «Вчера с другом я сидел».

И делают MFA всё это, в общем, не просто толково, но ещё и красиво, за время своего существования сыскав известность не только у нас, но и за рубежом: например, команда неплохо выступила на недавнем Wave Gokit Treffen‘е в Лейпциге — пожалуй, самом главном и знаковом мировом готическом фестивале.

А что же до меня лично, то в последний раз мне довелось наблюдать их выступление на одной сцене вместе с помянутой белорусской командой, и с тех пор видеть мне их не доводилось. И своё любопытство я как раз и надеялся удовлетворить на FSF. Однако ж, забегая вперёд, сообщу, что до FSF именитые архангелогородцы, увы, почему-то так не доехали, о чём я узнал явочным порядком, услышав со сцены, что заместо Moon Far Away вниманию почтенной публики будет предложено выступление другой команды…

Ещё одной отечественной командой, выступление которой я хотел посмотреть на Folk Summer Fest‘е, были Рада и Терновник. Их творчество носит разноплановый и экспериментальный характер, но слышны, разумеется, и сильные фолковые (не только в плане живых инструментов, но и с опорой на собственно фольклорные традиции) аллюзии. Мне доводилось видеть пару раз эту команду вживую — и каждый раз они звучали, в общем, по-разному, хотя и узнаваемо, и каждый раз производя на слушателя сильное эстетическое впечатление. Что неудивительно, поскольку концепция саунда у них во многом зависит от того, в каком составе они собираются к каждому конкретному выступлению. В последний раз, в московском клубе «Лес» на фолк-фестивале «Сёстры» в ноябре прошлого года, они, насколько я помню, звучали по большей части арт-роком с сильными импровизационными гитарными риффами, хотя, впрочем, некоторые композиции были вполне себе в духе неофолка, в особенности те, где была слышна партия виолончели.

Также, когда мне на глаза впервые попалась афиша мероприятия, я обратил внимание на сибиряков Nytt Land, выступление которых, когда они играли в поддержку «викингов» Wardruna, я пропустил — так вот, думал было наверстать упущенное. Однако их выступление пришлось на 21 июня — т.е., мне гарантированно пришлось бы торчать в с. Волковское лишний день. А на 22-е расписание было составлено для меня лично вполне удобно: так, что и Рада и Терновник, и Moon Far Away начинали играть ближе к полуночи и заканчивали в три утра — после их выступления можно было сразу сматывать удочки на электричке, не оставаясь на ночёвку. 😺

* * *

В качестве отступления я вкратце законспектирую, как добирался до места проведения фестиваля и что мне за это время довелось пережить. Дело в том, что эта моя небольшая поездка выявила некоторые небезынтересные моменты и «острые углы», характерные для бытия в нашей РФ. 😺 Плюс, я хотел бы попутно написать и про Серпухов.


Князь Владимир Андреевич Храбрый, внук Ивана Калиты и двоюродный брат Дм. Донского. Вполне себе лицо Серпухова. Даже и удивительно, но я не обнаружил ни одного советского истукана

Так вот, поскольку остальные выступавшие на фестивале команды мне были не так интересны, я сразу ориентировался на прибытие плюс-минус ко времени выступления Рады и Терновника, т.е. к полуночи. Я, к сожалению (не имея понятия, решусь ехать или нет 😺) заранее не озаботился билетами, а в канун фестиваля мне их взять на сайте не удалось. Ну что ж — подумал я, — возьмём на месте. Даром что, конечно, 3 000 рублей, на мой взгляд, несколько дороговато (возможно, для тех, кто планировал наслаждаться выступлениями всех команд, возможно, ценник и адекватный), с учётом проезда из Москвы туда-обратно.

Прикинул маршрут от ж/д-станции Серпухов, откуда планировал пройти пешком — где-то порядка, ни много ни мало, 23 км; часа за три путь при желании вполне можно осилить быстрым шагом «для бешеной собаки и 100 км не крюк», хотя о собаках мы ещё поговорим 😺. Плюс, хотелось немного город посмотреть. Специально ради этого я утащил, как оказалось, единственную(!) оказавшуюся пару кроссовок в магазине «Спортмастер» нужного мне большого размера — тут уж было не до модели и не до ценника. 😺


«Воздушный змей шар, его полёт высок…»

Всё б ничего, но меня ждал сюрприз за сюрпризом. Во-первых, я специально взял в терминале на Курском вокзале билет на электричку, стоимость которого как раз равна стоимости экспресса, на котором я планировал добраться до Серпухова. Но каково же было моё удивление, когда меня в электричку не пустили. Наше дорогое государство вместе с РЖД, оказывается, уже ссытся продавать билеты на комфортабельные (более-менее) электрички без паспорта (вдруг там экстремисты едут, ага), и на этот экспресс нужно было брать билет именно в кассе, а не в терминале — но у меня уже не было ни времени, ни паспорта (кто ж его с собой носит-то). Плюс, я долго не мог зайти на платформу, откуда она стартует, потому что выход был с какого-то другого перехода, о чём сразу догадаться тяжело — в итоге, поскольку время сильно поджимало, пришлось грубым образом прыгать и залазить на платформу. В итоге, всё зря: проводник погнал меня с этого экспресса по вышеуказанным причинам. 😺


Крест на куполе, видимо, накренило майскими или июньскими ураганами

Следующая электричка до Серпухова (обычная, «для населения») хоть и пришла достаточно быстро после отъезда экспресса (кстати, полупустого, и это как минимум), но ехала минут на пятьдесят дольше. В вагоне, кстати, было какое-то количество «зайцев», и на фронт борьбы с нищающим год от года населением и выбивания с него платы за проезд РЖД и его подрядчики решили кинуть контролёрш и охранников (между прочим, с июля они повысили плату за проезд, притом что реальные доходы населения по официальным данным падают).


Где-то вот здесь вот — Серпуховский Кремль, но времени смотреться категорически не было

По прибытии в темпе вальса шёл через весь город к шоссе на нужный поворот на деревню Дракино, попутно осматривая подвернувшиеся достопримечательности и заглянув в магазин за провизией. В целом, город оставил приятные впечатления: тихий, спокойный, чистый, в хорошем смысле «провинциальный».


Где тут смеяться, догадайтесь сами

Помимо зелёных районов с хрущёвками — кстати, аккуратными и вполне себе вписывающимися в урбанистическую «экологию», — то и дело попадались старые красивые дома дореволюционной, видимо, постройки. Много где стоят даже добротно сложенные деревянные избы (другое дело, правда, каково в них живётся и когда там делали последний раз капитальный ремонт). Иногда даже присутствовало впечатление, что идёшь даже не по городу, а по посёлку, даром что здесь воздвигаются и многоэтажки.


Всё тот же воздушный шар, над рекой Нарвой

В итоге, когда я добрался до поворота на Дракино в начале 11 вечера, на улице успело окончательно стемнеть. К тому же, внезапно пал довольно сильный туман. Но это ладно бы: куда идти, я примерно понимал, хоть там ещё километров 10 и вряд ли меньше. 😺 В отсутствие фонарей путь мне освещали (правда, внезапный резкий свет сильно раздражал) фары и противотуманные фонари проезжавших машин. Я прошёл ещё несколько километров сквозь туман, наслаждаясь немного щекочущей нервы ночной атмосферой незнакомого открытого пространства. Где-то вдали было слышно протяжное пение какой-то полевой птицы. Был забавный момент, когда я внезапно понял, что прохожу в практически полной темноте вдоль кладбища…


Танк на постаменте, поворот на Дракино

Однако этот замечательный пеший вояж, увы, пришлось прервать. Примерно где-то возле безлюдного строительного рынка «Антей» в эту холодную ночь мне внезапно оказали не менее холодный приём: на меня всерьёз попробовали покуситься, как остроумно назвал эту живность один блогер, дикие собаки РесФеда. 😺 Внезапно вблизи, за открытым забором, завыла, забегала туда-сюда и загавкала на меня одна, затем подключилась другая, и где-то вдалеке ещё, кажется, две решили присоединиться. Представьте себе ситуацию: ночь, туман, решительно никого из людей больше вокруг, редкие машины — и внезапная агрессия бродячих собак. Перспектива, прямо скажем, не из приятных, тем более что отбиваться от них мне было практически и нечем: разве что небольшим рюкзаком. Не знаю, помог бы мне в этой ситуации газовый баллончик, но моё громкое «фу» помогло мало — собаки загавкали ещё сильней. Тут-то я и дал дёру назад — без фанатизма, но решительными шагами. 😺 За мной, слава Богу, не погнались и не набросились, хотя недоброе гавкание я, отчаянно и безрезультатно пытавшийся тормознуть проезжавшие мимо редкие машины, слышал вслед ещё довольно долго — видимо, ретировался довольно удачно и псам было лениво покидать насиженное место.

Я решил судьбу более не искушать и вызвал такси прямиком до усадьбы. Таксист мне, кстати, подтвердил, что именно в этом районе люди уже жаловались на бродячих собак, притом вызывали службы, которые так ничего с ними не смогли сделать почему-то.

А когда я наконец добрался до ворот усадьбы, внезапно получил, что называется, от ворот поворот: организаторы на сайте не сообщили, что касса фестиваля, оказывается, закрывается в 11 вечера. Прибыл я где-то в 23:40 и нос к носу столкнулся с охранником, который мне сию печальную весть и поведал. К 7 утра, мол, подходите, когда кассы соизволят открыться; пропустить же без билета никак нельзя, да и платный кэмпинг Вы оплатить также не сможете (правда, он мне и не нужен). А бесплатный — вот там, мол, где машины у забора…

В общем, до начала выступления интересных мне команд ещё целых двадцать минут — а попасть на них нельзя. Хорошо, впрочем, что со стороны «бесплатного кэмпига» через забор был виден кусок сцены, да и слышно было всё происходящее на сцене довольно хорошо. Обидно, конечно, но не сразу ж назад ехать!


Собственно, вот в каком-то таком виде и предстал перед моим взором фестиваль 😺

* * *

А в это время завершал своё выступление талантливый, но совершенно не интересный мне (я уже был на его живом выступлении) петербуржец Нейромонах Феофан, которого проводили после коллективной фотосессии под бурные аплодисменты. После чего ведущий внезапно сообщил о том, что следом за огненным шоу и выступлением Рады и Терновника вместо Moon Far Away публику будет под гитару развлекать Бранимир. Я не являюсь поклонником творчества этого, наверное, талантливого барда, и мне в этот момент стало действительно обидно; и здесь я решил, что коль уж так, то «Рады» мне вполне хватит послушать за то короткое время, пока буду ждать такси, на котором отправлюсь до серпуховского вокзала дожидаться электричку домой.

Так вот, из того фрагмента выступления, что мне довелось услышать, Рада и Терновник на сей раз решили предстать перед публикой в качестве авангард-рокеров с саундом (насколько я понимаю, сейчас они остановились именно на такой концепции), сильно «армированным» электрогитарами под сильную динамичную ритм-секцию. И конечно, сквозь этот ночной туман лились узнаваемые своеобычные, отчасти «шаманистические» вокализы Рады, являющиеся, безусловно, одной из визитных карточек группы. «Рада» разминались (и согревались? 😺) на композиции «Холодно», которую и сыграли (правда, не первой): электрогитарные пассажи, реверберация и колкий импровизационный вокал Рады, дополнительно гипнотизирующий эхо-эффектом, — всё так же здесь присутствовало, в этом плане отступлений не было. А вот первую и тоже достаточно приятную динамичную вещь я в существенной части упустил, потому что ко всему прочему стало действительно чертовски холодно и, чтобы согреться, приходилось ходить туда-сюда. По-моему, это была «А не быть ветрам».

…Вот подъехало такси, и я, уже изрядно заиндевевший, но не особо уставший, отбыл наконец с этого дюже гостеприимного фестиваля на вокзал. Правда, до электрички было ещё часа три, которые я частично потратил на написание этих строк, сидя на лавочке у подъезда какой-то серпуховской хрущёвки с ноутбуком на коленях, частично — на ночную прогулку по городу, который, повторюсь, оказался, в целом, тихим и милым.


Городской парк


Памятник князю Храброму, повернувшемуся к нам спиной


Он же, в ночной иллюминации

P.S. Резюме не будет: резюмировать тут, по-моему, особо нечего. 😺

Запись опубликована в рубрике Концерт с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Внимание! Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые ниже, т.е. под оригинальными записями и внизу страниц сайта, комментарии, не отвечает за их содержание. Все права на комментарии (и всё бремя ответственности за публикацию) принадлежат их авторам.

Добавить комментарий

Публикуя здесь что-либо, вы обязуетесь строго следовать российскому законодательству и несёте ответственность за свои комментарии самостоятельно. Ваши персональные данные здесь не обрабатываются и не хранятся. Администрация сайта adlersky.top не имеет отношения и не несёт никакой ответственности за публикуемые под записями и страницами сайта комментарии.
☝ По нажатии "Отправить" комментарий автоматически уйдёт на модерацию

58 − 49 =